Мнения
Вернуться в раздел![](/var/bogudonia/storage/images/opinions/pozhara_boyat_sya_v_trc_ne_hodit/168987-1-rus-RU/pozhara_boyat_sya_v_trc_ne_hodit_article_top_content.jpg)
Пожара бояться – в ТРЦ не ходить?
Трагедия в кемеровской «Зимней вишне» разделила жизнь миллионов людей по всей стране на «до» и «после». А горе сплотило в борьбе за справедливость и защищенность. Пока власти предлагают «без кампанейщины» проверить на предмет безопасности торговые центры России, активисты действуют: помогают выявлять нарушения, запустив акцию #заперто в соц. сетях. Торговые центры тоже, в свою очередь, стараются убедить испуганных граждан в постоянном контроле состояния пожарной безопасности, в регулярной проверке помещений и путей эвакуации. Правда, в основном, ограничивается это не очень убедительными постами и комментариями в социальных сетях.
Но есть и действительно удивительный случай, произошедший не в крупном городе, а на периферии, в Таганроге. Один из городских торгово-развлекательных центров «Мармелад» по собственной инициативе обратился к таганрожцам с призывом прийти и «убедиться в наличии современной системы пожарной безопасности здания». Странно, что шаг навстречу вообще кажется удивительным – это ведь должно быть в порядке вещей. Кстати, на подобную абсолютно прозрачную акцию не отважилось ни одно крупное торговое заведение не только Ростовской области, но и России. По крайней мере, пока.
Для справки отмечу, что ТРЦ «Мармелад» – современный четырехуровневый торгово-развлекательный центр супер-регионального формата. Самый крупный торгово-развлекательный центр в Таганроге и западной части Ростовской области. Общая площадь объекта составляет 52000 кв.м., арендопригодная — 38500 кв.м. ТЦ открыт в декабре 2013 года.
После ужасающих событий в «Зимней вишне» посетителей в торговых залах существенно поубавилось. Если вы когда-нибудь возвращались из кино или кафе ТЦ после закрытия магазинов, то вы имеете примерное представление о том, как выглядит данная территория в эти дни. 29 марта, поборов страх, более ста человек пришли на встречу с управляющей компанией ОАО «Инпром Эстейт» и руководителями ТРЦ в поисках правдивой информации. Первым с презентацией выступил директор по капитальному строительству ОАО «Инпром Эстейт» Владимир Костенко. Он отметил, что торговый центр оснащен современной, в основном, импортной техникой:
- двумя котельными (производитель Vismann Germany);
- двумя трансформаторными подстанциями 10 МВт (Siemens Germany), дающими возможность снабжать электричеством ТРЦ при городском обесточивании;
- установками приточно-вытяжной вентиляции;
- диспетчерской (с двумя операторами и одной сотней камер), работающей в круглосуточном режиме и готовой напрямую связаться с МЧС;
- автоматической системой пожарной безопасности;
- эвакуационными выходами (не менее 9 на каждом этаже).
В случае пожара в здании включается водяное пожаротушение, а пожарный резервуар объемом 80 кубометров воды с подпиткой из системы центрального водоснабжения позволяет обеспечить непрерывное пожаротушение до полной ликвидации очага возгорания. В «Мармеладе» установлено около 3000 спринклеров, 160 пожарных кранов и 700 огнетушителей. После включения пожарной сигнализации автоматически запускаются вентиляторы дымоудаления, установленные на крыше ТЦ. Система подпора воздуха обеспечивает безопасное пребывание людей в лифтовых тамбурах и лестничных клетках.
Сухая техническая информация сменилась живым активным общением с людьми и СМИ. Хорошо подготовленная публика обратились за подробностями в вопросах гарантии безопасности. Людей небезразлично волновало все: проведена ли расчётная оценка рисков; какие сценарии возникновения пожара рассматриваются техническими службами ТЦ; смогут ли службы спасения подъехать к ТРЦ; возможно ли поражение людей электрическим током при пожаротушении; чего ждать от человеческого фактора в экстренных ситуациях; как поведут себя при пожаре материалы, используемые в облицовке здания; сработают ли магнитные замки на дверях; когда проходила крайняя проверка, и насколько хорошо с ней справился ТЦ, как реализуется работа аварийного освещения в холлах и на эвакуационных лестницах.
