Настоящей находкой января в русском прокате стал фильм «Ла-Ла Ленд» американского независимого режиссера и сценариста Дэмьена Шазелла. Фильм уже завоевал 7 премий «Золотой глобус» и все ждут, как минимум,  номинации на «Оскар». Сразу хочу предупредить, мнение мое глубоко субъективно, и, скорее, рецензия подойдет для людей, не боящихся спойлеров.

Большим мечтателям посвящается. «Ла-ла Ленд» – поэзия современной жизни

Настоящей находкой января в русском прокате стал фильм «Ла-Ла Ленд» американского независимого режиссера и сценариста Дэмьена Шазелла. Фильм уже завоевал 7 премий «Золотой глобус» и все ждут, как минимум,  номинации на «Оскар». Сразу хочу предупредить, мнение мое глубоко субъективно, и, скорее, рецензия подойдет для людей, не боящихся спойлеров.

На сегодняшний день среди моих знакомых уже есть те, кто посмотрел фильм и два, и три раза. Так почему «Ла-ла Ленд» пользуется такой популярностью?  Казалось бы, мюзикл, а такой успех? Попробуем разобраться.

Во-первых, жанр фильма довольно обширен: мюзикл, драма, мелодрама, комедия. Особенности жанра: фильм-мечта, фильм-праздник, фильм-джаз, фильм-блюз, фильм-ретроспектива, фильм-ностальгия, фильм- американская трагедия. Сразу замечу, что я не люблю «мюзикл» как жанр. Джаз – обожаю. А в этом фильме джаза было много.

Во-вторых, в фильме звучит яркая, философская тема – выбор собственного пути во враждебном душе мире. Хорошим зачином  является совершенно гротесковая сцена в начале фильма, снятая в абсолютно присущем мюзиклу стиле: утро, жара, Лос-Анджелес, километровая пробка. И тут все выскакивают из своих машин и начинают петь и танцевать. Выглядит до жути странно  и слащаво, но этот прием –  лишь способ убежать от реальности. Режиссер Дэмьен Шазелл изобразил реальную картину мира, где «романтика» воспринимается как ругательство. Песня «Another Day Of Sun» – словно гимн идеи «станьте солнцем, вас все и увидят».

На жизненном перепутье стоят два героя –  талантливый музыкант Себастьян (Райан Гослинг) и начинающая актриса Мия (Эмма Стоун). Они словно из разных миров, разных эпох. Судьба несколько раз сталкивает их в огромном Лос-Анджелесе, и персонажи влюбляются друг в друга. Но фильм рассказывает не только историю их отношений, а показывает, как раскрываются задатки их творческих личностей на фоне любви.У каждого из них есть своя сокровенная мечта, к которой они изо всех сил стремятся.

Лично меня картина поразила своей многогранностью: это не банальный фильм-мюзикл о любви и фантазерстве, а фильм со своей философией. Хорошей ленту делает наличие проблематики и конфликта. Героев одолевают как внутренние, так и внешние конфликты. «Ла-ла Ленд» открыто говорит о том, как найти свое место в этом безгранично большом мире, как развить свои способности и не зарыть талант в землю, как пережить неудачи, как найти путь к гармонии. Поднимает вопросы из ряда: стоит ли подстраиваться под окружающих, если это претит тебе и твоим принципам,  как сделать судьбоносный выбор между личной жизнью и делом всей жизни?

Люди разных профессий сталкиваются с отказами: вам могут отказать на собеседовании, потому что вы действительно не подходите или же работодатель плохо себя чувствует, поругался с женой, встал не с той ноги, опаздывает на ланч. В  основу картины легли  подобные реальные истории, произошедшие с Райаном и Эммой в начале актерской карьеры. В «Ла-ла Ленде» Мие постоянно отказывают, а Себастьяна – просто не понимают. Мы видим, как сталкиваясь с  внешними трудностями, они ставят под сомнение веру в себя. Они просто в поиске своего места под солнцем: «Где-то на Земле есть место, где я найду себя. Это место ждет, чтобы я его нашла», – поет Мия.

Герои будто увязли в ностальгии по тому, что было: по своему детству, по тому времени, когда джаз был жив и Голливуд снимал качественное кино. Мотив ностальгии пропитывает весь фильм.

