Делиться или не делиться? Вот в чем вопрос? Сегодняшний тренд в воспитании таков: «детей учить делиться не надо». Полагаю, что данная позиция начала набирать обороты в связи с открытием многочисленных  развивающих центров по системе Марии Монтессори. 

Делись или дерись?

Делиться или не делиться? Вот в чем вопрос? Сегодняшний тренд в воспитании таков: «детей учить делиться не надо». Полагаю, что данная позиция начала набирать обороты в связи с открытием многочисленных  развивающих центров по системе Марии Монтессори.  Оговорюсь, что эта система мне нравится, я уважаю принципы данной методики. Главный аргумент тех, кто за это тезис: «А вам, взрослым, было бы приятно, если  бы вам сказали: «Не будь жадиной, отдай свои туфли/сумочку?»». Как по мне, так впадать в крайности не стоит, у нас, к счастью, или, к сожалению, (кому как больше нравится) не Монтессори мир. И создать подобную среду везде не получится. Всюду нужна мера.

Ведь доброжелательность и щедрость – не самые плохие качества. Поэтому учить детей, а вернее, показывать, как нужно взаимодействовать, делиться или отказать в данный момент необходимо. Все нужно делать с умом и грамотно. Малыша следует  научить трем стратегически важным вещам: уметь предложить поиграть вместе, по очереди или, в крайнем случае, поменяться игрушками. Но не стоить забывать и о том, что у каждого ребенка есть право на свои игрушки и игровое пространство. И если ребенок не хочет делиться в данный момент своей вещью – это нормально, он не «жадина» и не «плохой». Просто сейчас ему эта игрушка нужна. И он имеет право отказать.

Вроде бы это прописные истины, которые знает каждый человек,  даже не имеющий детей и педагогического образования.  Но сколько раз на игровых площадках нашего города приходилось видеть удручающие картины, когда дети начинают драться, ругаться, обзываться, а рядом в таком же состоянии находятся их родители. Одна моя знакомая как-то спросила: « А нужно ли вмешиваться в подобные детские конфликты?».  Первое, что нужно уточнить, это возраст ребенка. Если это период от 1 года до 3-х лет, то однозначно, вмешиваться не то, что нужно, родитель обязан быть в эту минуту рядом с ребенком и помочь ему решить конфликт. Мама должна своим примером дать адекватную реакцию на происходящее, показать, как по-взрослому решается конфликт, как принято, как нужно, как правильно. В этом деле самое главное быть сдержанным и корректным.  Важно не кричать, орать и размахивать руками, обвиняя всех и каждого в неумении воспитывать детей. Ведь велика вероятность того, что через некоторое время и ваш «спокойный» малыш может оказаться для кого-то «злодеем». И тогда вы будете уже по другую сторону баррикады.

Еще раз повторюсь, что маленькие дети, это всего лишь дети, которые не имеют опыта, терпения и запаса знаний, которые им помогают выстраивать гармоничные отношения в обществе. Да если разобраться, у нас в мире не все взрослые нажили подобный опыт, до сих пор так и не научились сосуществовать в социуме (скандалы, драки, убийства).

А что маленькие дети? Они инстинктивно защищают свое имущество, проявляя агрессию, злость, и пытаются решить проблему одним знакомым и легким для них способом: толкнуть, ударить, отнять. Так что маме непременно нужно вмешаться в этот процесс как можно скорее. И не делом, а словом, только словом, господа родители. И не криком, отнюдь. Проговорить, объяснить,  выслушать. Успокоить нужно в первую очередь обоих. «Малыш, тебе больно? Извини!  Паша не хотел тебя обидеть». А далее нужно разговор продолжить с обидчиком Пашей. «Смотри, ты сейчас обидел малыша, ему неприятно, он даже плачет. Ты, наверно, испугался за свою игрушку? Я тебя понимаю. В другой раз ты можешь сказать: «Не трогай, пожалуйста, мою машинку, она мне нужна». И малыш тебя услышит. А толкаться, драться неприятно. Я не люблю, когда меня толкают. Хочешь, я помогу тебе извиниться перед малышом?».

Так что, дорогие родители, легализуем агрессию для малышей! Не забиваем, не подавляем, а учим справляться, направлять в нужное русло, учим понимать себя.

Конечно, это дело не одного дня, и даже не месяца, на это могут уйти годы, но рано или поздно (при правильном вашем подходе) чудо произойдет, и ваше чадо выйдет из ситуации грамотно и с чувством собственной удовлетворенности. А до этой поры оставьте за ребенком право проявлять такое чувство, как агрессия. Пока он не научится ее контролировать, малыш может что-то у кого-то отнять, а может и ударить. Но вы рядом, чтобы помочь разобраться, извиниться и показать правильную модель поведения. Запомните это.

Бывает, что после подобных ситуаций, пропадает желание находиться на площадке, а домой идти не хочется. Предложите малышу прогуляться с вами и собрать природный материал для новой удивительной поделки.  Сегодня предлагаю вам попробовать создать «Трехмерный витраж».

Для витража вам понадобятся:

  1. Самоклеящаяся прозрачная пленка
  2. Ножницы
  3. Цветы, листья.

Вырежьте прямоугольник нужного размера из самоклеящейся пленки. Положите ее на стол клейкой стороной вверх, снимите защитный слой.

Разложите на пленке лепестки цветов, листочки. Сверху приклейте второй прямоугольник из самоклеящейся пленки.

Ваш витраж готов. Его можно повесить на окно, чтобы через него проходил свет, или накрыть им лампочку.

Юлия Потапова

31 октября 2016

Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в .

Подписаться

Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в .

Комментарии

Сортировка комментариев: По дате По рейтингу
"И если ребенок не хочет делиться в данный момент своей вещью – это нормально, он не «жадина» и не «плохой». Просто сейчас ему эта игрушка нужна. И он имеет право отказать". Хотелось бы узнать, что на это ответил бы Антон Макаренко.
10:28:18  31 октября 2016
Ответить
Юленька Потапова Захар Ржевский
"И если ребенок не хочет делиться в данный момент своей вещью – это нормально, он не «жадина» и не «плохой». Просто сейчас ему эта игрушка нужна. И он имеет право отказать". Хотелось бы узнать, что на это ответил бы Антон Макаренко.
За Антона Семёновича я,к сожалению,отвечать не могу,но данная мысль не идёт в разрез с его педагогическим учением.Антон Семёнович всегда оставлял за учителем право на творческий подход!Главная мысль педагогики Макаренко,конечно,это коллективизм!но и о роли личности в коллективе никто не должен забывать!а у этой самой личности есть свои потребности и желания,с которыми этот коллектив тоже должен считаться!Так что одно другому не мешает!
11:40:26  31 октября 2016
Ответить
Оставьте свой комментарий
Вы вошли как

Все ваши сообщения, до публикации, будут проверены модератором

НЕДАВНО В РАЗДЕЛЕ