Если местного попросить порекомендовать какие-нибудь достопримечательности, то он наверняка что-то да вспомнит, а не отделается фразой: «Да что тут смотреть?!». И в большинстве случаев он первым вспомнит именно памятник Петру Великому.

И к нему не зарастет народная тропа

Ввиду постоянно изменяющейся внешней политики, всё чаще звучат аккуратно подбираемые слова в отношении развития внутреннего туризма. Часть населения России при этом вообще не понимает кому он нужен: и «звезд» максимум три, и «всё включено» отсутствует как класс, да и «включает» что-то не то. А море? Да разве это море? Говорят, что у кого-то напротив дома лужа чище!

Тем не менее, в Таганрог иногда приезжают. И даже не по приговору народного суда. Некоторые местные жители иной раз переживают по этому поводу, потому что якобы из-за приезжих у нас цены такие высокие. Впрочем, если местного попросить порекомендовать какие-нибудь достопримечательности, то он наверняка что-то да вспомнит, а не отделается фразой: «Да что тут смотреть?!». И в большинстве случаев он первым вспомнит именно памятник Петру Великому.

Пожалуй, в любом городе справедливо правило: чем больше свадебных кортежей и фотографий невест на ладошке, тем большее признание получает место съемки, на фоне которого это все происходит. И уж в отношении памятника Петру I можно сказать уверенно, что к нему народная тропа под аккомпанемент баяна не зарастет никогда. Тем более что рядом еще и мостик есть, где граждане брачующиеся символично ничего не запирая оставляют замки со своими именами. Или прозвищами.

Итак, с тем, что памятник и сквер, в котором он находится, являются номером один в программе достопримечательностей, вернемся к нему самому.

Без преувеличения, это был удар по провинциальной гордости, когда вышла купюра с изображением нашего Петра с подписью «Архангельск». Зато теперь фигура узнаваема всеми, потому что тираж этой купюры значительно превосходит тираж любого другого печатного издания. И вот выходит, что у нас отобрали часть заслуженной славы — как жить дальше? Впрочем, не объявлять же бойкот банкноте в пятьсот рублей: уж она-то точно всем нравится. И не важно название какого города на ней размещено. Давайте же проясним, что нам рассказывать гостям города придирчиво сверяя изображение на купюре с памятником.

То, что наш памятник работы скульптора Марка Матвеевича Антокольского лично я прочно усвоила благодаря урокам английского языка. Возможно, наша учительница полагала, что когда-нибудь наступит момент, когда кому-либо из нас придется встречать иностранную делегацию, но в любом случае – уроки краеведения были менее успешны во вкладывании этой полезной информации в наши ветреные головы. Антокольский работал над статуей в Риме, проклиная итальянскую глину, но, не сдаваясь под напором вдохновения замысла. Даже местные экскурсоводы сейчас позволяют себе говорить о том, что фигура Петра здесь — не более чем романтический образ, который не имеет ничего общего с реальным видом императора. Де, езжайте в Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге, найдите там скульптуру сидящей фигуры работы Шемякина, и если не умрете от отвращения, сделайте селфи у нее на коленях. Уродливо непропорциональная фигура, непропорциональная древнерусской тоске манера править…

  

Фото с сайта http://s-pb.in/

Однако несправедливо считать, что Антокольский предался исключительно собственным фантазиям о том, как должен выглядеть памятник великому императору. Да, сам скульптор находился в Риме, но на связи с Родиной он был всегда: письма тогда писали чаще, чем сейчас в скайпе переписываются. Историк искусств, художественный и музыкальный критик — Стасов Владимир Васильевич, будучи другом Антокольского, предоставлял ему нужные детали и образцы. Так, он пересылал копии гравюр, фото портретов императора, даже настоящий мундир Преображенского полка раздобыл. Более того, он попросил Крамского сделать рисунки с посмертной маски Петра Великого и выслать их творцу. Так что сказать, что получившаяся скульптура не имеет ничего общего с реально существовавшим человеком, всё-таки так же несправедливо, как наличие надписи «Архангельск» на пятисотке.

