Рядом с моим домом растёт дерево, которое нависает ветками над проезжей частью, как будто хочет схватить проносящийся мимо автомобиль. Это немного страшно, но поэтично. Мне даже несколько раз снилось это дерево…

Голос монстра

Рядом с моим домом растёт дерево, которое нависает ветками над проезжей частью, как будто хочет схватить проносящийся мимо автомобиль. Это немного страшно, но поэтично. Мне даже несколько раз снилось это дерево…

Оказалось, что писать о хорошем фильме сложнее, чем о плохом. Из смысла некачественного кино ты легко достаёшь крупицы влюбленности и покровительственно определяешь моменты, достойные внимания зрителя. С хорошим фильмом всё по-другому: ты должен просеять свою влюбленность, чтобы извлечь хотя бы немного понимания; проанализировать первое, второе, третье впечатление и осознать, что именно скрывается за красотой и тайной.

«Голос монстра» - фильм сложный и потрясающий. Героя, вокруг которого развиваются события, зовут Конор. Имя относит нас к традиции «романтизма», отсюда любовь к монстрам, мрачные серо-зеленые тона, кладбище и оживающие силы природы. Мальчик совсем один: его мама болеет раком лёгких, отец сбежал в Америку, бабушка кажется чужой. В школе Конор получает тумаки, а ночью ровно в 12:07 ему снится один и тот же кошмар: разрушается церковь, под кладбищем открывается бездна, и мама падает в неё.

Проснувшись после очередного кошмара, мальчик будто видит сон наяву: тис, растущий у кладбища, снимает с себя крону, достаёт корни и направляется к дому. Он хочет рассказать Конору три истории, после которых мальчик должен понять смысл своего кошмара и рассказать историю-правду.

Все три истории сделаны в виде акварельной анимации (похожей на графику сказки «о трёх братьях» в Гарри Поттере) и объединены одной темой: они о людях, у которых есть как белая, так и тёмная сторона. В самом конце фильма мальчик смиряется со своими драконами, понимает глубокий смысл этих историй и нащупывает в них связующую нить со своей мамой.

То, что темная и светлая сторона сосуществуют в человеке, – неоспоримый факт. Но почему режиссерам кажется, что это нормально? Получается, что нужно дать темной стороне выход, и тогда боль утихнет? Эти убеждения можно приписать традиции романтизма, поэтому отложим их – это не так важно.

Важнее то, что в «Голосе монстра» нет любви. Акцент на этом слове ставится всего два раза, но в очень негативном контексте. Отец, уже имеющий новую семью, на вопрос Конора «почему вы расстались?» отвечает: «мы были молоды, но я до сих пор люблю твою маму. – Так в чём же дело? – Одной любви недостаточно!». Я, конечно, понимаю, что в Америке отношения строятся на экономике, но ведь мы же находимся в горячей Испании! Что это – попытка избавиться от клише (неужели жертвенное, самое сложное и простое чувство настолько испорчено сопливыми девочками?) или намеренное замарывание любви?

Тис, который приходит к Конору, – образ тоже двузначный. Это символ смерти и исцеления, символ «внутренних драконов» мальчика и дружбы. Он как опытный психоаналитик доходит до сути проблемы, до конца кошмара. И оказывается, что мальчик понимает, что такое смерть, и даже желает, чтобы всё закончилось.

На последних, самых грустных, сценах я искренне думал, что главными словами Конора будут: «Мама, ты никогда не умрёшь, потому что я тебя люблю». И это была бы настоящая победа, но он произносит совершенно другую фразу. И смерть (бездна) в итоге побеждает жизнь.

Многие в зале плакали от трогательности момента, не понимая, что фильм намного печальнее, чем они думают.

Валерий Горюнов

07 февраля 2017

Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в .

Подписаться

Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в .

Комментарии

Сортировка комментариев: По дате По рейтингу
Оставьте свой комментарий
Вы вошли как

Все ваши сообщения, до публикации, будут проверены модератором

НЕДАВНО В РАЗДЕЛЕ