Власть
Вернуться в разделВалентин Бобнев: Баллы не могут отвлекать воспитателей от детей
В материале «Телевизор не виноват» мы пытались привлечь внимание читателей к проблемам дошкольного воспитания в нашем городе. В частности, речь шла о том, что родители мало знают о том, как организован образовательный процесс в детских садах. Многие ошибочно считают, что образовательные услуги дошкольные учреждения больше не предоставляют. Кроме того, мы коснулись особенностей формирования заработной платы воспитателей. Сейчас значительную ее часть обеспечивает так называемая надбавка за результативность и качество работы, в просторечии – баллы. Их зарабатывание, по мнению некоторых воспитателей, мешает непосредственной работе с детьми. Известными проблемами являются также недостаточное финансирование детских садов и переполненность детсадовских групп, о которых мы также упомянули.
В данном интервью начальник горуо Валентин Бобнев отвечает на вопросы автора вышеупомянутой статьи Виктории Лысенко и объясняет те неточности, которые, по его мнению, она допустила при подготовке материала.
– Валентин Викторович, у меня есть вопросы, касающиеся моей статьи о системе дошкольного воспитания, которая вызвала в детском саду, упомянутом в материале, легкий ажиотаж и создала садику проблемы. Но статья была о ситуации в системе дошкольного воспитания, а не о конкретном детском саде.
– Я скажу почему в саду ажиотаж. Методист, о котором вы написали, не могла вам такого сказать, и она была в шоке от этой статьи, потому что методист не могла заявить, что сад не ведет образовательную деятельность.
– Там такого не написано, там как раз написано... (В статье, о которой идет речь, комментарий методиста приведен в подтверждение того факта, что детские сады должны вести и ведут образовательную деятельность – Богудония).
– Нет, написано. Я вам объясню, раз уж вы эту статью писали. Детские сады, согласно закону об образовании, стали первым уровнем образования (следующий уровень – школа). На выходе дети должны иметь определенные навыки, знания и умения, там ведется строгая образовательная деятельность в соответствии с основной образовательной программой. Мы уже не ставим задачу, чтобы садик готовил к школе, это уже само собой разумеется. Родители оплачивают только питание и организацию санитарных мер в детском саду, с вас никогда не возьмут деньги за образовательную деятельность в рамках основной образовательной программы. Поэтому то, что вы написали, это неправильно. Когда вы говорите о баллах, создается впечатление, что педагоги только и делают что зарабатывают баллы, это превратное впечатление.
– Я разговаривала с разными педагогами...
– Вам попались не те педагоги! Наша система такая, что либо ты в ней варишься, и твоя основная работа – это работа по обучению, развитию и воспитанию детей, либо ты покидаешь эту систему. Я очень рад, что у нас стабильный коллектив, устоявшиеся кадры, текучка отсутствует. Цель нашей деятельности – воспитание и образование. Я бы не хотел, чтобы у людей складывалось впечатление, что люди приходят зарабатывать деньги, это вторично. Экскурсии, посещение музеев, участие в конкурсах – это делается не для накопления баллов, а для развития детей, это все включено в образовательную программу. Мы будем и дальше работать над тем, чтобы дети имели возможность развивать свои способности и подготавливаться к дальнейшей жизни. Вот наша цель.
– Расскажите о системе оплаты работы воспитателей. Какой процент от этой зарплаты составляет надбавка за результативность и качество работы, так называемые баллы?
– Подробности по заработной плате будут предоставлены на итоговой пресс-конференции в конце декабря. Мы много работали, получили 100 млн рублей дополнительно из области на повышение заработной платы в городской системе образования в 2015 году. Средняя зарплата воспитателей в Таганроге составляет 18 тыс. рублей. Ставки невысокие, заработная плата педагогических сотрудников состоит из двух компонентов – это то, что им положено (ставка, умноженная на количество часов, которое они ведут, а также доплаты за классное руководство, проверку тетрадей и т. д.), плюс надбавка за результативность и качество работы – то, что вы называете баллами. Каждое образовательное учреждение, в рамках тех денег, которые им выделяются, а это нормативное финансирование в рамках субвенции из бюджета Ростовской области, определяет систему, по которой начисляется надбавка за результативность и качество работы. Управление образования туда не вмешивается. У нас нет ни одного казенного учреждения (находящегося на полном финансировании государства- Богудония), они все бюджетные и автономные, и они в рамках своего фонда оплаты труда решают эти вопросы.
– По какой системе распределяется финансирование?
– Финансирование подушевое и зависит от количества детей. На каждого ребенка выделяется норматив, включающий в себя средства на заработную плату педсостава, на улучшение материального обеспечения организации, на покупку литературы и т. д., в том числе – на меры социальной поддержки, т. е. на надбавку за результативность и качество. Средства, которые мы получили сверх норматива, в основном тратятся на выравнивание социальной ситуации. На детские сады мы направили 80 млн рублей из тех, которые нам выделил дополнительно региональный бюджет. Есть у нас детские сады, где средняя зарплата достигает 22-23 тыс. рублей, как и в школах.
– Почему воспитатели считают, что от них требуют много лишнего? Причем эта деятельность, дающая возможность заработать премию, отвлекает их от детей?
– Может, вам кто-то и попался, кого баллы отвлекают от детей. Если вы мне покажете такого, мы сделаем все, чтобы эти люди не работали в нашей системе. Не могут их баллы отвлекать от детей: если человек думает о премии, а не о ребенке, значит, он не туда пришел.
