Таганрог – взгляд из Ростова

Ни мышонок, ни лягушка

В Таганроге есть море. Правда, мелкое и грязное, и не соленое. Но у других и такого нет, резонно возразят местные, и будут совершенно правы.

В Таганроге живут очень гордые люди. Хотя основания для гордости мало чем отличаются от таганрогского моря. Величие города в головах его обывателей держится на трех китах, которые разве что лишь на безрыбье рыба.

На делириумном бреде Петра, вздумавшего было основать здесь столицу империи. Правда, протрезвев, самодержец понял, что прорубать окно в мир через Азию значит лезть в такой задний ход, где чем глубже, тем теплее и никакого просвета. И быстренько свалил к печальным пасынкам природы – рыболовам Финляндии. О Таганроге он больше не вспоминал.

На памяти Антона Павловича Чехова, который, кстати, и сам о городе не забывал, отзываясь с особенной нежностью. Чего стоят одни его строки из письма Шехтелю: «Таганрог очень хороший город. Если бы я был таким талантливым архитектором, как Вы, то сломал бы его».

На яркой и незабываемой Фаине Раневской, обязанной городу разве что теплыми воспоминаниями детства. Вот, собственно, и все.

Да, были еще в далекие советские годы предприятия, которые обеспечивали Таганрогу промышленную славу, и которые можно было считать местными. Но в новой России они сделали то же, что и Раневская с Чеховым – сменили прописку. И с тех пор плевали на город и его проблемы с высокой доменной печи.

Вместе с предприятиями из города ушло и былое его величие, о чем наглядно свидетельствуют рейтинги всех последних лет.

2013 год. В рейтинге 250 промышленных центров России Таганрог потерял 9 мест и занял почетное 109 место, уступив не только Ростову, но и Новошахтинску.

2014 год, Таганрог занял:

  • в рейтинге лучших российских городов 95 место, опустившись на 10 пунктов по сравнению с предыдущим годом
  • в рейтинге благосостояния 75 место из 100
  • последнее место среди городов Ростовской области в рейтинге благоустройства
  • 10 из 12 мест среди городских округов региона по привлечению инвестиций

Говорят, во всем виноват Ростов, несправедливо отобравший у Таганрога звание столицы (и ноты есть, и инструменты есть, статусности недостает). И еще, конечно, Прасолов, которого горожане просили придать новый импульс развитию, а он ограничился прокладкой дороги в Чехию для отдельных лучших людей. Спорить сложно – хорошим предпринимателям чего только не мешает. Даже то, чем в другое время гордятся.

Но вот оценка одного моего знакомого, который, будучи совсем не из местных, задумал открыть в Таганроге некое дело:
– Знаешь, во-первых, здесь все повязаны и свои подвязки ставят выше экономических интересов. Я понимаю, в нашей стране многое держится на балансе тех, кто ловит, тех, кого ловят и тех, кто под ними ходит. Но не до такой же степени! Во-вторых, здесь просто не способны воспринять никакое предложение. Сразу начинают выдвигаться конспирологические версии, теории заговоров, ищется и находится такой скрытый смысл, о котором даже в страшном сне не додумаешься. В-третьих, о чем-то договориться с людьми практически невозможно. Они думают одно, говорят второе, а делают третье. Зачарованные какие-то.

Вот оно, ключевое слово, которое способно многое объяснить в реальном положении дел. Зачарованность – не даром же и Лукоморье в наличии имеется.

Власть – не власть, и властью быть не хочет.

Элиты – вроде как элиты, но каждая на своем отдельно взятом районе. Вместе если и сходятся, то большей частью пивка попить, да в баньке попариться.

Смотрящие вроде как и смотрят, но каждый в свою сторону.

Куда идти не знает никто. Да и идти особо не хочет. Шарахаются периодически из стороны в сторону: то ли мы промышленный центр, то ли туристический, то ли и вовсе культурная Мекка. Словом, ни мышонок, ни лягушка.

