Трагедия в кемеровской «Зимней вишне» разделила жизнь миллионов людей по всей стране на «до» и «после». А горе сплотило в борьбе за справедливость и защищенность. Пока власти предлагают «без кампанейщины» проверить на предмет безопасности торговые центры России, активисты действуют: помогают выявлять нарушения, запустив акцию #заперто в соц. сетях.

Пожара бояться – в ТРЦ не ходить?

Трагедия в кемеровской «Зимней вишне» разделила жизнь миллионов людей по всей стране на «до» и «после». А горе сплотило в борьбе за справедливость и защищенность. Пока власти предлагают «без кампанейщины» проверить на предмет безопасности торговые центры России, активисты действуют: помогают выявлять нарушения, запустив акцию #заперто в соц. сетях.  Торговые центры тоже, в свою очередь, стараются убедить испуганных граждан в постоянном контроле состояния пожарной безопасности, в регулярной проверке помещений и путей эвакуации. Правда, в основном, ограничивается это не очень убедительными постами и комментариями в социальных сетях.

Но есть и действительно удивительный случай, произошедший не в крупном городе, а на периферии, в Таганроге. Один из городских торгово-развлекательных  центров «Мармелад» по собственной инициативе обратился к таганрожцам с призывом прийти и «убедиться в наличии   современной системы пожарной безопасности здания». Странно, что шаг навстречу вообще кажется удивительным – это ведь должно быть в порядке вещей. Кстати, на подобную абсолютно прозрачную акцию не отважилось ни  одно крупное торговое заведение не только Ростовской области, но и России. По крайней мере, пока.

Для справки отмечу, что ТРЦ «Мармелад» – современный четырехуровневый торгово-развлекательный центр супер-регионального формата. Самый крупный торгово-развлекательный центр в Таганроге и западной части Ростовской области. Общая площадь объекта составляет 52000 кв.м., арендопригодная — 38500 кв.м. ТЦ открыт в декабре 2013 года.

le-slideshow

После ужасающих событий в «Зимней вишне» посетителей в торговых залах существенно поубавилось. Если вы когда-нибудь возвращались из кино или кафе ТЦ после закрытия магазинов, то вы имеете примерное  представление о том, как выглядит данная территория  в эти дни. 29 марта, поборов  страх, более ста человек пришли на встречу с управляющей компанией ОАО «Инпром Эстейт»  и руководителями ТРЦ  в поисках правдивой информации. Первым с презентацией выступил директор по капитальному строительству ОАО «Инпром Эстейт» Владимир Костенко. Он отметил, что торговый центр оснащен современной, в основном, импортной техникой:

  • двумя котельными (производитель Vismann Germany);
  • двумя трансформаторными  подстанциями 10 МВт (Siemens Germany), дающими возможность снабжать электричеством ТРЦ при городском обесточивании;
  • установками приточно-вытяжной вентиляции;
  • диспетчерской (с двумя операторами и одной сотней камер), работающей в круглосуточном режиме и готовой напрямую связаться с МЧС;
  • автоматической системой пожарной безопасности;
  • эвакуационными выходами (не менее 9 на каждом этаже).

В случае пожара в здании включается водяное пожаротушение, а пожарный резервуар объемом 80 кубометров воды с подпиткой из системы центрального водоснабжения позволяет обеспечить непрерывное пожаротушение до полной ликвидации очага возгорания. В «Мармеладе» установлено около 3000  спринклеров, 160 пожарных кранов и 700 огнетушителей. После включения пожарной сигнализации автоматически запускаются вентиляторы дымоудаления, установленные на крыше ТЦ. Система подпора воздуха обеспечивает безопасное пребывание людей в лифтовых тамбурах и лестничных клетках.

Сухая техническая информация сменилась живым активным  общением с людьми и СМИ. Хорошо подготовленная публика обратились за подробностями в вопросах гарантии безопасности. Людей небезразлично волновало все: проведена ли расчётная оценка рисков; какие сценарии возникновения пожара рассматриваются  техническими службами ТЦ; смогут ли службы спасения подъехать к ТРЦ;  возможно ли поражение людей электрическим током при пожаротушении; чего ждать от  человеческого фактора в экстренных ситуациях; как поведут себя  при пожаре материалы, используемые в облицовке  здания;  сработают ли магнитные замки на дверях; когда проходила крайняя проверка, и насколько хорошо с ней справился ТЦ, как реализуется работа аварийного освещения в холлах и на эвакуационных лестницах.

