День космонавтики — это великий праздник для нашего народа. О нем знают даже дети. Но к сожалению не все дети могут его прочувствовать и прикоснуться так, как ученики школы, о которой пойдет речь в данной статье.

Когда день космонавтики не просто день…

12 Апреля - это именно тот день, когда первые ассоциации у меня возникают не с праздником в честь покорения космоса человеком, а в первую очередь со школой в которой я когда-то учился. Эта школа №3 в городе Таганроге, которой в 1992 году присвоено имя первого космонавта России Ю.А. Гагарина. Звание присвоено за работу музея космонавтики, располагающегося в стенах школы, экспонаты которого выставлялись на российских и международных выставках и удостоены различных призов и наград. В этом учебном заведении все пропитано космической тематикой! Сложно говорить о том, что там происходит сейчас, ведь прошло уже много лет с того момента как я покинул ее стены, но именно этот праздник в школе был самым интересным и сейчас расскажу почему...

День космонавтики часто был будним, и поэтому мы как правило находились на уроках.  Традиционно, когда все сидели за партами, через систему оповещения которую многие называли "школьное радио" включалась запись и в ней рассказывалось об этом празднике.  Но для некоторых классов это было далеко не самое интересное!  12 апреля для школьников организовывались экскурсии в музей, о котором я говорил выше, который занимал целое крыло на втором этаже здания. Это было поистине впечатляющее место, особенно для тех, кто оказался там впервые!  За все время, я был там три или четыре раза, в разном возрасте, но не смотря на это у меня осталось много воспоминаний.

Музей был основан в далеком 1976 году Бардашевым Георгием Константиновичем который в 2001 году стал почетным гражданином города Таганрога, и этот музей является уникальным и единственным в своем роде школьным музеем в нашей стране.  Ученики Георгия Константиновича, который с самого момента основания школы №3 был преподавателем труда, сами пополняли коллекцию музея своими лучшими работами. Иногда, если музею требовались детали или электроника, которые невозможно было сделать в условиях школы, с некоторыми проектами, по имеющейся информации, музею помогали заводы.  В то время, когда я познакомился с Георгием Константиновичем, он вел школьный кружок в который абсолютно бесплатно мог записаться любой желающий и начать пробовать делать свой первый космический корабль из куска полистирола. Это был конец девяностых или начало двухтысячных годов.

Первым проектом на котором учащийся начинал осваивать мастерство, обычно была какая-нибудь фигурка, которую нужно было выточить напильником из кусочка пластмассы, просверлить в нем отверстие и вклеить туда круглое цветное оргстекло. Мне в качестве задания дали фигурку сердечка. Сейчас такая поделка кажется невероятно простой, но восьмилетнему ребенку приходилось помучиться. А что поделать? В первый раз всегда сложно, но потом, когда привыкаешь к материалу, уже появляется интерес развивать мастерство дальше.

После того как первый этап был пройден, ученика начинали плавно вводить в тематику кружка и следующим проектом было изготовление самолетика, который в конце еще и должен был быть окрашен в серебристый цвет.   Там уже приходилось постараться, ведь чем ровнее и аккуратнее будет сделан самолет, тем быстрее ученик переходил к следующим, более сложным проектам.  Таким образом, участники кружка развивали свои навыки, работы становились сложнее, появлялась возможность создавать свои собственные конструкции и забирать их домой, а самые лучшие и интересные из них занимали свое законное место в музее!  К сожалению сделанный самолетик был утерян, и пришлось восстановить его с помощью компьютерной графики чтобы читатели могли представить, о чем идет речь.

Занятия в кружке — это труд. Но этот труд был интересным, и туда хотелось приходить снова и снова. Мой сосед-ровесник, начал заниматься там раньше меня, и я помню с каким удовольствием он показывал мне свою космическую станцию, и то, что он сделал в этом кружке. После увиденного я хотел поскорее перейти к более сложным проектам. 

О самом музее можно говорить много, но слова вряд ли передадут те эмоции которые ты начинаешь испытывать, находясь в этом удивительном месте! Мне кажется даже сейчас, любой самый искушенный современными технологиями человек, все равно не останется равнодушным к экспонатам которые там представлены. Каждый проект — это результат фантазии человека под единой тематикой – космос и исследование подводного мира.  Все экспонаты — кропотливая ручная работа и настоящая аналоговая механика, которая жужжа шестернями и электродвигателями приводится в движение, показывая зрителю увлекательное зрелище.