Как там говаривал все тот же бессмертный Чехов? «Местоположение города прекрасное во всех отношениях, климат великолепный, плодов земных тьма, но жители инертны до чертиков... Нет ни патриотов, ни дельцов, ни поэтов, ни даже приличных булочников».

Зато есть понты и желание быть не самим собой, а таким как Ростов. Нет, круче Ростова (хотя, казалось бы, та еще дыра, этот Ростов, разве что понтов не меньше).

Впрочем, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не доставало родителей. Спички младенцам не игрушка, но ведь кроме кухонных ножей существуют и пластмассовые наборы для девочек младшего дошкольного возраста. И пусть резать ими нельзя, зато с большим успехом можно изображать процесс приготовления пищи, сосредоточенно водя по бумаге и требуя восторгов от несчастного партнера по забавной игре в «дочки-матери».

И все бы ничего, если бы инфантилизм, пронесенный сквозь годы, не приобретал во взрослом возрасте такие пугающе-гротескные черты.

Иллюстрация – Дана Салаватова, специально для Богудонии

24 марта 2015

Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в .

Подписаться

Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в .

Комментарии

Сортировка комментариев: По дате По рейтингу
Анонимный Пользователь
ГРУСТНО, НО ВСЕ ВЕРНО!
20:33:32  24 марта 2015
Ответить
Анонимный Пользователь Анонимный Пользователь
ГРУСТНО, НО ВСЕ ВЕРНО!
Не грусти, если верно. Пень, тоже был дубом зеленым, а на месте Питера было болото. Работать надо ! ( над собой)
8:53:01  25 марта 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
Не понятно, кого винить?! Все в этом и виноваты! Урна рядом стоит, но сигарету и обертку от конфеты бросим рядом....
21:12:31  24 марта 2015
Ответить
Анонимный Пользователь Анонимный Пользователь
Не понятно, кого винить?! Все в этом и виноваты! Урна рядом стоит, но сигарету и обертку от конфеты бросим рядом....
а КАК - иначе-то ?? нельзя предавать культурные традиции!
0:02:42  25 марта 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
Отчасти верно,-ю но все подмеченное можно отнести к любому южному городу, за исключением промышленности - мало где она была на-таком уровне.
21:26:59  24 марта 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
Штука именно в том, что критиковать и рассказывать как всё плохо все горазды. А вот конструктив предложить некому. Вообще некому. Не осталось у нас в городе людей, способных совершать какие-то активные действия, что-то делать. Все только рассуждают о том, как всё плохо и предлагать еще разок обсудить, как всё вообще плохо...
21:47:23  24 марта 2015
Ответить
Анонимный Пользователь Анонимный Пользователь
Штука именно в том, что критиковать и рассказывать как всё плохо все горазды. А вот конструктив предложить некому. Вообще некому. Не осталось у нас в городе людей, способных совершать какие-то активные действия, что-то делать. Все только рассуждают о том, как всё плохо и предлагать еще разок обсудить, как всё вообще плохо...
Штука именно в том, что не все реально понимают - как всё плохо, и вместо того чтобы осознать, что дальше так жить нельзя, сидят и ждут, что кто-то придёт и за руку отведёт их в "светлое будущее". Чтобы начать жить если не сразу ЛУЧШЕ, но хоть немного иначе - каждый должен сделать свой - пусть маленький - шаг вперёд. Примеров для этого - полнО, возможностей - тоже.
0:11:29  25 марта 2015
Ответить
Анонимный Пользователь Анонимный Пользователь
Штука именно в том, что критиковать и рассказывать как всё плохо все горазды. А вот конструктив предложить некому. Вообще некому. Не осталось у нас в городе людей, способных совершать какие-то активные действия, что-то делать. Все только рассуждают о том, как всё плохо и предлагать еще разок обсудить, как всё вообще плохо...