Первой появилась гипсовая статуя, которой Антокольский похвалился в Москве с последующей пересылкой в Санкт-Петербург – так он отметил двухсотлетие со дня рождения императора. В отношении ее подлинности в настоящее время ученые мужи ведут споры – возможно, что оригинал был утрачен и сейчас все видят копию. Впрочем, это не так важно. Важна художественная ценность и дух каноничности, который получил этот монумент. И не удивительно, что его захотели видеть в более долговечном материале.

Так, первая отливка в бронзе размещена в Петергофе:

Не будем искать десять отличий – здесь всё очевидно, а то, что не очевидно, то придется написать словами. Она значительно меньше, а антураж вокруг нее скорее шутливый. В ботфорт императору простодушные туристы пытаются закинуть монетку. Причем, это даже не обещает никаких особых богатств – просто надо же что-то сделать: потереть, дотянуться, запечатлеться.  

Несмотря на то, что скульптура в Петергофе была первой, ее оригинал в настоящее время утрачен, и на ее месте стоит куда как более поздняя копия. Так что знайте: у нас стоит самая ранняя из ныне существующий бронзовых статуй Петра Первого работы Антокольского. Это первая отличительная черта нашей достопримечательности.

Вторая отличительная черта: наша версия самая высокая по настоянию всё того же Антокольского. Высота памятника без малого три с половиной метра, что больше изначальной скульптуры и последовавших бронзовых копий.

Третий момент, отличающий наше достояние от остальных вариантов: эта копия была выполнена в Париже при жизни Антокольского и была им одобрена. Да что там – он и сам пришел в восторг, когда увидел что получилось!

Подобно тому как отметил великий скульптор двухсотлетие великого реформатора, таганрогские активисты озаботились тем как отметить двухсотлетие самого Таганрога. И решили, что памятник основателю – идеальный вариант. Подумывали о конкурсе и даже начали собирать добровольные пожертвования. Связи были не менее важны, чем сейчас: тогдашний член городской управы Иорданов в переписке с нашим великим земляком Чеховым, отметил, что монумент работы Антокольского — это предел мечтаний. И уже Антон Павлович взял на себя значительную часть переговоров не только с Антокольским, но и со всеми теми людьми и ведомствами, которые были необходимы как для отливки монумента, так и для его транспортировки в наш уютный городок. К слову, сам Антокольский за свою работу ничего не взял: все пожертвования горожан пошли на компенсацию материалов, которые понадобились для памятника и для постамента, а также на пошлины. Впрочем, непосредственно к двухсотлетию Таганрога (1898 год) не успели, и чтобы сгладить эту неловкость, установили макеты монумента и его постамента.

Таганрожцы — народ своевольный, и выразилось это в первом месте установки памятника Петру. Несмотря на то, что сам Чехов отметил, что неплохо было бы считаться с мнением художника и установить памятник лицом к морю, размещен он был напротив главного входа в городской парк, даже без шанса высмотреть море. Открытие памятника произошло в 1903 году в мае, конечно же не без крестного хода.

Таганрог можно назвать городом кочующих памятников. Конкретно этот памятник Петру переносился по разным свидетельствам от 8 до 12 раз. Он менял постаменты, уходил под крыши городской библиотеки или музея, вновь выходил на свет божий к тому же парку, пока наконец-то не обосновался там, где ему самое место: на месте крепости с видом на море. Скорость звука — странная штука, сказано еще когда было, а дошло только в 1948 году.

Надеюсь, всё рассказанное выше было не безынтересно даже коренным жителям. Однако интересно ведь как гости города воспринимают знакомый каждому из нас памятник.

Свои отзывы в сети оставляют настоящие подготовленные туристы, которые что-то да знают об истории памятника и не прочь поделиться этими знаниями (стили и грамотность не претерпели изменений, мы тут немного ленивые):  

Полина К Выборг, Россия

Памятник, дореволюционный, установлен в 1903 году на 200-летие города. Большая заслуга в установке монумента принадлежит Антону Павловичу Чехову, как в организации проекта, так и в пожертвование личных средств на изготовление скульптуры. Фигура Императора отлита из бронзы в Париже и доставлена в город морским путем транзитом через Марсель и Феодосию. Памятник довольно внушительный: общая высота с пьедесталом - 8,8 метра.

