Жизнь
Вернуться в разделС бесплатным сыром наперевес
«Сначала создай проблему, потом продай ее решение» – это один из основополагающих принципов теории продаж. В современной России слепое следование этой тактике привело к тому, что потребитель чувствует себя как на цыганском рынке: со всех сторон его хватают за руки и пытаются продать псевдонужный товар или услугу. Наш город эта проблема тоже не обошла стороной – пресловутые «Бесплатные SPA-процедуры», «Фильтры для воды» и негосударственные пенсионные фонды крепко вросли корнями в плодородную таганрогскую почву.
Как уберечь от них свое время, деньги и психику, рассказывает наша автор Мария Харитонова.
Вот примерная хроника дня простого обывателя.
Утро по дороге на работу, телефонный звонок на мобильный:
– Мария? Здравствуйте, меня зовут Анжелика, центр аппаратной косметологии, хотим пригласить вас на процедуру… Как не интересует? Почему? Вы не хотите быть краси-и-ивой?
Полдень, офис, телефонный звонок, бодрый девичий голос:
– Здравствуйте, соедините с главным бухгалтером, по вопросу изменения в налогообложении. Нет, я не из налоговой. Хотим предложить программное обеспечение… Что значит не нужно? (В голосе появляются возмущенные нотки). Может быть, вы просто не знаете, вы же не бухгалтер? Главбух попросила не соединять с продавцами услуг? А когда будет дире-е-ектор?
Вечер, квартира, стук в дверь:
– Пенсионный фонд России! – Две женщины средних лет машут красными корочками. – Согласно указу президента вы должны подписать договор о страховании накопительной части пенсии от инфляции, несите паспорт и СНИЛС. Нет, договор мы прочитать не даем. Вы что, хотите остаться без пенсии? Нет, удостоверения в руки тоже не даем. Все ваши соседи уже подписали, а вы… Что, полицию вызовете? А мы ничего не нарушаем, это наша работа!
Сознание современного человека перенасыщено информацией – этот факт признают ученые разных стран. Под нарастающим давлением наш мозг теряет способность к анализу и критическому мышлению. На этой неблагоприятной почве, удобренной растерянностью и стрессом, расцветают полумошеннические направления бизнеса. У каждого из них своя целевая аудитория: продавцы программного обеспечения терроризируют бухгалтеров и юристов, «Бесплатные SPA-процедуры» – женщин всех возрастов, агенты НПФ и продавцы металлических дверей просто стучат в двери квартир – кто откроет, с тем и работают. Только схема работы и приемы одни и те же, как под копирку.
Все они позиционируют себя как благодетели: предлагают осчастливить сегодня, сейчас и по уникально выгодной цене. И взращивают в вас комплексы, если вы сопротивляетесь: «Вы хотите остаться без пенсии?», «Разве может быть жалко пять тысяч рублей в месяц на красоту?», «Вам безразлична чистота воды, которую вы пьете?». Только за одни эти манипулятивные фразочки, которые мы слышим каждый день из разных уст, хочется прибить ржавой лопатой.
Откуда же берутся сотни, тысячи этих продавцов придуманных проблем и ненужных решений? Таганрогский рынок труда жесток к тем, кто хочет много денег за легкий труд – у официанток тяжелые подносы, у продавцов материальная ответственность, на заводе станок и роба. А тут и должность не пыльная, и называется красиво – «менеджер по работе с клиентами», «оператор колл-центра» – и зарплату высокую обещают. Знай сиди, звони, разводи наивных людишек.
Навязчивые голоса из телефонной трубки – самое низшее звено пищевой цепочки. Помимо «менеджеров» и «операторов», в этих организациях есть специалисты по кадрам, которые зазывают сотрудников, предлагая им златые горы, бизнес-тренеры, пишущие инструкции и проводящие обучение новичков, координаторы, устанавливающие планы продаж и следящие за их выполнением. А во главе стоят духовные наследники печально знаменитого Мавроди, которые действуют по его завету – «Лох не мамонт, лох не вымрет».
Приходится признать, что основатель МММ был прав: бизнес у его последователей процветает. Даже крупные ритейлеры начинают перенимать эту тактику – например, известная сеть спортивных магазинов с красно-синим логотипом начисляет бонусы за покупку своих товаров. Клиентам это выгодно – «виртуальными деньгами» можно оплатить до 30% стоимости следующих покупок. Но не все так просто: на кассе продавцы с честными глазами говорят, что «бонусы можно списать только на дополнительный товар» или как бы невзначай вбрасывают в ваш пакет с покупками носки и мячики, приговаривая «это подарок». Те, у кого лишнего времени и нервов нет, уходят с очередными носками ядовитого цвета, а дома, рассмотрев чек, обнаруживают обман: бонусы, которые обязаны были списать со стоимости ваших покупок, ушли на мячики с носками, а за товар вы заплатили полную стоимость. Чтобы отстоять свои права, покупателю нужно вести себя уверенно: размахивать перед носом продавца распечаткой правил «Бонусной программы», угрожая позвонить на «Горячую линию» и призывая администратора. Кто-то из них возвращается в магазин ругаться с «честными» продавцами, но большинство, махнув рукой, смиряется.
Как же бороться против множества обманщиков, вторгающихся в ваше личное пространство?
Во-первых, знайте: незнакомый человек, который звонит вам на мобильный телефон или стучится в дверь, не стремится вас осчастливить, как бы он ни утверждал обратное. В лучшем случае его цель – заработать на вас. Расскажите об этом простом правиле своим родителям и пожилым родственникам, которые прожили жизнь в доверчивом советском прошлом.
Во-вторых, научитесь говорить «Нет» и не объяснять причину отказа. Забудьте свое воспитание и хорошие манеры, особенно если вы – женщина. Да, мама говорила вам, что девочки должны быть вежливыми, и она отчасти права. Не стоит портить карму и скандалить с голосом в телефонной трубке – просто положите ее и не терзайтесь вопросом, откуда у них ваш номер.
Если же вам попадется особо настырное существо, потребуйте назвать точное наименование звонящей организации, ИНН и юридический адрес. Пригрозите обращением в правоохранительные органы – налицо нарушение закона № 152-ФЗ «О персональных данных». Это беспроигрышный вариант – оттуда вам больше не позвонят. Правда, телефонную базу могут продать другой фирме, и все начнется сначала.
В-третьих, ни в коем случае не устраивайтесь на работу в подобные организации. Даже если вам кажется, что другой работы нет и не будет. Вы невольно станете пособником аферистов, а вместо обещанных высоких доходов получите полную панамку негатива и осадок на совести.
Все ли предложения в стиле «Только сегодня, только для вас» – лживы? Увы, многие маркетологи вполне себе честных фирм попадают в ситуацию, когда и хотелось бы устроить промоакцию, но «народ не поверит». Ведь, к сожалению, злоупотребление доверчивостью стало частью наших реалий: вода мокрая, небо голубое, а «великие комбинаторы» вышли на легальный рынок. В действующем законодательстве полно лазеек, а власти решают проблемы космического масштаба вместо того, чтобы защищать граждан. Но если каждый из нас объявит мошенникам свою маленькую войну, возможно, наши внуки будут жить без «Бесплатных SPA-процедур».
Поделитесь в комментариях своими историями или историями ваших друзей и знакомых – лично я знаю по крайней мере 11 случаев, когда бесплатный сыр оказался неслегка с плесенью, и это был отнюдь не «Дор блю»…
Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Комментарии