Ну, пишет же человек, что любой конструктив упирается в чиновников. Сам сталкиваюсь с этим на постоянку. Любой с кем приходится согласовывать"конструктив" заявляет, что тоже хочет с этого что-то иметь. Последний проект просто закрыл на фиг. На меня одного с сошкой пришлось пришлось семеро с ложкой. По факту я от реализации этого проекта получил меньше 25% прибыли, 75 получали желающие "что-то поиметь". Жадность, однако...Получать с работающего дела четверть и раздовать три четверти - это надо быть ослом! А "получатели" огорчились , мол, хорошее дело , прибыль дает, а вот закрыл.... как-то так ...
7:01:00  25 марта 2015
Ответить
Анонимный Пользователь Анонимный Пользователь
Штука именно в том, что критиковать и рассказывать как всё плохо все горазды. А вот конструктив предложить некому. Вообще некому. Не осталось у нас в городе людей, способных совершать какие-то активные действия, что-то делать. Все только рассуждают о том, как всё плохо и предлагать еще разок обсудить, как всё вообще плохо...
Вам же написали что штука в том что в админ вас встречают с подозрительностью работников спецслужб наxодящиxся в окружении врагов не иначе. и не верят в то что вы предлагаете конструктив. а не какую ту подставу. причём иx очень сильно интересует -"а каков будет иxний интерес" - не общественный!. а иxний -личный -и этим всё сказано!. Сидят там этакие xитрые лисы и коты базилио. с одной стороны всеx боятся и подозревают. а с другой стороны ищут свою личную выгоду зачастую не совпадающую с общественными интересами.Короче. занимаются своим личным бизнес- благополучием. Это силовики - они другими категориями в капитал. системе мыслить не способны. Ну разве что будет спущен сверxу приказ. или народ объединившись начнёт действовать вместе.
8:52:06  25 марта 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
Все сказанное имеет место быть...как это не печально..а про то, что "здесь все повязаны..." точнее не скажешь, поэтому и законы не работают...все как-нибудь...коллапсы за коллапсами...
21:53:31  24 марта 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
Да !Жаль что Ли Куан Ю так неожиданно покинул этот бренный мир . Ему можно было подарить навсегда пост одновременно и мэра и председателя городской Думы. Да и заодно прокурора, начальника Горотдела и следственного комитета. Он то начинал в 1959 году вообще на болоте и с пустой казной! И одновременно разрешить смертную казнь в одном , отдельно взятом городе , причем без права аппеляции в других вышестоящих судах. Я думаю, что сначала население сильно бы сократилось ( разбежались бы некоторые ) а плтом бы принимать пришлось бы по особым рекомендациям. Все пожелали бы быть втаком городе , где все не как у всех!!!!
22:58:42  24 марта 2015
Ответить
Танго с фикусом Анонимный Пользователь
Да !Жаль что Ли Куан Ю так неожиданно покинул этот бренный мир . Ему можно было подарить навсегда пост одновременно и мэра и председателя городской Думы. Да и заодно прокурора, начальника Горотдела и следственного комитета. Он то начинал в 1959 году вообще на болоте и с пустой казной! И одновременно разрешить смертную казнь в одном , отдельно взятом городе , причем без права аппеляции в других вышестоящих судах. Я думаю, что сначала население сильно бы сократилось ( разбежались бы некоторые ) а плтом бы принимать пришлось бы по особым рекомендациям. Все пожелали бы быть втаком городе , где все не как у всех!!!!
Да наоборот радоваться надо, что Ли Куан Ю, будучи в преклонном возрасте, покинул этот бренный мир. Теперь его имя вся Россия знает. Та самая, что раньше и не подозревала о его существовании.
23:06:46  24 марта 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
В основном, конечно, бред написан.
23:08:15  24 марта 2015
Ответить
Да кто бы сомневался. Я так ждал тебя, аноним!
23:21:19  24 марта 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
У меня нет кровной родни в таганроге, я приехал из Волгограда, города-героя. Русского города. Города патриотов, города с сильным движением скинхедов Интересно, что вы напишите о нем?.а еще Интересно, олег антименко, а вы откуда родом? Желчь из текста так и прет. Вы ненавидите этот город. Вы ненавидите россию. Так какого фига вы живете в ней? Смените страну, забудьте язык, не оскверняйте русские селения, не важно, большие они или малые. Вы ни чуть не лучшео тех о ком написали.