Nikita B Москва, Россия

Был в Таганроге проездом во время делового автопутешествия из Ростова. Памятник Петру I был одним из немногих объектов, который удалось посмотреть в городе и который в целом запомнился. Что самое примечательное - памятник по-настоящему исторический, был установлен в Таганроге еще в 1903 году сразу после празднования 200-летия города (автор - М. Антокольский). Бронзовый Петр на гранитном пьедестале вполне узнаваемый по своему облику - стоит в треуголке, в костюме Преображенского полка, с подзорной рукой в руке (морской символ, Таганрог все же значимый порт), опираясь на трость, такое мы вроде бы уже видели не раз. Но памятник производит впечатление, тем более, что зона вокруг него недавно была облагорожена и превращена в сквер. Что интересно, памятник за всю свою историю был перемещен 8 раз (!) с места на место, и в советское время и, даже, во время немецкой оккупации во время Второй мировой войны. Памятник Петру, вероятно, самый заметный не только в городе, но и во всей области, его любят горожане, здесь проводятся различные общественные мероприятия. Данный монумент можно смело рекомендовать всем – смотрите его, не пожалеете.

Александр Г Критик 6-го уровня

И быть бы Таганрогу столицей всея Руси, но Шведы подпортили ситуацию и Петр I срочно убыл на север, где окончательно определился со столицей России. Но Таганрог, вместе с Воронежем, вошли в историю России ,как колыбель Русского флота. Поэтому ощущаешь большое чувство обиды и недопонимания, когда смотришь на 500 рублевую купюру, видишь там наш памятник, корабли и название города -Архангельск. Большая историческая не справедливость. Но , если Парижане отлили 2 одинаковых памятника, то я извиняюсь.

Другая категория наших гостей не вдается в подробности, а просто утверждает, что посещение памятника того стоит:

StacyYcats Саратов, Россия

Обязательно спуститесь вниз и пройдитесь вдоль порта. Красивые виды, морской простор, дающий отдых глазам.

Denis_Kondratyev Москва, Россия

Хотя более благоустроенная набережная находится дальше, напротив известной лестницы, здесь тоже достаточно мило и приятно пройтись. Памятник хорошо сделан и уместен.

smolkin Москва, Россия

Памятник основателю города, конечно Петру I. Видел бы он порт, ради которого всё делал, уголь, сталь, мазут и прочие не очень частенькие грузы пылят, пахнут прямо в центре города. Вообщем от памятника открывается просто прекрасный вид. Это место вместе с многочислеными домами и памятниками Чехову является главной достопримечательностью города, и я здесь был и Пушкин тоже, правда он до открытия памятника.

Elena I Москва, Россия

В этом сквере любят гулять гости города, молодые родители с детьми и бабушки с дедушками с внуками. В центре стоит большой памятник Петру I. К нему приезжают свадебные кортежи, отмечая здесь свой самый первый семейный праздник.Здесь, перед ним большая площадка, с которой открывается вид на море. Здесь же можно приобрести различные сувениры. Много скамеечек для отдыха. В выходные летним вечером можно услышать живую музыку играющих здесь музыкантов. 
Есть небольшая детская игровая площадка.

mrZoopol Ярославль, Россия

Знаковое место. Памятник основателю города , великому правителю. Центральная часть города довольно таки компактная и за один день можно пройтись по всем знаковым местам, ну и конечно памятник Петру - это одно из них.

Ssugrobov Критик 6-го уровня

Памятник расположен в хорошем месте, многие свадьбы посещают его. Находится не далеко от порта. Возле него постоянно много людей

S_Danilova Критик 5-го уровня

Памятник стоит на склоне горы, внизу - порт. К памятнику можно подойти из города или поднятся по лестнице в районе порта. Рядом с памятником установлены настоящие пушки 17 века ( правда запаянные). Сюда часто приходят свадьбы, неподалеку есть мостики, на которые навешивают замкИ. В прошлом году умещалось все на одном мостике, сейчас уже на третий першли. Вокруг - небольшой сквер, где можно отдохнуть. Рядом есть кафе и палатки с сувенирами. Кстати, в одной из палаток - интересные бронзовые фигурки - пушки, пямятник Петру, лошади, коты, и другие забавные фигурки. Таких на набережной и в других сувенирных палатках нет.

