Мнения
Вернуться в разделСтранная история
На прошлой неделе в Соединенном Королевстве скромно и, даже можно сказать, камерно отметили 600-летний юбилей битвы при Азенкуре. Избавим вас, дорогие наши читатели, от чтения соответствующей статьи в Википедии, а просто сообщим, что для англичан день, когда они разбили многократно превосходящую их французскую армию, то же самое примерно, что для нас Куликовская, Бородинская и прочие битвы все вместе взятые. Не говоря уже об истории Минина и Пожарского. Про них и порассуждаем.
Завтра, 4 ноября, в России отмечается День народного единства. О смысле этой даты, которая должна была бы заменить в умах и сердцах граждан России близкий в календаре и впитанный в десны с молоком наших матерей и бабок праздник октябрьского переворота 1917 года, написано за последние годы много. Но не хочется пересказывать известную притчу о переливании нового вина в старые меха, простите за банальность.
История, продажная девка империализма (прекрасный мем советских пропагандистов), столь богата событиями, что уже современные нам пропагандисты, качественно покопавшись в записях музы Клио, могли бы найти поводов столько, что хватило бы для каждодневного возжигания благовоний, запуска фейерверков и гордого поднятия стягов. Но при всем богатстве выбора нам предложили «единяться» около самой, пожалуй, противоречивой даты.
Официально излагающаяся со времен восшествия на престол династии Романовых версия событий, случившихся на две сотни лет позже битвы при Азенкуре, гласит о том, что гражданин Минин и князь Пожарский, собрав ополчение, изгнали польское войско из Москвы, спасши, таким образом, российскую государственность.
Но история, которая, опять-таки напомним, продажная девка, хранящая записи, не вошедшие в учебники истории, напоминает, что не все так однозначно. И те же бояре, избравшие царем в 1613 году Михаила Романова, тремя годами ранее короновали на царство Владислава, сына польского короля Сигизмунда III. Думали ли они о спасении российской государственности в тот момент, нам уже не узнать.
Вдаваться в разбор и интерпретацию событий, случившихся почти 400 лет назад, нет нужды по одной простой причине – дорогие россияне, многие из которых начали отмечать уже сегодня, с таким же энтузиазмом праздновали бы сожжение княгиней Ольгой послов древлян в бане. Или переход графа Суворова через Альпы.
Мы ничего не помним.
Празднование победы при Азенкуре понятно для жителей британских островов. Просто потому, что последние полторы тысячи лет британской истории, со времен полулегендарного короля Артура и саксонских королей Уэссекса до ныне правящих Виндзоров, уложены в мозгах островитян как неразрывная цепь их общей судьбы и истории. Истории, не делящейся на «после Рюриковичей», «до революции» и «при Ельцине».
А мы помним кусками, фрагментами, эпизодами, урывками, помня лишь о том, кого надо ненавидеть сегодня.
Поэтому я знаю совершенно точно – нам с вами крайне нужно согласиться и примириться.
Хотя бы с самими собой, как минимум.
Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Комментарии