Вера Грабова рассказывает о путешествии в Албанию

Учи албанский!

Вряд ли многим придет в голову просто так поехать в Албанию. Многие жители России относятся к этой стране с какой-то опаской. Одно только название ее столицы – Тирана, да еще черная птица на флаге чего стоят. Но у нас была цель – посетить все страны на берегах Адриатики. В Италии мы были, и не раз, Хорватия со Словенией нас уже баловали, да и почти русский отдых в Черногории мы проходили. Осталась Албания. Что делать, надо ехать.

В Албанию попасть непросто, и это, видимо, в значительной степени определяет ее сравнительно невысокую популярность у туристов. Нашим согражданам проще всего попасть в эту страну паромом с греческого острова Корфу, потому как в Грецию самолеты летают чаще. Можно полететь с пересадкой, что мы и сделали. Выбор пал на Turkish Airlines, у которых билеты обычно стоят чуть дороже, чем у других авиакомпаний, но это окупается за счет очень хорошего обслуживания и новых самолетов. Большим плюсом была длительная пересадка в Стамбуле, за время которой мы успели побывать даже на Принцевых островах в Мраморном море. Кто не любит ходить в магазин и обратно одной дорогой, тот поймет.

Прилетели мы в Тирану достаточно поздно, но с заранее принятым решением сразу выдвинуться к морю. Поэтому в аэропорту нас встречал хозяин расположенного на побережье мини-отеля, в котором мы забронировали номера.

Ближайший к столице крупный морской город – Дуррес (да, в Албании встречаются смешные для русского уха названия). Дуррес – самый крупный населенный пункт на побережье, с большим портом, поэтому есть смысл селиться в его пригородах на севере или юге, тем более цены на такси здесь очень приемлемы. Наш отель южнее Дурреса, в местечке под названием Кавайа. Как и большинство соседних гостиниц, он построен прямо на пляже (такого я нигде не видела), то есть из номера можно выйти прямо на песок с лежаками. Ночной шум волн и романтика обеспечены. Адриатическое море здесь неглубокое, мутноватое и с песчаным дном. Оптимальный, на мой взгляд, вариант для отдыха с детьми, особенно учитывая, что большинство детских капель для носа представляет собой просто воду Адриатического моря.

Чуть-чуть о ценах. Так получилось, что мы планировали провести здесь только один день, поэтому и бронировали номер всего на ночь. Хороший, пусть и не вчера отремонтированный номер с завтраком обошелся нам очень дешево – всего 35 евро. Хозяин отеля Никола оказался отличным собеседником, правда, английским он владел на не самом высоком уровне. В Албании туристы вообще часто сталкиваются с языковыми проблемами, хотя с помощью жестов и калькулятора можно достигнуть взаимопонимания с местными жителями достаточно быстро.

Рассмотрев Кавайу поближе, мы поняли, что хотим остаться еще на денек, но у Николы на следующий день все номера были забронированы. Мы нашли двухкомнатную квартиру в пятиэтажном доме, расположенном на том же пляже (выходить из подъезда на песок – это отдельный кайф), с очень хорошим ремонтом и кухней, в которой могли бы разместиться человек шесть. За 20 евро! И это с учетом того, что мы брали жилье всего на день. Но на этом сюрпризы не кончились. Вечером мы поужинали на набережной Дурреса в итальянском ресторане несколькими блюдами из морепродуктов и запили их вином, причем и то, и то было представлено в большом количестве. Счет составил 2 400. Две тысячи четыреста албанских лека. В тот момент лек стоил 30 копеек, то есть, наш суперужин обошелся в 720 рублей.

Кстати, в Дуррес нас привез Никола, и угостил кофе на 15-м этаже гостиницы в красивом открытом баре (клубе?). Пока мы разговаривали, в стороне муэдзин негромко призывал верующих на вечернюю молитву. Только в тот момент я вспомнила, что Албания – страна мусульманская. Понять это, просто пройдясь по улице, тяжело: молодежь одевается ярко, выглядит модно, девушки не боятся мини и декольте. Никола рассказал, что в стране около 60 процентов мусульман, а остальные – православные. Он живет в Дурресе с самого рождения и не припомнит ни одного конфликта с друзьями на религиозных началах. Его даже мой вопрос на эту тему удивил.