Yuri S Критик 3-го уровня

Если вы первый раз в Таганроге то просто обязанны поситить это прекрасный памятник основателю Таганрога!)

И самая малочисленная группа оставила свои отзывы в стиле «Памятник как памятник». И действительно: даже не потрешь ничего.

Julia P Критик 3-го уровня

Посетить можно, однако ничего необычного, замечательного не ждите. Памятник вполне обычный, какого-то духа времени, грандиозности или величественности не чувствуется. Подойдет любителям пофотографироваться на фоне достопримечательностей

APutesh Критик 6-го уровня

Памятник находится на площади в сквере (или парке) на берегу моря. Чуть дальше открывается вид на таганрогский порт, который, если честно, глаз не радует. На площади находится несколько палаток с местными сувенирами. Отсюда открывается парковая зеленая зона с дорожками и скамеечками, а также мостиками, где молодожены крепят на перилах замочки на счастье (а кое-где огромные замки).

Ares M Критик 4-го уровня

Памятник понятно кому из названия. Специально ради него вряд ли стоит ехать, но посмотреть, проходя мимо, очень даже любопытно

Мария Б Критик 6-го уровня

Один из знаковых памятников города. Приятно прогуляться вдоль порта, пройтись до памятника. Ну а в целом - памятник как памятник, но в приятном месте

А напоследок мы оставили комментарий нынешней москвички, уроженки Таганрога:

Oxana O Критик 5-го уровня

Я родилась в городе Таганроге. В юношеские годы мы часто гуляли в порту, там красивый вид. Когда приезжают мои друзья, я обязательно вожу их полюбоваться набережной и портом.

И действительно, для нас памятник Петру Первому – это удобный топоним для назначения встреч, для прогулок, и наверняка он многое значит как безмолвный свидетель для всех тех, кто прогуливал лекции, ой, извините… кто учился в нашем Радике. 

 

Ксения Иванова 

26 июля 2016

Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в .

Подписаться

Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в .