Учителей, родителей, бабушек и дедушек, «живущих» в «Мармеладе» волновала система оповещения о ЧС и наличия запасных выходов в кинозалах. Особую дискуссию вызвал вопрос о расположении детских игровых зон на третьем этаже торгового центра. Пресс-секретарь ОАО «Инпром Эстейт» поделилась: «Пожарная безопасность детских зон – это наш приоритет, из залов детских игровых комнат ведут прямые эвакуационные выходы, что не всегда есть в торговых точках». Отдельный арендатор одной из детских игровых комнат предложила всем волнующимся родителям прийти в игровую и познакомиться с условиями эвакуации детей в любой чрезвычайной ситуации. «Продуманно», – подумала я. Но закон есть закон. Все торгово-развлекательные центры в России, которые были открыты после 1 января 2010 года и где детские игровые комнаты находятся выше второго этажа, незаконны. Именно с этой даты в минстрое начал действовать СНиП, утвержденный 1 сентября 2009 года, с правилами размещения детских комнат. Есть еще одно условие: игровые должны быть не далее 20 метров от эвакуационного выхода. «Мармелад» выполняет лишь второе условие.
В основном, гости конференции получали удовлетворяющие ответы на неудобные вопросы: торговый центр успешно проходит проверки, здание сделано из огнестойких материалов, магнитные двери откроются. Часть технических вопросов, работающих на практике, подвергалась сомнению: «Ну, а все же, ну, а вдруг? ». Некоторые ответы сопровождались продолжительной паузой, что-то все-таки осталось без конкретного отклика. Не совсем уверенно прозвучали ответы на вопросы о парковке и торговых ларьках, окружающих здание по периметру, и расчетной оценке рисков.
Больше всего людям хотелось увидеть работу современной нахваленной техники в деле. Публика требовала хлеба и зрелищ: «А давайте сегодня? Импровизированный пожар! Нас здесь более 100 человек, теория теорией, а покажите на практике! – Кричит мужчина, – Выведите нас всех отсюда!». «Разве можно импровизируя что-либо делать?» – противоречит себе пресс-секретарь ТРЦ Татьяна Короленко. Логично складывается впечатление, что все действует по заготовленному сценарию, и руководство не готово к действию в ЧС. А тем временем, не дожидаясь конца встречи, публика покидала конференцию, количество людей в зале сократилось примерно на треть.
Экскурсия по спасательным выходам и техническим комнатам в этот вечер состоялась, но для небольшой группы людей, успевших записаться в инициативную группу, и корреспондентов. Остальным сотрудники предложили обратиться к техническим службам в частном порядке, обещая, провести такую же экскурсию, но в другое, любое удобное для посетителей ТЦ, время. Нас провели по эвакуационным выходам на разных этажах торгового здания, завели в диспетчерскую и на крышу, на которой расположены вентиляторы дымоудаления, указали пожаробезопасные зоны и тамбуры, пригодные для укрытия. Все члены инициативной группы остались под приятным впечатлением от системы пожарной безопасности. В действительности все оказалось максимально прозрачно: эвакуировать большое количество людей – реально, а вот хорошо презентовать эвакуационную технику – неудобно и невозможно.
Пожаробезопасность – это здорово, но готовят ли сотрудников ТРЦ к другим возможным видам ЧС, и предусмотрен ли в здании медпункт? Именно эти два вопроса я поспешила задать руководителям «Мармелада» на конференции. Вдумайтесь, 14 марта, за 11 дней до трагедии в Кемерово, в Ростове-на-Дону далеко не все торговые центры прошли проверку на антитеррористическую безопасность. Юрий Соболевский, начальник службы безопасности ТРЦ «Мармелад», дал развернутый ответ: «Раз в полгода арендаторы отдельных магазинов в торговом центре проводят тренировки, сопровождающиеся сценарием: обрушение эскалатора, пожар и т.д. В службе безопасности тренировки проходят иначе: в нерабочее время в регулярном режиме мы проводим тренировки по разработке и отработке различный ситуаций: захват заложников, взрывное устройство, ограбление. Каждая смена проводит подобные тренировки минимум раз в месяц. И ежедневный инструктаж. Служба безопасности данного ТЦ на 80% состоит из бывших сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. Данная категория персонала готова к любым непредвиденным обстоятельствам».
![](/var/bogudonia/storage/images/media/images/z_wpfijfbqs/169015-1-rus-RU/z_wpfijfbqs.jpg)
«Медпункта у нас нет, – развела руками Галина Склярова, главный инженер ТРЦ «Мармелад». Но пресс-секретарь добавила, что сейчас они задумываются над его появлением.