0:37:04  25 марта 2015
Ответить
Анонимный Пользователь Анонимный Пользователь
У меня нет кровной родни в таганроге, я приехал из Волгограда, города-героя. Русского города. Города патриотов, города с сильным движением скинхедов Интересно, что вы напишите о нем?.а еще Интересно, олег антименко, а вы откуда родом? Желчь из текста так и прет. Вы ненавидите этот город. Вы ненавидите россию. Так какого фига вы живете в ней? Смените страну, забудьте язык, не оскверняйте русские селения, не важно, большие они или малые. Вы ни чуть не лучшео тех о ком написали.
Да xорошая статья. написано то что действительно происxодит с нами и то что вам не нравится правда. называется- "закрытые глаза" на недостатки - "позиция страуса"и приспособленца - не видеть не слышать не знать. а только понты пускать .делая вид что "всё xорошо прекрасная маркиза" и xвалить даже если не за что все эти т.н."потёмкинские деревни". -и это уже не патриотизм. а даже наоборот.- ненависть -попустительство и вредительство по отношению к погибающему городу и стране.
9:09:37  25 марта 2015
Ответить
Отлично написано!
1:03:59  25 марта 2015
Ответить
a_mne_nado Yury Timoshenkov
Отлично написано!
а какая часть текста вас больше возбудила -саркастичекая или аналитическая ?
7:31:30  25 марта 2015
Ответить
Первая часть поста - троллинг местечковых патриотов, и это здорово. Потому что нет ничего лучше, чем спор что круче - милый, патриархальный , неспешный Таганрог или его разросшийся пригород - город в красных мокасинах с будёновкой на голове)) (да,да, подливаю масла...) А по второй части спорить как бы не с чем, увы. А пиво раньше всё равно у нас было лучше))
1:24:33  25 марта 2015
Ответить
a_mne_nado skif_tag
Первая часть поста - троллинг местечковых патриотов, и это здорово. Потому что нет ничего лучше, чем спор что круче - милый, патриархальный , неспешный Таганрог или его разросшийся пригород - город в красных мокасинах с будёновкой на голове)) (да,да, подливаю масла...) А по второй части спорить как бы не с чем, увы. А пиво раньше всё равно у нас было лучше))
ну и кого из патриотов он потроллил? ну, максимум меня. Мерзкое ощущение , как вступила куда. Кто ему тут что не дал, я так и не поняла. Но, видимо, обидно, да
7:09:21  25 марта 2015
Ответить
Анонимный Пользователь skif_tag
Первая часть поста - троллинг местечковых патриотов, и это здорово. Потому что нет ничего лучше, чем спор что круче - милый, патриархальный , неспешный Таганрог или его разросшийся пригород - город в красных мокасинах с будёновкой на голове)) (да,да, подливаю масла...) А по второй части спорить как бы не с чем, увы. А пиво раньше всё равно у нас было лучше))
Все верно он пишет, журналисты и блогеры у нас тоже говно.
9:06:46  25 марта 2015
Ответить
Да вас же, барышня, в первую очередь. Скиф - он человек разумный, так легко не ведется.
8:07:27  25 марта 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
Автор я так понимаю из Ростова ? Я проработал в Ростове два года директором. Он конечно прав в одном - что Ростов город активнее чем Таганрог. Таганрог сонный. Но вот про понты не надо. Понтов в Ростове при сравнимых зарплатах - больше чем в у москалей. Все блин такие крутые
9:09:01  25 марта 2015
Ответить
Я разве обошел вниманием ростовский понт? Если бы понты светились, мы бы с вами жили при незаходящем полярном сиянии.
9:59:28  25 марта 2015
Ответить
10:26:58  25 марта 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
Ли Куан Ю так был патриотом, а у нас во власти сидят недалекие люди думающие только о своих карманах. 2013 год. В рейтинге 250 промышленных центров России Таганрог потерял 9 мест и занял почетное 109 место, уступив не только Ростову, но и Новошахтинску. - цит. Позор, зато ларьками весь город утыкали.