Комментарии

Сортировка комментариев: По дате По рейтингу
Анонимный Пользователь
И познавательно и занимательно!!! Браво!
15:33:35  26 июля 2016
Ответить
Анонимный Пользователь
Отличная статья! Прочитала с большим удовольствием! Много интересных фактов, поданных легко и интересно, замечательный язык!
6:30:25  27 июля 2016
Ответить
Спасибо, Ксения!
16:35:12  27 июля 2016
Ответить
Ксения молодец. Нужно помнить историю города. Добавлю свои наблюдения. СПбург. Русский музей. Если входить по центральной лестнице, ( а не через те боковые проходы, куда пускают и выпускают всех сейчас), справа от лестницы стоит наш Пётр. Только поменьше и белый. Какая это копия и из чего - не знаю. Также в "Энциклопедии Таганрога" есть такое : специальный комитет, созданный при городской управе, рассматривал два варианта памятника - скульпторов Антокольского и Бернштама. С ними в Париже встречался Чехов, и прислал фото моделей скульптур в Таганрог. Комитет единодушно выбрал сами знаете какой вариант. К 200-летию не успевали, и была только торжественная закладка ( про макеты не нашёл ни слова). Про 8-10 переездов - откуда информация ? Можно ссылку ? И как его могли затащить в библиотеку ? Через окно ? И какие ещё памятники "кочевали" ? Статую Александра 1 шариковы и швондеры свалили цепью за шею и волокли по мостовой на переплавку, бросили во дворе нынешней картинной галереи. Кто "кочевал" - расскажите, интересно. Жаль, что не упомянули некоторые детали. Сквер вокруг Петра (нынешний) был замощён старым булыжником, который многих и многое повидал. Да, по нему было неудобно ходить на каблуках, и ловить покемонов. Но он был РЕАЛЬНЫЙ. Теперь там современная плитка. Скучная и унылая. Облик испорчен, как и загубленная каменная лестница. Нет ауры, чувства исторического. Вот уже и под солнечные часы у каменки подбираются. Хотят заменить на электронные. Варвары. А ещё во времена нахождения Петра у парка, у его подножия был митинг, где некоторые горожане и служители церкви радостно приветствовали немецких офицеров, оккупировавших город. И фото можно найти. А ещё, по краю обрыва у Петра, вы можете найти вросшие в землю бетонные конструкции, по-моему 3 штуки. Это пулемётные огневые точки, построены немцами, для защиты порта. Бетон до сих пор крепок. Когда мне было лет семь, в них ещё можно было пролезть, и даже бойницы на море глядели. Постепенно ушли в землю. А ещё, во времена СССР и военно-морской кафедры в ТРТИ, была традиция - на окончание военного курса студенты шили громадную тельняшку, и напяливали её на Петра. Милиция снимала потом. Были люди, были традиции. А сейчас и зигзаг-лестницу в порт засрали до ужаса, настроили кафешек и изуродовали прекрасный вид. Грустно. Молодым история не нужна. У них есть покемоны, соцсети и дом-2.
20:01:55  27 июля 2016
Ответить
Xena Ustimenko Товарищ Сухов
Ксения молодец. Нужно помнить историю города. Добавлю свои наблюдения. СПбург. Русский музей. Если входить по центральной лестнице, ( а не через те боковые проходы, куда пускают и выпускают всех сейчас), справа от лестницы стоит наш Пётр. Только поменьше и белый. Какая это копия и из чего - не знаю. Также в "Энциклопедии Таганрога" есть такое : специальный комитет, созданный при городской управе, рассматривал два варианта памятника - скульпторов Антокольского и Бернштама. С ними в Париже встречался Чехов, и прислал фото моделей скульптур в Таганрог. Комитет единодушно выбрал сами знаете какой вариант. К 200-летию не успевали, и была только торжественная закладка ( про макеты не нашёл ни слова). Про 8-10 переездов - откуда информация ? Можно ссылку ? И как его могли затащить в библиотеку ? Через окно ? И какие ещё памятники "кочевали" ? Статую Александра 1 шариковы и швондеры свалили цепью за шею и волокли по мостовой на переплавку, бросили во дворе нынешней картинной галереи. Кто "кочевал" - расскажите, интересно. Жаль, что не упомянули некоторые детали. Сквер вокруг Петра (нынешний) был замощён старым булыжником, который многих и многое повидал. Да, по нему было неудобно ходить на каблуках, и ловить покемонов. Но он был РЕАЛЬНЫЙ. Теперь там современная плитка. Скучная и унылая. Облик испорчен, как и загубленная каменная лестница. Нет ауры, чувства исторического. Вот уже и под солнечные часы у каменки подбираются. Хотят заменить на электронные. Варвары. А ещё во времена нахождения Петра у парка, у его подножия был митинг, где некоторые горожане и служители церкви радостно приветствовали немецких офицеров, оккупировавших город. И фото можно найти. А