В «Мармеладе» заметны шероховатости: например, отсутствие медпункта и знаков ручного пожарного извещателя и эвакуационных выходов при их наличии. Не совершенна и система приточно-вытяжной вентиляции. Владимир Костенко, директор по капитальному строительству ОАО «Инпром Эстейт», согласился, что в некоторых участках здания «физически ощущается некоторый дискомфорт», однако это не скажется на безопасности людей в случае пожара. Как выяснилось позже, добавилось еще и нарушение в расположении детской игровой комнаты. Тем не менее, данная акция, несмотря на, порой, напряженную атмосферу в зале, нашла отклик у горожан. Диалог состоялся, встреча была полезна для обеих сторон. Торговый центр обещал прислушаться к пожеланиям таганрожцев и исправить присутствующие недочеты. Руководители также заверили, что данная акция не одномоментная. Они постараются создать у посетителей максимальное ощущение безопасности: уже запланирован выпуск листовок по технике безопасности, запуск на сайте ТЦ и в соц. сетях информационного видеоролика с подробной системой выхода из каждого кинозала, проведение экскурсий для взрослых и детей по эвакуационным выходам торгового центра, появятся дополнительные указатели выходов для облегчения навигации. «Центр строился для вас, и мы сами заинтересованы в том, чтобы вы сюда приходили и все было хорошо. – Отметила Татьяна Короленко. – Экономить – значит, действовать себе в убыток!».
Данная статья – не реклама. Все объективно. Люди справедливо требуют безопасности и хотят знать правду. Поступок, совершенный ТЦ «Мармелад», безусловно, смелый и похвальный.
«Через несколько часов после трагедии в Кемерово, чтобы нивелировать риски и успокоить людей, мы решили провести данную пресс-конференцию, – искренне поделилась пресс-секретарь ОАО «Инпром Эстейт» Татьяна Короленко. – Мы понимали, что наши люди, под тяжелым впечатлением от случившегося, будут задавать нам такие же вопросы. Надо открывать всё. Конечно, риски были. Но если мы хотим видеть людей в ТРЦ, мы должны давать правдивые ответы даже на неудобные вопросы. Часть менеджмента высказывала сомнения, правильно ли поймут? Мы решили пойти по открытому пути: пусть поймут неправильно, но мы покажем всё. Но мы надеемся, что, все же, поймут правильно».
![](/var/bogudonia/storage/images/media/images/fle7nqtfpfc/168999-1-rus-RU/fle7nqtfpfc.jpg)
После конференции генеральный директор ОАО «Инпром Эстейт» Игорь Коновалов ответил корреспондентам на еще один интересный вопрос. С момента появления «Мармелада» бытует мнение, что здание построено не по нормам, покрыто трещинами и в любой момент может обрушиться. Теперь же к списку данных проблем добавилось еще сходство крыш с «Зимней вишней».
«Мне смешно от этих заявлений. «Мармелад» – это не объект реконструкции, а вновь построенное здание, которое прошло экспертизу. Здесь работали все контролирующие структуры. Все эти разговоры, что у «Мармелада» есть какие-либо изъяны или проблемы – являются чистой ложью, – прокомментировал Игорь Коновалов. – Я могу ответственно заявить, что мы спим спокойно. Сюда ходят мои дети. Здесь такой запас прочности, думаю, здание простоит лет 200. 5 лет эксплуатации показывают, что здесь нет ни одной трещины, только трещины декора. Конструктив абсолютно надежен, на танке можно ездить по этажам! Параллель «Зимней вишней» – плоха. Там налицо абсолютная безответственность со стороны менеджмента. Если говорить о коммерческой точке зрения, мы не хотим убедить всех, замазав глаза и рассказав, какие мы хорошие. Нет. Мы должны качественно выполнять свою работу и создавать полную безопасность людей. Мы абсолютно понимаем нашу ответственность перед городом и людьми, которые посещают наш торговый центр».
В начале статьи я сказала, что люди пришли за правдой. Получили ли мы ее? Хочется верить. Однако мы постарались разобраться, как выстроить вокруг себя безопасность и сделать этот мир более логичным. А это крайне важно.
История не знает сослагательного наклонения: если бы, да кабы. К сожалению, ничего не изменить. Трагедия в Кемерово стала жестоким уроком для каждого. В сети растут призывы бойкотировать торговые центры по всей стране. Объявить ТЦ бойкот? В конце концов, потенциальная опасность есть везде: на улице, в парке, в магазине, в банке, спортзале, музее, автобусе и даже дома. Нужно действительно больше думать о собственной защищенности и безопасности окружающих. И если каждый в своей работе и жизни будет ответственен и внимателен, то все будет в порядке. Будьте дотошными во всех моментах, касающихся безопасности, и проявляйте гражданскую сознательность.
P.S. Пока материал искал своего издателя, я столкнулась с молчанием, предложением публикации на коммерческой основе и еще одним ответом: «Тема уже ушла для нас. Про безопасность во всяких ТЦ уже не интересно». Безопасность – не интересна. Поразмышляйте над этим. Удачи вам.
Моя благодарность порталу «Богудония.ру» за публикацию. Надеюсь, что и ваша!
Юлия Мирошникова
Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Комментарии