Михаил Морозов рассказывает о том, как создаются русские ситкомы.

Как я был сценаристом

Всем и так известно, что в Таганроге много талантливых людей. Но, как показала история, таланты таганрожцев раскрываются за пределами нашего города. То и дело приходится уезжать им ближе к Москве. И тут уже начинается – и рассказы, и игра в кино и театре, и написание пьес и сценариев. Михаил Морозов поделился с Богудонией, как поехал в Москву работать сценаристом.

Сценаристом – громко сказано, скорее участником сценарной группы. Было это давно, поэтому не верьте всему, что я тут напишу.

Буквально десять лет назад о сериалах на ТВ было принято говорить с пренебрежением. Мол, сюжет банальный, декорации убогие, актеры никакие. А сейчас, спроси у кого про любимый сериал. Ответят, да я вообще не смотрю мыло. А вечерком, под одеялом будет пересматривать «Дикий Ангел» втайне ото всех. За последние годы киноиндустрия сделала очень большой крен в сторону сериалов. Они требуют меньших затрат (кроме  «Игры престолов») и приносят большие прибыли (как «Игры престолов»). Плюс сериалы по оригинальности сюжета давно ускакали вперед, в то время как в кино мы видим одни ремейки. В России производство сериалов развивалось своим путем и развивается поныне. Меня, как «сериаломана» со стажем эта тенденция очень радует. В последние годы снято очень много качественных, даже по западным меркам, сериалов. Мне бы хотелось рассказать о развитии ситкомов (ситуационная комедия), потому что я был непосредственным участником создания одного из них.

В 2008 году мои друзья, которые уже год трудились в сценарном агентстве в Москве, позвали меня … скажем так, приехать к ним. На тот момент я даже не догадывался, чем мне придется заниматься. Сел и поехал. По приезде меня отправили в аудиторию, где к моему удивлению я встретил знакомых из ростовских команд КВН. Помимо них я заметил несколько человек из московских команд КВН, которые играли в Высшей лиге и даже становились чемпионами. Были люди, которые работали на съемочной площадке реквизиторами и решили попробовать себя в написании сценариев. Сценарное агентство решило расширяться в связи запуском нескольких проектов. Три дня обучения в виде лекций от известного в кругах сценаристов американца Джона Ворхауза. Тут стоит сделать отступление и рассказать, что на тот момент происходило на нашем ТВ с ситкомами. Я уже пообщался с друзьями, и они ввели меня в курс дела. Насколько это было возможно за короткий срок. В России в 2008 году закончился показ одного из первых ситкомов «Моя прекрасная няня». Это была адаптация американского сериала «Няня», который вышел на экраны в 1993 году и был адаптирован для многих стран мира. В России, да и практически во всех странах, сюжет про бедную няню-золушку и богатого холостяка принца имел оглушительный успех. Даже не смотря на то, что в России на тот момент профессии гувернантки и дворецкого были в диковинку. На этой волне «Сони Пикчерз» решили адаптировать другие сериалы, которые имели успех за рубежом. Одним из них был сериал «Женаты с детьми», а в российской адаптации «Счастливы вместе».

К моему приезду было уже снято 3 сезона российской адаптации. Поначалу американцы ни на шаг не позволяли отходить от оригинальной концепции, поэтому у бедного продавца обуви в сериале двухуровневая квартира в Екатеринбурге, большая собака и много чего еще не стыкующегося с действительностью. Как происходит написание адаптированных серий? Оригинальный текст серии переводит как можно близко к тексту переводчик. Понять тонкости американских шуток из 90-х иногда не могли и сами американцы. Но так называемый скелет серии и направленность шуток был понятны. Задача автора была переписать это все на российский лад, придумать рабочие шутки и если нужно изменить где-то сцену. Но не более. Четвертый же сезон по замыслу авторов «Сони Пикчерз» должен был стать оригинальным. То есть написанным с нуля уже в России. Под контролем «Сони Пикчерз» естественно. Как выглядит структура написания оригинальной серии? Сценаристы на встрече с главным автором (хэдрайтером) и куратором от «Сони Пикчерз» набрасывают идеи на серию. Сюжет на пару строк. Типа, Гене надо свалить на футбол и он оставляет в магазине сына, который крадет что-то, и их забирают в тюрьму. Далее каждому автору дается своя линия и идея. К следующей встрече он должен прописать скелет серии. То есть примерные действия героев. Пришел, ушел, забрал, все повороты и развороты. После одобрения начинается работа над поэпизодником. То есть подробное описание каждой сцены. Хороший поэпизодник уже содержит заходы для текстовых шуток и смешных действий героев. Это один из самых главных этапов. И последняя фаза - написание диалогов. Готовый сценарий должен был быть четко расписан. Чтобы актеры, режиссер, гримеры, реквизиторы четко представляли мысль сценариста, что он хотел сказать и в чем шутка. Поэтому иногда приходилось прописывать всё, вплоть до положения головы и руки в момент действия, чтобы актер и режиссер понял, в чем смысл шутки и сцены. Так выстроено написание по американской схеме. А, например, в другом сценарном агентстве писали совершенно по-другому. Три автора приходят в офис и придумывают развитие сюжета. Пишут поэпизодник и передают его для написания диалогов в другой «цех». Причем, если директор заходит в комнату и авторы сидят за компьютерами, значит, бездельничают, а если лежат на диванах или ноги закинуты на стол, значит работают.

