Жизнь
Вернуться в разделНаучить учить
Таганрогский педагогический лицей пятого февраля отметит 25-летие. Четверть века назад опытный преподаватель Екатерина Еговцова за год превратила интернат для «трудных» детей в областной педагогический лицей. Место, где детей профильно готовили к одной из самых трудных и ответственных профессий – учитель. Это был первый в современной России лицей, опыт которого помог создать в стране новую нишу на рынке образовательных услуг.
Об истории областного педагогического лицея лучше всего расскажут те, кто был у его истоков. Я встретился с Антониной Васильевной Лисицкой – человеком, который работал сначала в интернате, а потом и в лицее, и посвятил жизнь детям и преподаванию. Дети отплатили Антонине любовью и уважением – лицеисты между собой нежно называли ее Тосей. Дети часто приходили к ней в кабинет за поддержкой, советом или просто поговорить о первых победах и поражениях. Больше года назад по инициативе нового директора Антонине Васильевне пришлось оставить дело своей жизни. Но она поделилась со мной историей лицея, воспоминаниями и видением того, как нужно работать с детьми.
Интернат №13
В 1969 году я поступила в 13-й интернат в Таганроге. Тогда это было место, куда брали детей из многодетных и неблагополучных семей, с 7 лет (первый класс). Мы учились в интернате и жили в общежитиях при нем. Тогда в одной комнате по 20 человек жило – считай, целый класс. Когда я стала чуть старше, мне предложили остаться в интернате на правах вожатой или помощника учителя. Я подменяла преподавателей на уроках у младших классов, да и вообще помогала детям.
После того, как я отучилась, мне предложили остаться на правах культорга, выделили место в общежитии, я согласилась. Директор увидел во мне педагогическую жилку. Так я и начала работать с детьми в полную силу и получать первый опыт преподавания.
Чуть позже в лицей стали отправлять, как сейчас говорят, «трудных» детей со всего города, из-за того, что набор обучающихся стал меньше: то ли жить стали лучше, то ли многодетные семьи перестали быть в почете, а мы должны были как-то сохранять набор. Тем более, что опытный педагогический состав интерната, который потом частично перешел в состав лицея, не боялся трудностей…
Обычно двоечников и второгодников этим и пугали: «Вооот, будешь так учиться – отправим тебя в интернат №13».
Мы сидели, болтали и пили чай с леденцами на кухне маленькой однокомнатной квартиры, в двух кварталах от места, где Антонина Васильевна проработала больше 25 лет. Она говорила без остановки, громко смеялась и улыбалась во весь рот, постоянно подливая мне сладкий чай в огромную керамическую кружку. Воспоминания о той большой и важной работе, которую она вместе с другими преданными своей профессии людьми начала тогда, еще в конце 80-х, кажется, придавали ей сил. Она взахлеб рассказывала, как все начиналось. На фото – первая линейка в лицее.
Первые шаги
…а потом Екатерина Ивановна Еговцова стала в 1988 директором учебного заведения, которое в любом случае пришлось бы закрывать. Набора детей в эти годы просто не было. И для того, чтобы сохранить интернат, пришлось пойти на серьезные меры – перепрофилирование и работа в новом формате. В 1989 Еговцова поехала на курсы повышения квалификации в Москву и привезла оттуда идею создать учебное заведение, которое будет целенаправленно готовить детей к поступлению в ТГПИ (Таганрогский государственный педагогический институт, на данный момент Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)» – Богудония), а потом и к работе учителями. Сначала она съездила в министерство образования области, потом обговорила все с руководством ТГПИ и общими силами решила открыть областной педагогический лицей.
За год Еговцова подготовила документацию и план учебной работы. А 13 июня 1990 года интернат №13 прекратил свое существование. В тот же день вышел приказ министерства образования о создании областного педагогического лицея при ТГПИ. Это очень важно, что при ТГПИ. Тогда мы ввели систему совмещенных экзаменов: выпускные экзамены из лицея засчитывались как вступительные в пединститут. Сразу после выпускного вечера ректор поздравлял абитуриентов с поступлением в ТГПИ. На них уже был приказ о зачислении, понимаешь? Поэтому дети шли к нам.
Екатерина Ивановна набирала преподавателей и персонал в лицей на конкурсной основе – так серьезно все тогда было. Соискатели отвечали на вопросы комиссии из Министерства образования и ТГПИ – на одно место приходилось 3-6 преподавателей, и выбирали только лучших. Ты не поверишь, был конкурс даже на место работника столовой и библиотекаря.
Персонал отобрали как из сотрудников того старого интерната, так и из новых учителей. Еще ректор ТГПИ прислал своих учителей, которые возглавили первые кафедры физики, математики, русского языка.
Сейчас в педагогическом лицее работает 5 профильных классов: физико-математический, социально-гуманитарный, гуманитарный, лингвистический и биолого-географический. Ребенок вправе сам выбрать интересное для него направление уже с 9 класса. Повезло лингвистам: в ОПЛ преподают 3 иностранных языка: немецкий, французский и английский. Серьезно относятся и к досугу ребят – работает 14 спортивных (на фото – чирлидеры), научных и образовательных кружков, в том числе вокальная группа и театральный клуб. По вечерам ученики бесплатно готовятся на факультативах к экзаменам, пишут научные работы, ходят в лицейский тренажерный зал.
