Жизнь
Вернуться в разделДетям показали тяжелый металл
– Мы проводим интересное мероприятие, специально для детей, чьи родители работают на ТАГМЕТе. Это экскурсия под названием «К папе на работу». Хотите посетить вместе с ребятами?
Такой вопрос задают мне специалисты отдела по связям с общественностью самого большого завода в городе. Какой может быть ответ? Конечно, хочу!
В назначенный день я прихожу к заводоуправлению и вместе с детьми разных возрастов прохожу инструктаж. Каска, фирменный жилет, аудиогиды – все по-серьезному.
– А зачем эти штуки с наушниками? – задает вопрос любопытная девочка, которая будет потом спрашивать весьма разумные вещи на каждой точке экскурсии.
– В цехах шумно. Чтобы вы слышали все, что рассказывают, мы и раздаем аудиогиды. Как VIP-гостям, – поясняет специалист пресс-службы.
После мини-лекции по технике безопасности («не бегать, ничего не трогать – опасное производство, по мостикам переходить по одному») мы садимся в автобус и въезжаем на территорию завода.
– Это уже третья такая экскурсия, – рассказывает по пути начальник отдела внешних и общественных связей Оксана Лисак. – Мы решили показать детям, где работают их родители, чем они живут. К экскурсиям допускаются дети от 9 до 14 лет. Группы формируем так, чтобы за трехчасовую экскурсию посетить максимум 5 подразделений – завод ведь огромный, сразу все не охватишь.
Первая остановка – управление информационных технологий. Казалось бы, современных детей особо не удивишь компьютерами… Но начальнику управления информационных технологий Бориславу Шевыреву это удалось: серверы, масса проводов, поток воздуха от охлаждающей установки.
– Сюда стекаются данные со всего производства. Скорость их прохождения очень высокая – в этом помогает оптоволоконный кабель, – рассказывает наш гид.
Поскольку суть проекта «На работу к папе» – посмотреть, чем же занимаются как папы, так и мамы ребят, мы отправляемся к работающей в этом управлении маме одного из экскурсантов. Там ребята задают вопрос: а какие предметы нужно изучать в школе более интенсивно, чтобы потом устроиться на работу в управление информационных технологий?
– Наверное, все предметы, – отвечают нам в отделе, и дети немного приунывают. Но тут же воспаряют духом, ведь следующая остановка – электросталеплавильный цех.
Экскурсию по электросталеплавильному цеху проводит Ефим Шевелев – сталевар установки внепечной обработки стали. Уже у входа в цех дают команду надеть наушники и включить аудиогиды. В помещении и правда шумно, но очень красочно: черное перемежается с оранжевым, все куда-то движется.
В углу стоит странный агрегат.
– Это робот-разрушитель, – поясняет Ефим Шевелев. – Да-да, так и называется. Он управляется с пульта, как игрушка, и позволяет проводить демонтаж огнеупорного материала при ремонте печей. Ну то есть сбивать все ненужное с еще даже не остывшей печи.
А мы идем дальше и попадаем на процесс очищения металла от шлака: огромный ковш наклоняется, и шлак «снимается» с поверхности расплавленного металла. Реакция у всех присутствующих однозначная.
Я пытаюсь сделать такое фото, чтобы было понятно: цех – огромный, мы – маленькие, техпроцесс – завораживающий.
На выходе из электросталеплавильного ребята делают фото с работающими в этом цехе мамами и отправляются дальше – в трубопрокатный. Заместитель начальника цеха по технологии Сергей Верхогляд сразу предупреждает:
– Не забудьте надеть очки!
На улице довольно прохладно, поэтому Сергей добавляет с улыбкой:
– Ну, пойдемте, погреемся к нам в трубопрокатный.
В цехе действительно тепло.
– Ни в коем случае не прикасайтесь к трубам! Горячо! – предупреждает сопровождающий нас специалист по охране труда.
Дети и не собирались. Они не отрываются от камер в телефонах и боятся ступить лишний шаг. И я их понимаю: вокруг горячие болванки, все шумит, действует, пылает. Живет.
– А это холодильник, – рассказывает Сергей Верхогляд и поясняет, что у каждой трубы есть свое «имя», то есть маркировка. Потом нам предлагают подняться на пульт управления, чтобы оценить масштабы технологического процесса. – На нашем заводе установлено самое современное оборудование. Практически все процессы автоматизированы.
Но пора идти дальше: нас ждет обед в настоящей заводской столовой и продолжение экскурсии в Центральной испытательной лаборатории. Там детей встречает заместитель главного инженера по технологии Анна Зинченко.
Анна рассказывает, что инженеры просчитывают, какой длины болванку надо отрезать, чтобы получить трубу нужного диаметра с определенной толщиной стенок. Конечно, у ребят возникает вопрос: а что будет, если расчет будет неверный?
– Перед тем, как пустить трубу «в серию», мы делаем тестовую прокатку. И, если нужно, корректируем расчеты. Пойдемте смотреть, как выглядит металл при большом увеличении?
Дети стайкой перемещаются в микроскопную лабораторию металловедения Инженерно-технического центра. «Чугун под микроскопом более интересный», – говорит сотрудник лаборатории и рассказывает, что по образцу можно судить, есть ли повреждения и на каком этапе производства образец их получил.
Один мальчик, немного стесняясь, спрашивает, можно ли под этим микроскопом посмотреть на руку.
– Увы, нет, это отражающий микроскоп. Он не работает на просвет, как ренгтен.
После микроскопов – помещение, где в прямом смысле рвут, гнут и всячески издеваются над металлом. Мы в лаборатории механических испытаний Центральной испытательной лаборатории. В установку закладывают образец.
– Дети, не пугайтесь: сейчас будет немного звонко, кусочек металла разорвется, – после этой фразы самые практичные закрывают ладонями уши. «Бах» – и в руках сотрудника уже два куска, истонченные на месте разрыва. Кажется, самая пора пойти выяснить, как и кому продают продукцию ТАГМЕТа.
Мы возвращаемся в заводоуправление и идем в гости к Александру Кузнецову – директору по сбыту. Александр рассказывает, что его сын уже был на подобной экскурсии. У одной из девочек просыпается бизнес-жилка:
– А что будет, если те, кому вы продаете трубы, не согласны с условиями договора и хотят туда внести что-то свое?
– Конечно, пытаемся найти компромиссное решение. Но в целом настаиваем на принятии своей версии как основной.
Александр Кузнецов показывает ребятам трубу, завязанную в узел («Мы стараемся, чтобы презентации заказчику были не только деловыми, но и зрелищными»), а затем нас проводят по отделам, где сотрудники постоянно кому-то звонят, заполняют бумаги, но при этом успевают порадоваться пришедшим детям.
– О, смена растет, – кивает одна из женщин.
Экскурсия окончена, детям дарят подарки – коробочку с пазлом, украшенную рисунками граффити, созданными сотрудниками завода. Граффити, кстати, можно увидеть на заборе ТАГМЕТа на ул. Социалистической. Я тоже получаю пазл и значок «А я был на ТАГМЕТе». Ребята расходятся по своим школьным делам, а я рассматриваю значок и немного сожалею, что экскурсия не побывала в конструкторском бюро – как такой же «ребенок металлургов» я бы посмотрела, где работала и моя мама.
Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Комментарии