Отдельно стоит сказать, что режиссер и сценарист в кино и сериалах абсолютно по разному взаимодействуют. В большом кино режиссер - царь и бог. Потому что люди ходят в первую очередь за картинкой. А в сериале сценарий решает практически все. Поэтому люди могут закрыть глаза и на двухуровневую квартиру и на дворецкого много лет работающего в российской семье. Смешно же слушать. Няня шокает и гэкает, дворецкий бурчит. Поначалу было очень много конфликтов между режиссерами и сценаристами на почве своего видения при съемке. Поэтому на площадке всегда дежурила пара авторов, чтобы по ходу сценария подсказывать актерам и режиссеру и попутно переделывать шутки и сцены. За последние годы очень много сценаристов сами стали снимать свои сериалы. И не только в России. Опять же уровень сериалов вырос, и если весь сериал «Счастливых вместе» снимался в нескольких павильонах, то для тех же «Интернов» построили отдельное здание. А в те годы приходилось выкручиваться. Никакого огня, очень много ограничений по реквизиту, сами понимаете, автомобиль в павильон не затащишь, но было очень весело. В 2009 году оригинальный сезон вышел на экраны и получил хорошие рейтинги, а наши серии адаптировали где-то в Южной Америке.

Очень многое изменилось с тех пор. Появилось очень много талантливых авторов и сериалов. Сейчас над производством юмористических сериалов работают в основном несколько сценарных групп или агентств. В большинстве там работают бывшие КВН-щики. Например «7 арт»(Интерны) или «ГудСториМедиа»(Реальные пацаны, Физрук, ЧОП). Антон Зайцев директор «ГудСториМедиа», обладатель премии Теффи, когда-то начинал с адаптации «Счастливы вместе». Очень талантливая девушка Дарья Грацевич, которая тоже начинала с «Счастливы», написала сценарий для сериала «Измены». Этот сериал получил большую огласку не только в России, но и за рубежом. Алексей Литвиненко, который родился и вырос в Таганроге, является соавтором оригинального ситкома «ЧОП». В отличии от большого кино, сериалы в России сделали огромный скачок вперед. Конечно, до британских и голливудских ситкомов нашим еще далеко, но прогресс на лицо. Здесь можно начинать спор между «Да наши никогда не снимут нормально» и «Да смешно же Галустяна сняли ыыыы». В комментариях к статье с удовольствием поспорю.

P.S. В 2010 году я уехал из Москвы и начал писать удаленно. Чем только не приходилось заниматься. От скетчкомов (6 кадров) до детективов. Детективы тоже целый пласт нашего современного сериального кинематографа. Запомнился момент, когда заказчики с одного федерального канала настоятельно просили побольше крови и кишок в сценарий. Серия про 12 мертвых проституток, облитая кислотой модель, разорванный пополам бомж. Приходилось наворачивать ужасов с каждым драфтом (рекомендации редактора). В общем, после написания 4 серий мне приснилась мертвая проститутка без ног с отрезанными ушами, которая сказала мне:

- За что ты так меня в сериале-то?

И ушла в закат.

18 июля 2016

Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в .

Подписаться

Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в .

Комментарии

Сортировка комментариев: По дате По рейтингу
Проститутка без ног [...] , ушедшая в закат - это сильно!
14:08:37  18 июля 2016
Ответить
Это. Очень. Крутой. Материал. Огромное спасибо автору.
14:15:44  18 июля 2016
Ответить
Анонимный Пользователь
Скомкано слегка, словно букв пожалели. А тема действительно очень сочная не на одну статью. Узнал о ней от современной писательницы Лиды Раевкой ( к сожалению никакого отношения к Таганрогу не имеет) Она правда про кино больше рассказывала и про ток-шоу ( вроде "час суда")Было очень смешно...было и мясо и сопли были. Я к тому что будем рады почитать еще на эту тему
15:40:17  18 июля 2016
Ответить
Анонимный Пользователь
Я не очень разделяю страсть к нашим сериалам, потому что "не верю" героям, тому о чем они говорят и где находятся (о декорацииях). Могу выделить лишь сериал "Реальные пацаны". Он окунает в атмосферу реальной жизни, подпитанную здравым юмором.
12:43:35  19 июля 2016
Ответить
Оставьте свой комментарий
Вы вошли как

Все ваши сообщения, до публикации, будут проверены модератором

НЕДАВНО В РАЗДЕЛЕ