В музее есть несколько залов, в которых выставлены модели космических кораблей. Также есть большие диорамы на тему освоения космоса и подводного мира. В них мы можем наблюдать, как выглядели бы подводные станции, которые сообщаются с внешним миром с помощью батискафов. С похожей механикой работает сцена, посвящённая космосу. Все это сопровождается не только рассказом экскурсовода, но и звуковыми эффектами. К сожалению фотографий данного музея, крайне мало, поэтому показываем все, что удалось найти.

Диорама освоения подводного мира

Диорама освоения Луны

 

Особого внимания заслуживает сцена с роботами, которые судя по всему добывают ископаемые. В этой композиции самым интересным является робот который умеет мотать головой в стороны и мигать глазами. Обычно к этому роботу всегда подводят экскурсионную группу и просят школьников задать этому роботу вопросы. Например, «А хорошо ли мы себя ведем?». Робот вертит головой, что означает ответ «Нет».  Ответ «Да» выражается в моргании лампочек в глазах робота. Школьники остаются удивлены искусственным интеллектом робота. Я тоже после посещения музея в раннем возрасте, думал, что наша школа обладает какими-то сверх технологиями в виде антропоморфного пластикового создания, знающего ответы на все вопросы.  Но на самом деле секрет заключался в том, что экскурсовод закрывал собой элементы управления и незаметно для группы нажимал кнопки в зависимости от того, какой ответ нужно дать. Все это конечно могло быть очевидно для взрослого человека, но на детей производило неизгладимое впечатление.

Так же в музее есть другие интересные экспонаты, например хищный цветок, который пытается съесть космонавта вышедшего из своей летающей тарелки по трапу, и многие другие. Некоторые композиции дополняются сюжетными изображениями.

Есть планетоходы, которые катаются рядом с толпой посетителей, что тоже вовлекает в процесс.

Экспонатов действительно много.  Еще бы! Музей существовал огромное количество лет, постоянно пополняясь новыми аппаратами. В нем даже запах особенный. Если бы Вы когда-нибудь разбирали старую электронику то он будет вам знаком (прошу заметить, что это не неприятный запах). Те идеи с которыми создавался этот музей актуальны и сейчас. Конечно уже ушло много времени, и некоторые вещи мы уже видим совсем по-другому, но многие из них так и не достигли даже малой части того, что пытаются показать зрителю эти экспонаты. Даже сейчас, при написании статьи и поиске фотографий (которых на удивление мало), возникает желание мечтать и создавать что-то подобное. Это место имеет непередаваемую атмосферу. Я считаю, мне очень повезло, что я смог побывать там и работать под руководством выдающегося преподавателя, который смог создать все это. 

Понятно, что музей находится в здании школы, и это исключает возможность его посещения всеми желающими.  В настоящее время очень сложно найти фотографии, сделанные в данном музее.  Это очень печально, так как в современном мире мы можем смотреть панорамные фотографии в известных музеях и посещать виртуальные туры, не выходя из дома.  При нынешних возможностях очень жаль, что пусть и небольшой, но без преувеличения уникальный музей не имеет подобных возможностей.

К сожалению, Григория Константиновича Бардашева уже давно нет, и музей остался без своего хранителя.  Кружок тоже прекратил свое существование. Судя по новостям, космический музей хотят перенести для расширения пространства и создания новых классов в заброшенное здание тира около школы, состояние которого даже на первый взгляд оставляет желать лучшего. А представьте, как перенести целый музей, который создавался десятилетиями на базе конкретного помещения, не причинив ему серьезного и непоправимого ущерба, особенно тогда, когда его создателя уже нет в живых?  Неизвестно, во что все это выльется. Но если это произойдет, то скорее всего ничего хорошего не будет.  Хотелось бы, чтобы на наше достояние могли смотреть не только учащиеся третей школы, но и все желающие. Однако данный музей даже не имеет статуса музея и поэтому есть большие опасения, что весь труд поколений учащихся в данной школе просто станет забытым и превратится в хлам. Остается только надеяться, что данная коллекция будет все так же радовать учащихся и будоражить их воображение, поддерживаться в отличном состоянии.  Если будет иначе то на ум невольно приходит всем известный в интернете мем, который начинается с «Юра, мы все …». Ну а продолжение Вы и сами знаете…  

Для фотографий к статье взяты скриншоты из видео: https://www.youtube.com/watch?v=1PeqUKe__fM

Алексей Томашов

12 апреля 2018

Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в .

Подписаться

Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в .

Комментарии

Сортировка комментариев: По дате По рейтингу
Оставьте свой комментарий
Вы вошли как

Все ваши сообщения, до публикации, будут проверены модератором

НЕДАВНО В РАЗДЕЛЕ