Как появлялись традиции
...в августе уже набирали учеников. Дали объявления по школам и областному радио… Сколько к нам пришло детей, ты даже не представляешь! В первый год был конкурс – 10 человек на место. Естественно, мы проводили вступительные экзамены, чтобы набирать самых лучших детей в области. Как сейчас помню: первый год, первый экзамен, приехали дети и родители. Чтобы уместить всех, а они приезжали со всей области на автобусах, на электричках, нам не хватало места ни перед лицеем, ни за ним, и мы выносили на улицу стулья и лавочки – лишь бы люди смогли хоть где-то присесть. А ты представь, жара страшная стояла, а люди приезжали и приезжали…
Уже после вступительных экзаменов, в первую неделю учебы, мы решили проводить лицейские сборы. Дети участвовали в конкурсах, учились работать в команде и знакомились друг с другом. Это было необходимо, чтобы уже в начале их лицейского пути создать сплоченный коллектив, познакомить, найти среди них самых талантливых, дать понять, что мы ценим и любим детей. Мы показывали и администрацию с неофициальной стороны. Ставили сценки, выступали перед детьми, чтобы они поняли, что мы не стесняемся и готовы общаться с ними на одном уровне.
Было важно правильно организовать все и провести так, чтобы дети запомнили эти сборы на всю жизнь. К счастью, я в молодости работала в пионерских лагерях на Черном море, и опыта хватало. Но тут была своя специфика, понимаешь… Мы сутками с Риммой Бычкаускас, воспитателем, перерывали всю литературу, методички, пособия и случайно наткнулись на книгу о Царскосельском лицее. Оттуда мы взяли клятву лицеистов, устав, этику. Потом написали гимн лицея, провели открытие и первые сборы. Екатерину Ивановну (Еговцову, директора – Богудония) как царскую особу привезли к лицею на карете, Пушкин перерезал ленточку. Его играла наша ученица Таня Моцан. К нам приехали гости из педагогического института, министерства образования… Все прошло грандиозно, родителей шокировали размахом и тем, как серьезно мы подошли к делу.
Ты, бывший восьмиклассник, который учился в школе, где на тебя всем наплевать, уже первого сентября погружаешься в эту странную кутерьму конкурсов, командной работы, вечерних посиделок, одним словом, в лицейские сборы (на фото). Сначала это кажется абсурдным – тратить несколько дней на знакомство с одноклассниками, на рисование плакатов, выступления, произнесение пафосной клятвы. Потом, намного позже, ты понимаешь, как это важно – узнать одноклассников и учителей лучше, почувствовать себя частью большой семьи, где каждый выслушает и поддержит. Это ощущение близости и причастности лежит в основе традиций этого места.
Альянсы и сотрудничество
…на второй год к нам пошло еще больше детей. Я думаю, привлекала атмосфера и качество образования. Дети сдавали все на «отлично» и поступали по совмещенным экзаменам в ТГПИ. Поступали и в Ростов, Москву, Питер – знаний хватало. Но основным «заказчиком» оставался пединститут, в том числе и по целевому набору. Классные руководители отбирали умных и перспективных ребят, которые не смогли бы оплатить коммерческое место, и мы их «проталкивали». Ведь нельзя лишать ребенка шанса на образование, если у родителей не хватает средств, правда? Сотрудничество с ТГПИ ослабло, когда ввели ЕГЭ. Еговцова пыталась вновь наладить связи, задействовать новые механизмы, но против государства не попрешь.
Еще мы работали вместе с детскими лагерями и базами отдыха. В начале учебного года мы отбирали самых коммуникабельных и талантливых и делали их комиссарами. Во время учебы они получали начальное педагогическое образование с помощью специалистов из Центра внешкольной работы и ТГПИ – выделялся отдельный предмет в расписании. Затем дети каждое лето по нашим путевкам проходили педагогическую практику в детских лагерях по области и на побережье Черного моря.
Но это еще не все. Мы сотрудничали и с другими лицеями страны. Помню, однажды мы вывезли детей зимой на олимпиаду в Калининград. Мороз, холодина была. Естественно, наши ребята заняли все первые места, но дело не только в этом. Там же прошла встреча директоров практически всех в России лицеев: Москва, Горно-Алтайск, Барнаул, Новокузнецк – штук 20 их было. Тогда же в Калининграде и появилась международная ассоциация лицеев. Дальше было сотрудничество, обмен программами и опытом. Но и мы, и они понимали, что наш ОПЛ был первым появившимся лицеем в современной России.
Мы закончили разговор уже ближе к вечеру, вдвоем приговорив целый чайник чая и половину лимона. Напоследок поговорили уже без диктофона. Об отношениях с новым директором, о старой гвардии учителей и о детях, которых Тосе очень не хватает. Наговорившись, мы тепло попрощались, и я ушел, оставив Антонину Васильевну за узким раздвижным столом на кухне вместе с пластмассовым китайским магнитофоном и волнистым попугайчиком, который остервенело клевал маленькие школьные колокольчики, свисавшие с потолка его клетки.
фото: сайт лицея
Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Комментарии