Учителей, родителей, бабушек и дедушек, «живущих» в «Мармеладе»  волновала система оповещения  о ЧС и наличия запасных выходов в кинозалах. Особую дискуссию вызвал вопрос о расположении детских игровых зон на третьем этаже торгового центра.  Пресс-секретарь ОАО «Инпром Эстейт» поделилась: «Пожарная  безопасность детских зон – это наш приоритет,  из залов детских игровых комнат ведут прямые эвакуационные выходы, что не всегда есть в торговых точках». Отдельный арендатор одной из детских игровых комнат предложила всем волнующимся родителям прийти в игровую и познакомиться с условиями эвакуации детей в любой чрезвычайной ситуации.  «Продуманно»,  – подумала я.  Но закон есть закон.   Все торгово-развлекательные центры в России, которые были открыты после 1 января 2010 года и где детские игровые комнаты находятся выше второго этажа, незаконны. Именно с этой даты в минстрое начал действовать СНиП, утвержденный 1 сентября 2009 года, с правилами размещения детских комнат. Есть еще одно условие: игровые  должны быть не далее 20 метров от эвакуационного выхода. «Мармелад» выполняет лишь второе условие.

В основном, гости конференции получали удовлетворяющие ответы на неудобные вопросы: торговый центр успешно проходит проверки, здание сделано из огнестойких материалов, магнитные двери откроются. Часть технических вопросов, работающих на практике, подвергалась сомнению: «Ну, а все же, ну, а вдруг? ». Некоторые ответы  сопровождались продолжительной паузой, что-то все-таки осталось без конкретного отклика. Не совсем уверенно прозвучали ответы на вопросы  о парковке и торговых ларьках, окружающих  здание по периметру, и  расчетной оценке рисков.  

Больше всего людям хотелось увидеть работу современной нахваленной техники в деле. Публика требовала хлеба и зрелищ: «А давайте сегодня? Импровизированный пожар! Нас здесь более 100 человек, теория теорией, а покажите на практике!  – Кричит мужчина, –  Выведите нас всех отсюда!». «Разве можно импровизируя что-либо делать?» – противоречит себе пресс-секретарь ТРЦ Татьяна Короленко. Логично складывается впечатление, что все действует по заготовленному сценарию, и руководство не готово к действию в ЧС. А тем временем, не дожидаясь конца встречи, публика  покидала конференцию, количество людей в зале сократилось примерно на треть.

Экскурсия по спасательным выходам и техническим комнатам  в этот вечер состоялась, но для небольшой группы людей, успевших записаться в инициативную группу, и корреспондентов. Остальным сотрудники  предложили обратиться к  техническим службам в частном порядке, обещая, провести такую же экскурсию, но в другое, любое удобное для посетителей ТЦ, время. Нас провели по эвакуационным выходам на разных этажах торгового здания, завели в диспетчерскую и на крышу, на которой расположены вентиляторы дымоудаления, указали пожаробезопасные зоны и тамбуры, пригодные для укрытия.  Все члены инициативной группы остались под приятным впечатлением от системы пожарной безопасности. В действительности все оказалось максимально прозрачно: эвакуировать большое количество людей – реально, а вот хорошо презентовать эвакуационную технику – неудобно и невозможно.

Пожаробезопасность – это здорово, но готовят ли сотрудников ТРЦ к другим возможным видам ЧС, и предусмотрен ли в здании медпункт? Именно эти два вопроса я поспешила задать руководителям «Мармелада» на конференции.  Вдумайтесь, 14 марта, за 11 дней до трагедии в Кемерово, в Ростове-на-Дону далеко не все  торговые центры  прошли проверку на антитеррористическую безопасность. Юрий Соболевский, начальник службы безопасности ТРЦ «Мармелад»,  дал развернутый ответ: «Раз в полгода  арендаторы отдельных магазинов в торговом центре проводят тренировки,  сопровождающиеся сценарием: обрушение эскалатора, пожар и т.д. В службе безопасности тренировки проходят иначе: в нерабочее время в регулярном режиме мы проводим тренировки по разработке и отработке различный ситуаций:  захват заложников, взрывное устройство,  ограбление.  Каждая смена проводит подобные тренировки минимум раз в  месяц.  И ежедневный инструктаж. Служба безопасности данного ТЦ на 80% состоит из бывших  сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. Данная категория персонала готова к любым непредвиденным обстоятельствам».

«Медпункта у нас нет, – развела руками Галина Склярова, главный инженер ТРЦ «Мармелад». Но пресс-секретарь добавила, что сейчас они задумываются над его появлением.