Во внутреннем мире героев нет  места политике, любовным треугольникам, только лишь немного экономики. Но деньги для героев – не отягощающая самоцель, а лишь средство для исполнения своей мечты. Казалось бы, Себастьян и Мия живут в солнечном Лос-Анджелесе, но это не идеальный мир. То, с чем сталкиваются герои в своей жизни – убого. Она разливает по пластиковым стаканам кофе и пробуется на второсортные картины, отражающие пошлые реалии жизни. Он, чтобы открыть джаз-клуб, играет примитивно-ненавистную музыку. К своим целям они идут честным путем, но честны ли они перед собой? Себастьян постоянно повторяет: «Да какая разница, нравится ли кому-то это? Главное, чтобы это нравилось тебе!». Хотя сам делает все с точностью до наоборот. Он любит джаз в «классическом виде», а вынужден играть то, что «хавает пипл». В начале фильма его герой, наигрывая пресловутый «Jingle Bells» в ресторане, делает над собой усилие – он не способен даже одного вечера выдержать, чтобы не исполнить нечто глубокое! А затем подписывает контракт и становится клавишником  в современном джаз-бэнде. Ради чего? Прежде всего, ради Мии, а потом уже ради мечты. На концерте зритель  впервые видит негодование героини: «Как? Как он может так с собой поступить?». С этого момента их пути начинают расходиться.

Конечно, зрителей держит в напряжении и любовная тема. Закончится ли их история хеппи-эндом, преодолеют ли они трудности, и, в конце концов, что они поставят на пьедестал своей жизни? От фильма щемит в сердце: почему двое талантливых, интересных и любящих друг друга людей не могут быть вместе? Да просто от того, что с ними случилось то, что мы называем «жизнью».У каждого человека есть собственный внутренний мир, свои цели и свое понятие счастья.Они не смогли найти общую, среднюю дорогу. Но это их выбор, и ничего уже нельзя изменить. Потому что сначала он, а затем и она делают ставку на мечту.

На самом деле, финал был предсказуем с первых же кадров. В Лос-Анджелесе всегда тепло, но режиссер делит сюжет на этапы: «зима», «весна», «лето», «осень». Тем самым, времена года подсознательно отсылают к хорошо известным фильмам «500 дней лета» Марка Уэбба и «Париж, я люблю тебя» в режиссуре Тома Тыквера: «Наша весна была чудесна, но наше лето прошло, мы не заметили осень, и вдруг стало так холодно». К тому же, дальнейшее действие предвещают детали-символы, которым наполнен фильм. Так любовная лодка разбилась о  мечты. Себастьян и Мия – заядлые мечтатели, сумевшие воплотить свои грезы в жизнь. Каждый получил свое. Но какой ценой? Режиссер отвечает на этот вопрос.

Художественное время расширяется, мы видим то, что случилось с героями спустя 5 лет. Режиссер вводит в фильм прием ретроспекции и показывает альтернативно-идеальную реальность. Герои вновь встречаются взглядами, и композиция фильма закольцовывается. За пару минут мы наблюдаем всю сюжетную линию Себастьяна и Мии, но в радужных тонах. Вот он, тот самый хеппи-энд. Но музыка затихает, взгляды разводятся, наступает действительность. Просто беспредельное страдание по утраченному миру. Себастьян отсчитывает такт: «Раз, два, три, четыре», – и, как по накатанной,  жизнь продолжается, вновь зима сменится весной…От этого становится горько. Горько еще и от того, что люди, порой, не могут найти в себе сил для равновесия, одиноки или проживают жизни не с теми людьми.

Помимо центральных персонажей в фильме, есть и еще один герой – госпожа Музыка. А в фильме она чудесна. Джастин Гурвич просто настоящий гений! Мелодии вписаны органично, не загружают сюжет, а лишь расставляют акценты. Все вокальные партии исполнены центральными актерами, а не профессионалами. Звучат они не идеально, но картине это придает лишь пикантность и правдивость. Чего только стоит песня «Audition» в исполнении Эммы Стоун: во время кинопроб ее героиню просят рассказать историю – и появляется настоящая исповедь. А герой Райана Гослинга вообще  «разговаривает» на языке музыки. Все фортепианные партии, кстати, исполняются Гослингом без использования дублера и спецэффектов. Шесть дней в неделю по два часа в день Райан Гослинг брал уроки игры на фортепиано, заучивая музыку наизусть. По-моему, этот факт тоже очень подкупает. Хочу также заметить, что все музыкальные блоки сопровождались субтитрами.

Оценка фильма: «Таких фильмов больше не делают»! Моя нелюбовь к мюзиклам ушла на дальний план, потому что фильм снят потрясающе, он ослепительно красив, притягателен и забавен. Видна колоссальная работа съемочной группы. Пыталась вспомнить, когда я в последний раз выходила из кино в таких чувствах – ничего не вышло. «Ла-Ла Ленд» дает толчок к размышлениям. Творческим личностям рекомендую к просмотру. Но не исключаю, что некоторым он может показаться затянутым и не трогательным. Так что перед просмотром хорошенько задумайтесь: не станет ли мюзикл насилием для вас?

Юлия Мирошникова

24 января 2017

Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в .

Подписаться

Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в .

Комментарии

Сортировка комментариев: По дате По рейтингу
Оставьте свой комментарий
Вы вошли как

Все ваши сообщения, до публикации, будут проверены модератором

НЕДАВНО В РАЗДЕЛЕ