ещё, по краю обрыва у Петра, вы можете найти вросшие в землю бетонные конструкции, по-моему 3 штуки. Это пулемётные огневые точки, построены немцами, для защиты порта. Бетон до сих пор крепок. Когда мне было лет семь, в них ещё можно было пролезть, и даже бойницы на море глядели. Постепенно ушли в землю. А ещё, во времена СССР и военно-морской кафедры в ТРТИ, была традиция - на окончание военного курса студенты шили громадную тельняшку, и напяливали её на Петра. Милиция снимала потом. Были люди, были традиции. А сейчас и зигзаг-лестницу в порт засрали до ужаса, настроили кафешек и изуродовали прекрасный вид. Грустно. Молодым история не нужна. У них есть покемоны, соцсети и дом-2.
Товарищ Сухов, спасибо за внимание и интерес! Целью статьи не являлось исследование всех подробностей, лишь краткая историческая справка и отзывы гостей города, потому что мы сами смотрим на все это совершенно иначе. В Русском музее как раз первый вариант скульптуры, который Антокольский представил на двусотлетие со Дня рождения Петра Великого. Кто-то говорит, что это оригинал, а кто-то утверждает, что оригинал был утрачен в войну и это копия. О переносе нашего памятника писала Маргарита Киричек в труде "Музей под открытым небом". Там о всех перемещениях, в том числе и в дом Шедеви и в дворец Алфераки. Уж не знаю как затаскивали, но почему нет? Честно говоря, я тоже грустила по мостовой и невзлюбила плитку, а уж "реконструкция" Каменной лестницы ее практически "убило" как тот самый образ, который мы помним и любим. Да и солнечные часы - ведь тоже уже как символ стоят, уж не знаю как им можно было навредить реставрацией, но им навредили, так что... Но наш взгляд - это одно, а взгляд со стороны - это другое, потому было интересно с ними ознакомиться для того чтобы представить в статье. А молодежь тоже разная бывает - не всем так уж не нужна история, и так уж нужны покемоны.
23:51:07  27 июля 2016
Ответить
Анонимный Пользователь Товарищ Сухов
Ксения молодец. Нужно помнить историю города. Добавлю свои наблюдения. СПбург. Русский музей. Если входить по центральной лестнице, ( а не через те боковые проходы, куда пускают и выпускают всех сейчас), справа от лестницы стоит наш Пётр. Только поменьше и белый. Какая это копия и из чего - не знаю. Также в "Энциклопедии Таганрога" есть такое : специальный комитет, созданный при городской управе, рассматривал два варианта памятника - скульпторов Антокольского и Бернштама. С ними в Париже встречался Чехов, и прислал фото моделей скульптур в Таганрог. Комитет единодушно выбрал сами знаете какой вариант. К 200-летию не успевали, и была только торжественная закладка ( про макеты не нашёл ни слова). Про 8-10 переездов - откуда информация ? Можно ссылку ? И как его могли затащить в библиотеку ? Через окно ? И какие ещё памятники "кочевали" ? Статую Александра 1 шариковы и швондеры свалили цепью за шею и волокли по мостовой на переплавку, бросили во дворе нынешней картинной галереи. Кто "кочевал" - расскажите, интересно. Жаль, что не упомянули некоторые детали. Сквер вокруг Петра (нынешний) был замощён старым булыжником, который многих и многое повидал. Да, по нему было неудобно ходить на каблуках, и ловить покемонов. Но он был РЕАЛЬНЫЙ. Теперь там современная плитка. Скучная и унылая. Облик испорчен, как и загубленная каменная лестница. Нет ауры, чувства исторического. Вот уже и под солнечные часы у каменки подбираются. Хотят заменить на электронные. Варвары. А ещё во времена нахождения Петра у парка, у его подножия был митинг, где некоторые горожане и служители церкви радостно приветствовали немецких офицеров, оккупировавших город. И фото можно найти. А ещё, по краю обрыва у Петра, вы можете найти вросшие в землю бетонные конструкции, по-моему 3 штуки. Это пулемётные огневые точки, построены немцами, для защиты порта. Бетон до сих пор крепок. Когда мне было лет семь, в них ещё можно было пролезть, и даже бойницы на море глядели. Постепенно ушли в землю. А ещё, во времена СССР и военно-морской кафедры в ТРТИ, была традиция - на окончание военного курса студенты шили громадную тельняшку, и напяливали её на Петра. Милиция снимала потом. Были люди, были традиции. А сейчас и зигзаг-лестницу в порт засрали до ужаса, настроили кафешек и изуродовали прекрасный вид. Грустно. Молодым история не нужна. У них есть покемоны, соцсети и дом-2.
