Любимый Таганрог осенью особенно прекрасен. Тихие улочки - переулочки, шелест листвы под ногами. В золотую пору одно удовольствие гулять с ребенком: собирать листики, каштаны, шишки, желуди.

Лопаткой по лбу или промолчать?

Заметки из городских песочниц

Любимый Таганрог осенью особенно прекрасен. Тихие улочки - переулочки, шелест листвы под ногами. В золотую пору одно удовольствие гулять с ребенком: собирать листики, каштаны, шишки, желуди. После знойного лета наконец-то появилась возможность путешествовать по площадкам, опробовать песочницы и горки в разных уголках города.  И все было бы замечательно, если бы не одно происшествие. В одну из таких прогулок мы с дочерью стали очевидцами совсем неприятной картины.

Мальчишка лет 3-4, играя в песочнице, ударил лопаткой по голове мальчика помладше. Подбежала мама этого трехлетки, схватила сына за руку, с криками: «Ты что совсем с ума сошел, так нельзя! Он же маленький?!» - вытащила его из песочницы, даже не узнав о причинах такого поведения, и потащила его к дому. Сами понимаете, что ребенок этот стал извиваться, кричать, топать ногами и вырываться, ведь он совсем не планировал так рано идти домой. Но бедняга получил еще пару шлепков и с воплями потащился в направлении подъезда.

Весь оставшийся день эта картина никак не могла уйти у меня из головы. Мне до ужаса было жалко этого трехлетку. Ведь в чем он был неправ? В том, что защищал свое имущество и не дал малышу поиграться его лопаткой?  Виноват здесь был только один человек, и, к сожалению, это была мама.

Ведь запрещая трехлетке кричать, злиться, мы тем самым даем карт-бланш в 15 лет промолчать, когда тебя будут обзывать или всячески задевать твою личность.

К сожалению, это, товарищи родители, наша проблема.  Нашему поколению в детстве внушали, что злиться – плохо, драться – нельзя. Кричать – да не дай бог!

Мы загнаны в тупик, нам запрещали чувствовать базовую эмоцию, которая в норме помогает нам выжить. Нельзя подавлять человеческие эмоции и не иметь потом последствий.

Говоря трехлетней девочке, что так ведут себя только плохие девочки, мы обрекаем ее на постоянное чувство стыда в те моменты, когда она чувствует гнев: привет женам, терпящим побои, мужей - алкоголиков и другие унижения. Говоря мальчику о том, что неумение давать сдачи равносильно трусости, мы запрещаем ему чувствовать страх, опасение. Привет всем любителям адреналина и адреналиновой зависимости, они просто не могут почувствовать себя, найти точку страха.

Поймите, страх, агрессия – это не плохо! Ребенок, который дерется – просто ребенок, еще не усвоивший норм поведения в социуме. И только! Он не хулиган, не злобный мальчишка, не монстр, обижающий малышей. Он просто ребенок, который не знает, как тут, у нас взрослых, принято. И таких детей еще можно научить, они еще чувствуют, они могут слышать себя.  А вот те, кому постоянно «нельзя», кого часто «по попе», кто слышит «не смей бить маленьких» и прочие табу – увы! Они запуганы, сломаны, заблокированы. Им нельзя чувствовать. А это уже большая проблема. Гораздо больше, чем лопаткой по голове и в глаза песок. Из этого можно вырасти, это можно осознать и осмыслить. А вот не чувствовать – это потом только с психотерапевтом расхлебывать.

Так что драться, кричать, злиться, топать ногами – это нормально для детей. Наша задача не запрещать чувство, а давать модель, как себя вести в этом состоянии. А не гасить!

Нет ужасных детей на площадке, есть дети, которым дали неправильную модель поведения. Не нужно делить детей на площадке на маленьких ангелочков и бесстрашных монстров. Принимайте не только своего ребенка, но и всех других.

Легализуйте агрессию и другие неудобные эмоции не только у своего малыша, но и у остальных детей. Будьте корректны, вежливы, доброжелательны, и тогда даже самое отчаянное хулиганье к вам потянется. Все дети, так или иначе, ищут любовь, поддержку  и понимание. Нет плохих детей. Нет. Совсем. Есть только непонимание и незнание того, как вести себя со стороны взрослых.

А чтобы справиться с агрессией, предложите малышу порисовать необычным способом, по соли.

Для создания объёмной  картины из соли понадобятся:

    - тёмный или цветной картон,

    - клей ПВА,

    - кисточки для рисования разного размера или пипетки,

    - соль.

Если подготовить разнокалиберную соль (мелкого, среднего и крупного помола), картина получится более живописной.

Обмакиваем кисточку в клей и рисуем  на тёмном картоне всё, что душе угодно. Ёлочки, солнышко, облака, абстракцию. Макаем кисточку в клей часто, мажем жирно. Нарисовали? Прекрасно, теперь берём горсть соли и смело обсыпаем картину.

Таким образом, покрываем всю картонку толстым слоем соли. Затем аккуратно наклоняем и трясём картонку — лишняя соль ссыпается с картины, и остаются пушистые солевые рисунки.

Чтобы немного оживить картину, разведите в воде краски, наберите её в пипетку или обмакните кисточку и капните на картину. Ваша картина готова! Приятного творчества!

 

Юлия Потапова

19 октября 2016

Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в .

Подписаться

Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в .

Комментарии

Сортировка комментариев: По дате По рейтингу
Важно не пере-либеральничать в обратную сторону. Легко представляю себе родителя игнорирующего эту ситуацию, уткнувшись в смартфон. На мой взгляд, и сейчас злиться - плохо, драться - нельзя, кричать - пожалуй не стоит. И базовая эмоция для Человека всё таки не агрессия, а любовь (уж простите за патетику). Агрессия помогает выжить животным, а человечество состоялось именно на замещении (долгом и мучительном) агрессии на "любовь" (ну или хотя бы приязнь). Главная героиня этой трагедии в песочнице, конечно отреагировала импульсивно и не умно, видимо не было под рукой соли, клея, красок и подруги-психолога рядом.
9:43:03  20 октября 2016
Ответить
Спасибо Вам за мнение!Наверно,немного должна пояснить,в данном контексте слово "базовый" имеет значение "данный от природы",чувство такое же,как чувство голода,страха и т.д.Безусловно,любовь(симпатия,уважение)намного выше и "базовее"(позвольте так выразится).Задача родителя и заключается в том,чтобы научить ребёнка переходить от агрессии к "любви" ( в значении уважения).Ребенок должен увидеть,понять причину тех или иных поступков своих сверстников,и по возможности,дать отпор.Но не руками,а словом .Поэтому с ребёнком нужно разговаривать,показывать собственным примером,а не отвечать агрессией на агрессию.А порисовать-это всем полезно!Еще раз спасибо.
14:30:35  20 октября 2016
Ответить
Анонимный Пользователь
Не могу согласиться с автором текста. Мама абсолютно права. Ценить своё имущество, как выразилась автор выше, чем головка ребенка помладше... Ну не знаю. Может быть, не надо было маме так резко уводить ребенка, но лопаткой по голове - это растет тупой собственник - бездушный
23:42:10  03 апреля 2021
Ответить
Оставьте свой комментарий
Вы вошли как

Все ваши сообщения, до публикации, будут проверены модератором

НЕДАВНО В РАЗДЕЛЕ