В общем, Дуррес нам понравился. Город чистый, много кафе, но видно, что уровень жизни невысокий. Какие-то распродажи обуви на набережной, лунапарки как на нашем черноморском побережье – вещи, не свойственные даже Черногории. Море не то чтобы разочаровало, скорее удивило, я не ожидала увидеть такую Адриатику.

На обратном пути мы проехали по дневной Тиране. Столица Албании выглядит очень чистой, ухоженной и красивой, грозное название ей совсем не подходит.

Следующей нашей целью был Влера, первый крупный город в начале Албанской Ривьеры – так называют ионическое побережье Албании. Много рассказывать про этот город не хочется, мы сделали ошибку, решив в нем остановиться. Пляжей как таковых нет, огромный грязный торговый порт, пустыри вместо набережных, куча строек и мусора. Странное отношение к побережью Ионики. Хоть это сейчас и не актуально, но та тот момент поразила цена жилья на первой линии – можно найти студию в строящемся доме по 500 евро за квадрат.

На следующее утро мы отправились на фургоне (так здесь называют маршрутки) в заранее изученное и выбранное место – Дримадес Бич. Это рядом с городом Дерми (я предупреждала про названия, там еще рядом есть городок Борщ). Это достаточно интересное место со светлой галькой и бирюзовым морем. К сожалению, из двух дней, что мы здесь были, полтора шел дождь. Место очень хорошее, но нужно брать с собой запас фруктов и прочего провианта, потому что нормальных магазинов здесь нет. Жилье стоит порядка 40 евро в сутки, есть череда очень неплохих отелей, например, «Дримадес Инн».

Через два дня мы уже стояли на развилке трассы Дуррес-Саранда, мило беседуя с итальянцем Пьером из Милана, который, как и надлежит настоящему миланцу, путешествовал со стильным небольшим чемоданчиком. Он заговорил с нами первый, потому что его удивил размер нашего рюкзака, и он решил поинтересоватьсь: это и все на вас двоих? Уважаю! Но когда узнал, что наше путешествие длится всего пару недель, потерял к нам интерес, потому что его маленький чемоданчик к тому моменту уже путешествовал с ним два месяца, и это был еще не конец.

Фургоном в Саранду оказался старый «Мерседес», подобные несколько лет назад ездили и у нас в городе. Состояние его было очень плохим, и на преодоление 50 километров нам потребовалось часа три с половиной.

Саранда произвела на нас хорошее впечатление. Это тусовочное место, паромы из Греции приходят именно туда. Лучше бы мы запланировали один день здесь вместо того, чтобы тратить его на Влеру. Однако прочь сожаления, надо спешить: нам нужно в Грецию. Безуспешно побегав по городу в поисках автобусов, мы растерялись и приуныли, и только истошный крик обрадованного заселением Пьера «Вьерра, Макс, бонджорно!» откуда-то с высоты сарандовского отеля заставил нас чуть расслабиться. Нам нужно было в любом случае попасть в тот день в Грецию, иначе все планы на посещение полуострова Халкидики сыпались в тартарары. Поэтому мы просто прыгнули в албанское такси до границы, которое быстро домчало нас в еще один город с красивым названием – Какавиа, расположенный на границе с Грецией. Границу мы переходили под дождем пешком, чем очень сильно удивили греческих пограничников и таможенников. На греческой стороне нас ждало одно из самых запоминающихся приключений за все время наших путешествий, но это уже совсем другая история…

Нам очень понравилась Албания. В этом велика заслуга низких цен. Кроме этого, здесь присутствует свой, совершенно особенный дух. Господь наградил эту страну и горами, и озерами, и двумя морями, и красивейшими старинными городами типа Берата, но несколько десятилетий страна провела в жесткой изоляции. Албанский коммунистический режим был настолько суров, что умудрился рассориться даже с Советским Союзом. Но что-то мне подсказывает, что у них все будет хорошо.

А наш круг по Адриатике до сих пор не замкнулся – оказалось, что у Боснии и Герцеговины есть несколько километров выхода к побережью, поэтому приходится ждать случая попасть и туда. На курорт с по-албански красивым названием Неум.

фото автора

26 августа 2015

Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в .

Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в .