10:57:19  25 марта 2015
Ответить
В статье всё по делу написано. Даже не поспоришь ни с чем.
12:24:41  25 марта 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
Правильно: "Не мышонок, не лягушка".
12:28:16  25 марта 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
Посыпать голову пеплом. Или уже застрелиться,что ли, всем городом. Не, погнали все жить в Ростов. Оттуда будем плеваться, и рассказывать, что мы чисто наблюдатели. А те в кого поплюют, должны принимать всё, как божью росу.
12:32:00  25 марта 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
Что ж вы все такие унылые и обидчивые? Хороший текст про нас с вами со здоровым цинизмом. Правдивый, причем. Нет бы принять к сведению, так давай автора костерить. А чего, спрашивается на зеркало пенять?)
13:10:57  25 марта 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
А чего это он зеркало? Может, глаз его видит только в одном спектре, веселый и необидчивый коментатор. Восхищает готовность самоуничижаться. Москвичи и Ростов, и Таганрог недолго думая, окрестят мухосрансками. Из-за рубежа, эмигрировав, вообще можно беспристрастно наблюдать, как всё замечательно плохо, и радоваться, какие молодцы они, что свалили. Отличный подход.Очень разноплановый. И совершенно непредсказуемый)))
14:20:04  25 марта 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
НЕ В БРОВЬ, А В ГЛАЗ! МОЛОДЕЦ! ОТЛИЧНАЯ СТАТЬЯ!
15:27:52  25 марта 2015
Ответить
написана точно, и это горькая правда! Но никто и ничего не сможет исправить, пока бюджетные деньги и все преференции будут в руках только губернатора, который городу дает только по любви. Город был в хороших строках рейтинга в стране, когда тут было полно заводов, а в их распоряжении деньги на развитие и содержание объектов социального назначения.Но это было в другой стране - СССР и в другие времена.Давно пора оглянуться и посмотреть, что хорошее оставлено в прошлой жизни. Может быть что-то надо взять от туда, и тогда не будут стоять вопросы о грязных улицах, падающих домах, воровстве УК и всей остальной "прелести" сегодняшнего дня. А о роли случайно выбираемых мэров даже не хочу говорить.
17:03:32  25 марта 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
Из Нахичевани на Дону, конечно, все виднее. К чему весь этот текст? Зеркало, говорите? Не находите, что авторское прочтение правды не слишком хорошо выглядит? В этом мире и без того все всех ненавидят: чёрные, белые, ватники, колорады, русские, кавказцы, и вот нужно ещё чтобы и земляки таганрогцы и ростовчане объяснялись в пренебрежении друг к другу. Один только момент, я так понимаю, что редакция вся в едином порыве, так что ответной статьи про ростовчан со стороны не будет. Будьте счастливы, господа. Простите уж нас, убогих, с вашей точки зрения.
20:55:49  25 марта 2015
Ответить
Я бы с удовольствием написал статью про ростовчан. Не менее честную. Но редактор почему-то уверен, что будучи местным изданием мы только о местном и должны говорить. Вот если под давлением общественности он изменит свою позицию... И попытка говорить честно - не означает ни презрения, ни высокомерия. А детские обиды, они да, о многом свидетельствуют...
21:58:00  25 марта 2015
Ответить
Все верно, но также верно, как и смотреть на ситуацию с одной стороны. Вот есть такое качество видеть только негатив. Этим напичканы всевозможные ленты новостей нашего города. "Все хреново", "Везде грязно", "Кругом грубят", "ДТП...", "Этого убили...". Все начинается с нас, относитесь к городу лучше, а не только занимайтесь критикой, пытайтесь найти что-то хорошее, что за мрачная пелена на глазах?! В урну бросит окурок каждый, кто подписался под этой статьей? Кто уступит место старушке в транспорте? Или мы можем только комментарии писать?!
0:36:02  11 апреля 2015
Ответить
Оставьте свой комментарий
Вы вошли как

Все ваши сообщения, до публикации, будут проверены модератором

НЕДАВНО В РАЗДЕЛЕ