В «Мармеладе» заметны шероховатости: например, отсутствие медпункта и  знаков  ручного пожарного извещателя и эвакуационных выходов при их наличии. Не совершенна  и система приточно-вытяжной вентиляции. Владимир Костенко, директор по капитальному строительству ОАО «Инпром Эстейт», согласился, что в некоторых участках здания «физически ощущается некоторый дискомфорт», однако это не скажется на безопасности людей в случае  пожара.  Как выяснилось позже, добавилось еще и нарушение в расположении  детской игровой комнаты. Тем не менее, данная акция, несмотря на, порой, напряженную атмосферу в зале, нашла отклик у горожан. Диалог состоялся, встреча была полезна для обеих сторон. Торговый центр обещал прислушаться к пожеланиям таганрожцев и исправить присутствующие недочеты. Руководители также заверили, что данная акция не одномоментная. Они постараются создать у посетителей максимальное ощущение безопасности: уже запланирован выпуск листовок по технике безопасности, запуск на сайте ТЦ  и в соц. сетях информационного видеоролика  с подробной системой  выхода из каждого кинозала,  проведение экскурсий для взрослых и детей по эвакуационным выходам торгового центра, появятся  дополнительные указатели выходов для облегчения навигации. «Центр строился для вас, и мы сами заинтересованы в том, чтобы вы сюда приходили и все было хорошо. – Отметила Татьяна Короленко. – Экономить – значит, действовать себе в убыток!».

Данная статья – не реклама. Все объективно. Люди справедливо требуют безопасности и хотят знать правду. Поступок, совершенный ТЦ «Мармелад», безусловно, смелый и похвальный. 

«Через несколько часов после трагедии в Кемерово, чтобы нивелировать риски и успокоить людей, мы решили провести данную пресс-конференцию, – искренне поделилась пресс-секретарь ОАО «Инпром Эстейт» Татьяна Короленко. –  Мы понимали, что наши люди, под тяжелым впечатлением от случившегося, будут задавать нам такие же вопросы. Надо открывать всё. Конечно, риски были. Но если мы  хотим видеть людей в ТРЦ, мы должны давать правдивые ответы даже на неудобные вопросы. Часть менеджмента высказывала сомнения, правильно ли поймут? Мы решили пойти по открытому пути: пусть поймут неправильно, но мы покажем всё. Но мы надеемся, что, все же, поймут правильно».

После конференции генеральный директор ОАО «Инпром Эстейт» Игорь Коновалов ответил корреспондентам на еще один интересный вопрос. С момента появления «Мармелада»  бытует мнение, что здание построено не по нормам, покрыто трещинами и в любой момент может обрушиться. Теперь же к списку данных проблем добавилось  еще сходство  крыш с «Зимней вишней».

«Мне смешно от этих заявлений. «Мармелад»  – это не объект реконструкции, а вновь построенное здание, которое прошло экспертизу. Здесь работали все контролирующие структуры. Все эти разговоры, что у «Мармелада» есть какие-либо изъяны или проблемы – являются чистой ложью, – прокомментировал Игорь Коновалов. – Я могу ответственно заявить, что мы спим спокойно. Сюда ходят мои дети. Здесь такой запас прочности, думаю, здание  простоит лет 200. 5 лет эксплуатации показывают, что  здесь нет ни одной трещины, только трещины декора. Конструктив абсолютно надежен, на танке можно ездить по этажам!  Параллель «Зимней вишней» – плоха. Там налицо абсолютная безответственность со стороны менеджмента. Если говорить о коммерческой точке зрения, мы не хотим убедить всех, замазав глаза и рассказав, какие мы хорошие. Нет. Мы должны  качественно выполнять свою работу и создавать полную безопасность людей. Мы  абсолютно понимаем нашу ответственность перед городом и людьми, которые посещают наш торговый центр».

В начале статьи  я сказала, что люди пришли за правдой. Получили ли мы ее? Хочется верить. Однако  мы постарались разобраться, как выстроить вокруг себя безопасность и сделать этот мир более логичным. А это крайне важно.

История не знает сослагательного наклонения: если бы, да кабы. К сожалению, ничего не изменить. Трагедия в Кемерово стала жестоким  уроком для каждого. В сети растут призывы бойкотировать торговые центры по всей стране. Объявить ТЦ бойкот? В конце концов, потенциальная опасность есть везде: на улице, в парке, в магазине, в  банке, спортзале, музее, автобусе и  даже дома. Нужно действительно больше думать о собственной защищенности и безопасности окружающих. И если каждый  в своей работе  и жизни будет ответственен и внимателен, то все будет в порядке. Будьте дотошными во всех моментах, касающихся безопасности,  и проявляйте гражданскую сознательность.  

P.S. Пока материал искал своего издателя, я столкнулась с молчанием, предложением публикации на коммерческой основе и еще одним ответом: «Тема уже ушла для нас. Про безопасность во всяких ТЦ уже не интересно». Безопасность – не интересна. Поразмышляйте над этим. Удачи вам.

Моя благодарность порталу «Богудония.ру» за публикацию. Надеюсь, что и ваша!

 

Юлия Мирошникова

02 апреля 2018

Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в .

Подписаться

Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в .

Комментарии

Сортировка комментариев: По дате По рейтингу
Оставьте свой комментарий
Вы вошли как

Все ваши сообщения, до публикации, будут проверены модератором

НЕДАВНО В РАЗДЕЛЕ