Хроника
Вернуться в раздел«Платон» не друг
В хуторе Ленина Аксайского района прошла акция протеста водителей-дальнобойщиков. Аналогичные мероприятия проходят в самых разных регионах России – от Екатеринбурга до Карачаево-Черкессии в рамках Всероссийской стачки дальнобойщиков, организованной Межрегиональным профсоюзом водителей-профессионалов. В Ростовской области проведение акции курирует таганрогский предприниматель, работающий в сфере грузоперевозок. Целью стачки является отмена платы за проезд автомобилей-большегрузов (масса свыше 12 тонн) по федеральным трассам, которую государство планирует взимать с 15 ноября. Дальбойщики решили не отменять акцию несмотря на то, что 10 ноября правительство снизило ставку платежей за езду по федеральным трассам.
В общей сложности в Ростовской области протестовать против запуска системы «Платон», через которую будут взиматься платежи, вышли, по данным организаторов, около 100 водителей из Таганрога, Ростова, Батайска и других городов. Глава водительского профсоюза, организовавшего стачку, Александр Котов сообщил Богудонии, что мероприятие не согласовано с властями, поскольку «ни один чиновник не согласует проведение протестной акции с участием грузовых автомобилей». Тем не менее, по словам г-на Котова, представители ГИБДД, с которыми он общался по поводу проведения стачки, отнеслись к ее идее достаточно лояльно.
Базовая ставка платы за проезд по федеральным трассам составляет 3,73 рубля за километр. Вводить ее планировалось поэтапно. Изначально предполагалось, что с 15 ноября плата составит 3,06 рубля за километр. Однако 10 ноября премьер Дмитрий Медведев подписал постановление, которое снизило ее до 1,53 рубля. Однако принципиально это отношения водителей к системе «Платон» не изменило хотя бы потому, что действовать сниженная ставка будет только до 1 марта следующего года. Затем она поднимется до 3,06 рубля, а после 31 декабря 2018 года достигнет базового уровня 3,73 рубля. Кроме того, очередной инициативе властей не прибавляет популярности тот факт, что в качестве оператора системы «Платон» выступает «дочка» госкорпорации «Ростехнологии» ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». Компания будет собирать с перевозчиков плату за проезд (предполагается, что с 2015 года общая сумма сборов составит около 50 млрд рублей) и передавать их в бюджет. За счет этих средств будет пополняться дорожный фонд. ООО за свои труды будет получать ежегодно около 10,5 млрд рублей. Часть противников введения системы оплаты за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам называет эту схему коррупционноемкой. Правительство же объясняет ее внедрение тем, что на 1,7 млн грузовиков массой более 12 тонн, зарегистрированных в России, приходится 56% вреда, который автомобили наносят дорожному покрытию. Ущерб от проезда одного большегруза, согласно расчетам Росавтодора, эквивалентен последствиям проезда почти 50 тыс. легковушек. При этом топливные акцизы, которые бюджет получает от тяжелого грузовика, лишь в несколько раз выше тех, которые платит владелец легкового автомобиля. Это приводит к тому, что средств, поступающих в бюджет в виде транспортного налога и акцизов на топливо, не хватает для поддержания федеральных трасс в должном состоянии – на эту цель государству необходимо около 180 млрд рублей ежегодно (данные 2011 года).
С технической точки зрения система реализована на базе GPS/ГЛОНАСС-оборудования, которое оператор «Платона» будет бесплатно выдавать водителям, зарегистрировавшимся в системе, либо же с помощью заблаговременно приобретаемой электронной карты маршрута.
Директор таганрогского ООО «Викел» Виктор Богданенко, который стал организатором протестной акции под эгидой Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов в Ростовской области, заявил Богудонии, что введение платы за проезд по федеральным трассам может привести к тому, что значительная часть перевозчиков, работающих с большегрузными автомобилями, просто уйдет с рынка. По словам г-на Богданенко, в последнее время объем заказов на доставку грузов сильно упал. В то же время и ГСМ, и запасные части значительно выросли.
– Два года назад доставка в Москву стоила от 30 тыс. до 42 тыс. рублей, сейчас ее стоимость начинается от 15 тыс. рублей, договориться на 30 тыс. – большая удача, – говорит дальнобойщик. – Масляные фильтры на автомобиль «Рено» год назад я покупал за 3300 рублей, а недавно такие же мне обошлись уже в 7 тыс. рублей. Дизельное топливо стоит 35 рублей за литр.
По подсчетам перевозчиков, на данный момент купленный в кредит большегруз с учетом ГСМ, обслуживания и оплаты труда водителя обходится владельцу в сумму около 1,2 млн рублей, притом что заработать он может за месяц в среднем 100-120 тыс. рублей.
– Мне как предпринимателю остается зарплата около 20 тыс. рублей в лучшем случае, – посетовал один из участников акции. – Если будет введена плата за проезд по федеральным трассам, мне останется только поставить машины и никуда не ехать, поскольку на оплату в «Платон» будет уходить до 400 тыс. рублей в месяц с каждой машины. Малый бизнес в сфере перевозок просто умрет, а цены на многие товары, в том числе продукты питания, могут вырасти на 30-40%.
С этой точкой зрения многие согласились. Кроме того, в ходе забастовки выяснилось, что уже сейчас введение в строй системы «Платон» мгновенно приведет к серьезным штрафам за ее неиспользование или нарушение правил работы в системе, например, отклонение от маршрута, указанного в карте, или даже банальный переезд с места выгрузки, неучтенный в карте. Штрафы, надо сказать, впечатляющие: от 5 тыс. до 450 тыс. рублей.