То, что мы требуем много и будем требовать, я еще раз подтверждаю. Мы будем требовать от людей постоянного повышения квалификации, для этого создаются условия. Мы будем отправлять их на курсы повышения квалификации, способствовать развитию профессиональных навыков в рамках своих методических линий. Мы будем требовать с них контроля за времяпрепровождением детей, в том числе на улице. Воспитателям нельзя отвлекаться от детей, звонить по мобильному и т. п.
– Но по итогам моего общения с самими педагогическими работниками создается впечатление, что есть какие-то дополнительные сверхтребования, мешающие выполнению ими непосредственных обязанностей.
– Такого просто не может быть. Есть основная образовательная программа, в рамках этой программы воспитатели ведут свою деятельность. К педагогической деятельности предъявляются высокие профессиональные требования. Фразы «Я просто люблю детей» мало. Надо, во-первых, уважать в ребенке личность, а во-вторых – быть хорошо подготовленным с точки зрения педагогики, психологии и других коммуникативных характеристик. Ты должен детей воспитывать и готовить к дальнейшей жизни, вот для чего воспитатели у нас работают. Но вам, к сожалению, попались люди, которым баллы заслонили работу с детьми, и я сожалею, что вы с ними вообще поговорили. Если бы вы меня спросили, я вы вам дал поговорить с теми людьми, которые жизнь положили на это. У нас династиями работают в детских садах.
Если вы зайдете в новые модульные группы, которые мы строим для детей, то увидите, что такое новые образовательные технологии – это экологически чистые конструкции, антиаллергенная покраска стен, антивандальные конструкции всех элементов, новейшие технологии обучения, включая интерактивную доску, которая применяется дозированно, автономные инженерные системы. Уровень освещенности, вентиляция, размеры окон – все это сделано по новейшим технологиям! Мы работаем, чтобы дети нашего города получали не просто качественное образование, но и качественные условия пребывания. Мы хотим, чтоб они с детства росли в атмосфере красоты, и потом они сами будут создавать эту красоту.
– А как обстоят дела с уплотнением групп в существующих детских садах?
– Уплотнение групп происходит только там, где позволяют санитарно-эпидемиологические нормы и правила. Например, если вы зайдете в новую модульную конструкцию, то увидите, что площадь их составляет 85-100 кв. м.
– Там до 50 детей сможет находиться? (В соответствии с СанПиНом на одного ребенка должно приходиться не менее 2 кв. м. площади – Богудония).
– Мы этого не позволим. На сегодняшний день мы запустили по 25 детей в каждую группу. Количественных норм пребывания детей на сегодняшний день не существует, нормы рассчитываются по площадям. У нас предусмотрены страховочные мероприятия для тех детей, которым с января по июнь исполнится 3 года, поскольку набор детей происходит только после выпуска подготовительных групп в июле. Для таких детей могут появляться дополнительные места, но только в тех группах, где позволяет площадь. Переуплотнение у нас кое-где есть, но оно сформировалось раньше, когда было совсем плохо с садиками. Я напомню, что мы вошли в эту программу (государственная программа по ликвидации очередности в дошкольных образовательных учреждениях – Богудония) и активно занялись ее реализацией только в 2014-2015 годах, особенно в нынешнем году: мы просто рванули в этом направлении. Были возможности: город выделил огромные средства в качестве софинансирования к областным деньгам.
Я считаю, что мы вышли на нормальный уровень. Учитывая, что у нас средняя посещаемость групп 65-70%, переуплотненность не наблюдается. Иногда говорят: «набивают, как селедку в бочки». Упаси бог, это дети наши. Все делается c соблюдением норм и правил.
– Со слов воспитателей, есть группы, где 37-38 детей, как вы это объясните?
– Надо смотреть, в какой группе и какого размера площадь этой территории. 37-38 – это что-то они хватили лишнего! Я читал вашу статью, воспитатели там жалуются, что им не доплачивают за количество детей, но у нас доплата за переуплотнение не предусмотрена.
– Хочу еще раз уточнить вопрос предоставления образовательных услуг. После отмены категорий в детских садах у многих родителей создалось впечатление, что все сады стали садами только ухода и присмотра, и что образовательная деятельность и подготовка к школе теперь должна вестись на платной основе. Откуда эта информация?
– Я надеюсь, я понятно объяснил, что у нас такого нет. Платные группы по подготовке к школе могут организовываться как в садах, так и в школах. Это ваше право, вы на них можете ходить, можете не ходить. Но если ваш ребенок ходит в учреждение дошкольного образования, он получает весь спектр необходимой подготовки, которая там проводится. И если у родителей создалось такое впечатление, то оно поверхностно.
Если говорить об отмене категорий, то закон об образовании вообще не предполагает никаких категорий, у нас сейчас нет гимназий и лицеев. Изменение названия ничего не означает, все зависит от того, какой коллектив работает, какие обязательства он на себя взял и как он движется в этом направлении.
По моему мнению, система образования в Таганроге достаточно сбалансирована, продуктивна и работает хорошо. Те данные, которые мы получили по итогам ЕГЭ 2015 года, это подтверждают. Всего было 45 100-балльных работ по Ростовской области, из них 15 в Таганроге. Мы ни по одному предмету не показали средний балл ниже, чем средний по области. Сейчас образование – единая система, которая строится по уровням образования от детского сада до окончания школы, а с этого года мы начинаем вести разговор о создании образовательного кластера с Южным федеральным университетом, чтобы распространить эту систему и на высшее образование. Поэтому мне очень жаль, что у родителей создается превратное впечатление о том, как она работает.
Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Комментарии