Хроника
Вернуться в разделИстория гибели одного завода
21 июня издание Forbes опубликовало список из 15 главных банкротов России. Третье место в этом списке занял бизнесмен и бывший собственник ООО "Таганрогский Автомобильный Завод" Михаил Парамонов. 30 июня стало известно о том что аукцион по продаже имущества компании "ТагАЗ" не состоялся по причине отсутствия спроса. Однако 2016 год не самый плохой в небольшой истории этого завода. Мы составили для вас хронологию событий того как "Таганрогский Автозавод" прошёл путь от новой страницы в истории российского автомобилестроения до никому не нужных производственных площадей и спецтехники.
История начинается в 1997 году. Полным ходом ведётся строительство нового автозавода по лицензии и технологии южнокорейской компании Daewoo Motors. Общий объём инвестиций составил более $320 млн. В планах выпуск трех корейских моделей Daewoo Leganza, Nubira и Lanos (однако в первый же год производство приостановлено из-за перебоев с поставками концерна Daewoo).
Торжественное открытие предприятия пришлось на 1998 год. Именно тогда случился экономический кризис в России, что вынудило руководство сразу же перевести автозавод в режим “холостого хода” для сохранения работоспособности.
Хорошие новости приходят в 2000 году с подписанием сразу двух контрактов с концерном PSA о сборке в Таганроге автомобилей Citroen Berlingo, и с Hyundai Motor Company о начале лицензированного производства автомобиля Hyundai Accent. Прошёл год и с конвейера сошёл первый Accent русской сборки. Спустя два года началось промышленное производство этого автомобиля. 2004 2008 годы “ТагАЗ” начинает промышленное производство таких автомобилей как внедорожник Hyundai Santa Fe Classic, грузовой автомобиль Hyundai Porter и седан класса C Hyundai Elantra XD. Организован департамент коммерческого транспорта, производственная программа которого включает автобусы County и AeroTown, а также седельный тягач Tractor HD500. Также в конце этого периода продан 150тысячный Hyundai Accent, собранный в Таганроге. Завод показал самые быстрые темпы прироста среди крупных автопроизводителей.
Завод рос огромными темпами. Однако спустя десять лет после открытия “ТагАЗ” переживёт удар мирового финансового кризиса. Трудности начались у “ТагАЗа” в 2009 году. Компания Hyundai, дабы остаться на рынке России, потребовало увеличить объем производства, что было невозможно сделать без модернизации, с которой владельцы запоздали. Михаил Парамонов успел приобрести долю в Белокалитвинском металлургическом комбинате, большие доли в заводах пищевой промышленности и многих других отраслях, денег на модернизацию производственных линий "ТагАЗа" не осталось. Машины просто перестали покупать, а кредиты, висящие на предприятии, остались. Объёмы производства упали в три раза, долги перед банками выросли до 20 млрд рублей.
Среди инвесторов ведутся разговоры о том, чтобы признать компанию банкротом, но по инициативе Владимира Путина было принято решение о реструктуризации задолженности. Завод заключает соглашение с Минпромторгом и властями Ростовской области, чтобы продолжить производство автомобилей.
2010 год. «Таганрогский автомобильный завод» закрывает производство автомобилей Hyundai и ведет переговоры о выпуске китайских машин BYD. Завод «ТагАЗ» попадает в большой скандал. Китайцы заключили с таганрогским производством контракт и отправили 6000 машинокомплектов, из которых необходимо собрать шесть тысяч автомобилей и отправить их дилерам Chery. «ТагАЗ» отгрузил первые 250 машин дилерской сети китайцев, а остальные автомобили стал продавать под собственным брендом и с собственными шельдиками. На рынке мирового автопрома случился огромный скандал, китайцы разорвали все отношения с таганрогским заводом. Репутация Таганрогского автомобильного завода оказалась не просто подмоченной, а практически утонувшей. Арбитражный суд Москвы взыскивает с ”ТагАЗ” в пользу банка ВТБ 726,9 млн. рублей долга по кредиту. Также суд обращает взыскание на заложенное по кредиту имущество (оборудование «ТагАЗа») рыночной стоимостью 617,2 млн. рублей (поскольку заёмщик не исполнял свои обязательства по погашению долга).
2011 год. Сотрудники полиции начали обыски в офисе ООО «ТагАЗ» связанные с расследованием уголовного дела по факту уклонения от уплаты налогов. В ходе обысков была произведена выемка бухгалтерских и иных документов за период с 2005 по 2008 год, которые могут иметь значение для расследуемого уголовного дела.
2012 год. Долги по заработной плате составляют около 53 млн рублей, а в службу занятости населения поступает информация о предстоящем массовом сокращении работников в количестве 2 тыс. 695 человек. Арбитражный суд Москвы удовлетворяет иск «Газпромбанка» ООО «Таганрогский автомобильный завод» на сумму 21,268 млн евро и $1 млн 829,88 тыс. долга по аккредитивам. Арбитражный суд Ростовской области вводит в отношении “ТагАЗа” процедуру наблюдения.
2013 год. Сайт МВД России по Ростовской области сообщает о том что автомобильный завод в Таганроге около года работал без лицензии, получив почти 200 млн рублей дохода. На «ТагАЗе» массово увольняют сотрудников. В профсоюзе завода утверждают, что сотрудников сокращают, поскольку на предприятие не поступили обещанные заказы, а руководство из-за этого не может содержать персонал.
2014 год. Суд признаёт ТагАЗ банкротом и ввел конкурсное производство
2015 год. Ростовский арбитражный суд на полгода продлевает конкурсное производство в ООО “Таганрогский автомобильный завод”.
2016 год. “ТагАЗ” остаётся должен Сбербанку около 4,5 млрд. рублей. Имущество предприятия выставлено на торги, которые продлятся до 30 ноября 2016 года.
Почему это произошло?
Владимир Беспалов, аналитик «ВТБ-Капитал», считает, что толчком к разрушению молодого автозавода стал именно кризис 2008 года. Высокая закредитованность как самого предприятия, так и всего холдинга Парамонова просто не позволили держать бизнес на плаву при низком спросе на автомобили. Наличие нерешенных проблем модернизации производства только усугубляли ситуацию. Обман китайских партнеров, после чего «ТагАЗ» просто не смог восполнить репутационные потери, стал своего рода контрольным выстрелом для производства.
Изображения: wroom.ru, kerrangjke.livejournal.com
Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Комментарии