"была традиция - на окончание военного курса студенты шили громадную тельняшку, и напяливали её на Петра. Милиция снимала потом." А вот почему напяливание тельняшки на Петра (кстати, я один не представляю как это выглядело?) - это хорошо, традиция, не варварство, а то что рядом пивко попивают и музыку слушают - таки оно - варварство, ужас и страх?
23:09:11  31 июля 2016
Ответить
В Русском музее, в Петергофе и в Таганроге лицезрел памятники лично. Петергофский маленький. Не айс. От нашего впечатления масштабнее - мощь, величие, стремления . Грозный взгляд на ту сторону азова (тогда турецкую). Про кочевых вы не ответили - какие ещё памятники кочевали ? Раз упомянут источник информации (М. Киричек), неплохо было бы дать ссылку для ознакомления. Попробую найти сам. Как технарь, подхожу чисто технически. В дом Алфераки ещё как-то вероятно, т.к. со двора там высокие окна от пола. Шедеви и библиотека - сомневаюсь. Переехав в Таганрог в 1998 году (как раз к 300-летию), я лично присутствовал при спешной установке памятника Александру 1 на Банковской площади. Привезли частями на камазе, сваривали на месте. Это при том, что он намного меньше, чем Пётр. Операция очень дорогостоящая и технически сложная. Кому понадобилось таскать немаленький памятник туда-сюда много раз ? Мотивация ? Да. Мостовая. Она положена раньше, чем во многих районах Москвы. А почему, и на какие деньги - мало кто ответит. А вы знаете ? Молодёжь бывает разная. Только вот мне, приезжему, приятно рассказывать местным уроженцам много интересного об их родном городе, о котором они почти ничего не знают. Увы, Ксения. Исключения только подтверждают правило. А вы погуляйте у Петра вечерком пятницы и в выходные. К полуночи подъезжают мажоры-студенты. Тачки поперёк дороги, музыка из открытых дверей долбит нелинейными искажениями из сабвуферов, шум, гогот. ГИБДД не реагирует, и даже на звонки. Говорят там чей-то сыночек катается. Расскажите нам об этом, Ксения. Про молодёжь, нынешнюю, у столетнего Петра.
23:18:54  28 июля 2016
Ответить
Xena Ustimenko Товарищ Сухов
В Русском музее, в Петергофе и в Таганроге лицезрел памятники лично. Петергофский маленький. Не айс. От нашего впечатления масштабнее - мощь, величие, стремления . Грозный взгляд на ту сторону азова (тогда турецкую). Про кочевых вы не ответили - какие ещё памятники кочевали ? Раз упомянут источник информации (М. Киричек), неплохо было бы дать ссылку для ознакомления. Попробую найти сам. Как технарь, подхожу чисто технически. В дом Алфераки ещё как-то вероятно, т.к. со двора там высокие окна от пола. Шедеви и библиотека - сомневаюсь. Переехав в Таганрог в 1998 году (как раз к 300-летию), я лично присутствовал при спешной установке памятника Александру 1 на Банковской площади. Привезли частями на камазе, сваривали на месте. Это при том, что он намного меньше, чем Пётр. Операция очень дорогостоящая и технически сложная. Кому понадобилось таскать немаленький памятник туда-сюда много раз ? Мотивация ? Да. Мостовая. Она положена раньше, чем во многих районах Москвы. А почему, и на какие деньги - мало кто ответит. А вы знаете ? Молодёжь бывает разная. Только вот мне, приезжему, приятно рассказывать местным уроженцам много интересного об их родном городе, о котором они почти ничего не знают. Увы, Ксения. Исключения только подтверждают правило. А вы погуляйте у Петра вечерком пятницы и в выходные. К полуночи подъезжают мажоры-студенты. Тачки поперёк дороги, музыка из открытых дверей долбит нелинейными искажениями из сабвуферов, шум, гогот. ГИБДД не реагирует, и даже на звонки. Говорят там чей-то сыночек катается. Расскажите нам об этом, Ксения. Про молодёжь, нынешнюю, у столетнего Петра.
Товарищ Сухов, в интернете довольно затруднительно давать ссылку на бумажные книги, а ведь остались еще и такие :-) О памятниках еще поговорим - не все же лить в комментарии, правда? А то что мажоры громко катаются - то характеристика не только молодежи, но и того поколения, которое такую молодежь взрастило. И когда темы типа "вот молодежь нонче пошла" окажутся в сфере моих интересов, я обязательно об этом напишу - обещаю!
9:45:06  29 июля 2016
Ответить
Ксения, я тоже не нашёл электронной версии книги Маргариты Киричек. Поэтому дам информацию хотя бы о бумажной : Киричек М. С. Музей под открытым небом. — Таганрог: ИП Стадников, 2010. — 230 с. — ISBN 978-5-9901455-3-5. Жду ваших статей о других "кочевых" памятниках, не в комментариях. Понял, тема "молодёжь нонче пошла" не в вашей сфере интересов. Жаль, у меня два сына. Взращиваю правильно.
7:47:28  30 июля 2016
Ответить
Оставьте свой комментарий
Вы вошли как

Все ваши сообщения, до публикации, будут проверены модератором

НЕДАВНО В РАЗДЕЛЕ