На акцию протеста в хутор Ленина корреспондент Богудонии отправился вместе с Виктором Богданенко, который выехал из Таганрога заблаговременно – еще в пять утра. По дороге г-н Богданенко вел активный радиообмен с другими дальнобойщиками, выясняя, кто еще присоединится к забастовке. Выяснилось, что единства среди самих водителей тоже нет: в одном из диалогов в эфире сотрудник крупной транспортной компании обвинил небольших участников рынка в сбивании цен. Кроме того, часть водителей из Таганрога решила провести отдельную акцию, проехав по объездной дороге вокруг Таганрога со скоростью 10 км/ч.
На подъезде к месту проведения акции обнаружились несколько экипажей ДПС, два автобуса с ОМОНом и эвакуаторы, рассчитанные на перевозку грузовых автомобилей. Претензии от правоохранителей к участникам акции протеста поступили практически сразу после того, как около 7:30 первые автомобили протестующих дальнобойщиков с надписями «НЕТ ПЛАТОНУ» остановились на обочине трассы М4 (собственно, в массовом часовом стоянии на обочине и заключалась суть забастовки, призванной не столько причинить кому-то неудобства, сколько продемонстрировать степень недовольства дальнобойщиков). Автомобиль ГИБДД остановился на полосе движения рядом с большегрузом Виктора Богданенко, вышедший из него сотрудник ДПС потребовал убрать грузовик в связи с тем, что остановка в этом месте запрещена.
– Я сломался, – отвечал на это г-н Богданенко.
– Тогда сейчас ваш автомобиль эвакуируют, – предупредил полицейский.
– Здесь будет множество таких машин, всех не эвакуируете.
– Здесь будет работать ОМОН.
– И что, бить будете?
– Ну, если потребуется...
Вступать с полицейскими в конфликт водители не стали и отъехали немного в сторону. Ближе к времени проведения акции – 9:00, частота, которой пользуются дальнобойщики для переговоров друг с другом, оживляется. Кто-то пытается найти отель «Родина», возле которого обосновались организаторы акции, кто-то беспокоится, хватит ли на всех наклеек с символикой профсоюза и лозунгами против запуска системы «Платон». Другие отмечают наличие ОМОНа и обсуждают, на какие меры могут пойти полицейские.
– Я столько ментов не видел еще, – удивлялся один.
– Все правильно делаем, раз столько их набежало, – радовался другой.
– Кто на Краснодар, на Москву, куда вы едете, остановитесь! – надрывался в эфире то один, то другой участник акции.
– Они думают, что их это не коснется, а когда увидят, сколько жена после 15-го потратила на продукты, по-другому заговорят, – пророчил кто-то.
– Ничего себе (цензурная версия), они эвакуаторы пригнали! – возмущался один из дальнобойщиков.
– Да иди ты на хер, эвакуаторы тоже люди, мы тоже бастуем! – последовал резкий ответ.
– А, тогда извиняюсь...
Правоохранители, похоже, пребывали в смятении: первым парламентером с их стороны стал невысокий худощавый человек с идеальной стрижкой, в строгом пальто, белой рубашке и с галстуком, который обращался к дальнобойщикам, называя их «коллеги», и заявил, что Виктор Богданенко «вводит собравшихся в блуд». Более неподходящую кандидатуру найти было бы сложно – его просто игнорировали, пока он не перешел сначала на «ребят», а потом – на «мужиков». Тогда у него стали спрашивать, какие конкретно законодательные нормы нарушают собравшиеся. Ответом было только отсутствие у них некой санкции властей.
– Здесь не митинг, не шествие, в чем проблема? – картинно удивлялись водители. – Мы собрались чаю попить. Свадьба у нас тут скоро будет. Не виделись давно. А вы кто?
Человек в пальто представился полковником полиции, однако имя произнес неразборчиво, а показать удостоверение отказался.
Подошедший после него участковый больше слушал, чем говорил, понимающе кивал, и вообще создавал впечатление человека сочувствующего и внимательного. Также он упорно пытался выяснить, кто возглавляет акцию, но участники неизменно называли организатором профсоюз и лично Александра Котова.
Его на месте не оказалось (г-н Котов работает в Москве), и полицейские отошли от водителей. После этого они, в основном, стояли небольшими группами и что-то оживленно обсуждали, время от времени разбредаясь по сторонам, чтобы поговорить по телефонам. Проезжающие мимо машины периодически прислушивались к призывам в эфире и сворачивали к месту проведения акции. Потом в какой-то момент выяснилось, что ГИБДД перекрыла для грузовых автомобилей разворот, с которого участники акции, едущие со стороны Ростова, попадали к месту проведения акции. В этот момент было принято решение сделать три круга вблизи Ростова, однако при попытке выехать с места стоянки выяснилось, что ГИБДД останавливает машины с символикой акции и даже пытается забирать документы у водителей. «В машины не пускаем, выходим разбираться!», – заорал кто-то в рацию. Дальнобойщики высыпались из кабин и окружили остановленные ДПС автомобили. Двухминутный ожесточенный спор, в котором почему-то участвовал человек в пальто и белой рубашке, завершился тем, что машины отпустили, документы вернули. Колонна со скоростью около 10 км/ч двинулась в сторону Ростова по правой стороне шоссе М4, оставив левую для легковых автомобилей.
Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Комментарии