Люди
Вернуться в разделУчитель года: «Ты просто занимаешься любимым делом, а тебя за это еще и награждают!»
Есть люди, которые выбирают себе миссию – благородную миссию, например, учительство. Если бы у меня спросили совета, к какому учителю передать на обучение ребенка – я бы посоветовала обратиться к учителю русского языка и литературы МОБУ СОШ №38 – Гавриловой Виктории Геннадьевне. Образованная, энергичная, обаятельная, заинтересованная, но главное, безгранично любящая свою работу и детей. Посвятить свой выходной походу с классом на выставку в музей или кино? – С удовольствием! Отправиться с учениками на каникулах в путешествие по городам России? – Чемоданы уже собраны! Словом, в ней сочетается все то, что входит в идеальный образ педагога. И это не только мое субъективное мнение, ведь именно она стала обладательницей звания «Учитель года-2017». Скажу откровенно, что знаю Викторию давно и еще в студенческие годы лично на себе прочувствовала ее мастерство: Виктория Геннадьевна, будучи аспиранткой, преподавала у меня, студентки 2-го курса, историю зарубежной литературы. Прошло время, и вот, в приятной, дружеской обстановке, состоялась наша беседа о том, что когда-то сподвигло выбрать нелегкую, но добрую профессию, о литературе, об участии в конкурсе, о мастерстве и дальнейших планах.
Пару слов о конкурсе. 16 декабря завершился муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года», проводившийся в рамках областного конкурса «Учитель года Дона». В 2016 году 21 педагог нашего города решил проверить свои силы в этом состязании.
Традиционно «Учитель года» проходит в два тура. Первый – отборочный этап: от каждой школы выдвигается конкурсант. Второй тур – среди участников-учителей выбирается лучший путем испытательных заданий. Конкурсных этапов несколько. На первом этапе учитель проводит методический семинар, т. е. выступает перед аудиторией и представителями жюри с 15-минутной речью, в которой отражена основополагающая педагогическая технология педагога. Затем наглядно показывает, как его деятельность отражается на уроках, во внеурочной работе, внеклассной деятельности, в дополнительном образовании. На втором этапе педагог показывает свое мастерство в действии – дает открытый урок на абсолютно незнакомом классе. И лишь тема урока выбирается учителем самостоятельно, исходя из календарно-тематического планирования. На третьем этапе задача усложняется, учитель в течение 25 минут показывает мастер-класс на взрослых людях, так называемой фокус-группе, в которую могут входить все присутствующие в аудитории. Затем баллы суммируются, и выявляется победитель. По итогам конкурса победитель получает премию мэра и призы от спонсоров конкурса. В феврале Викторию Гаврилову ждет награждение.
Во время интервью она удивила меня не только вдумчивостью, но и абсолютным пониманием того, чего она хочет от жизни, от учеников и, конечно же, от реализации себя в профессии.
– Виктория, есть профессия – «Сеять разумное, доброе, вечное». Вы себя в ней гармонично чувствуете уже 8 лет. Вспомните тот день, когда вы впервые задумались о педагогической деятельности. Почему вы решили стать учителем именно русского языка и литературы?
– Как писал Антуан де Сент-Экзюпери: «Все мы родом из детства», моя история коренится именно там. Дело в том, что моя бабушка, Надежда Абрамовна, работала учителем начальных классов, и каждое лето родители отвозили меня к ней в деревню. Естественно, бабушка занималась и моим образованием – уже в четыре с небольшим года научила меня читать. В 5 лет я читала просто великолепно. В этом возрасте бабушка впервые открыла мне сокровищницу знаний. Как сейчас помню этот волнительный день, когда она отвела меня в школьную библиотеку, и я сама выбрала книгу для прочтения. Сказать, что я открыла для себя новый мир? – не сказать ничего! Меня настолько восхитило то количество книг, та возможность, что можно каждую из них взять и самостоятельно прочитать. Мне хотелось познакомиться с произведением – и снова пойти в библиотеку. Каждый последующий поход был для меня, как праздник. В силу возраста, я читала их не для понимания содержания, а ради интереса: «Какая книжка там еще есть?». Конечно, что-то и запоминалось. Читала постоянно. Смело могу сказать, что моя любовь к книгам привита бабушкой и папой. Мой папа – страстный собиратель книг: сколько я себя помню, в нашем доме всегда было много качественной литературы. Действительно, все закладывается в семье. Когда ребенок видит вокруг себя книгу, даже если родители не настаивают на чтении, рано или поздно ему захочется это сделать. Я узнаю себя в моей дочке Виталине, ведь уже в 3 года ее увлекают книги. Вот так и я когда-то очень полюбила читать. Теперь к вопросу о работе. Конечно, для меня никогда не стоял вопрос о выборе профессии. К тому же, в свое время на меня оказали большое влияние учителя школы №3 им. Ю.А. Гагарина, которые были прекрасными педагогами. С русским языком, как и с литературой, все было отлично: я любила родной язык, и он мне (наверное, в благодарность) – всегда легко давался. После школы я обучалась в педагогическом лицее, начала глубоко осознавать литературу. Преподаватели закладывали в нас основы анализа, и это было настолько интересно, что мне захотелось объяснять литературные произведения остальным. Так я поступила на факультет русского языка и литературы в ТГПИ, окончила его успешно, с красным дипломом. На 3-м курсе, я стала заниматься научной деятельностью и особую благодарность хочу выразить одному из преподавателей кафедры литературы – Сергею Николаевичу Зотову, который, как научный руководитель, обучил мыслить системно, научно. Сергей Николаевич всегда направлял мои мысли в нужное направление, и это способствовало тому, что я участвовала в конкурсах, победила на конференции в МГУ имени М. В. Ломоносова в секции «история русской литературы». Любить литературу – я уже любила, анализировать – анализировала, а он научил все это складывать в систему: видеть в разрозненных фактах единое развитие литературы, что это процесс, что литература – это не только инструмент к развлечению, прочтению, времяпровождению, но и огромное поле исследования. Что, даже изучая какую-то тему, можно открыть для себя личные смыслы. И это очень ценно!
– Несомненно, вы за всю жизнь прочли необычайно большое количество книг. Какая бы книга могла стать настольной книгой для ваших учеников?
– Думаю, «Убить пересмешника» Харпер Ли, потому что она возвращает нас в мир детства, учит добру, справедливости и тем вещам, которые действительно являются важными и основополагающими.
– Совсем недавно в вашей жизни произошло яркое событие – победа на конкурсе «Учитель года-2017». Наверное, сейчас еще очень свежи воспоминания о нем. Скажите, какие ощущения овладевали вами, когда вы узнали о выдвижении своей кандидатуры на конкурс «Учитель года»?
– Для меня даже просто участие в этом конкурсе – большая честь. Хотелось оправдать доверие школы, показать все, на что я способна. Хотелось представить свою технологию наиболее ярко, полно и выигрышно, чтобы и другие могли что-то почерпнуть в свою «копилку знаний». Безусловно, это стало большим опытом для меня, для развития личности. Слушая участников конкурса, я приобрела множество интересных идей, которые можно развить и применить в своей деятельности.
– Расскажите подробнее, с какими идеями вы пришли на конкурс? Что, на ваш взгляд, поразило и убедило компетентное жюри отдать победу именно вам?
– В основе моей педагогической деятельности лежит теория развития критического мышления. На сегодняшний день это очень перспективная педагогическая технология, потому что она затрагивает множество интересных, полезных и, главное, результативных приемов и методов обучения. В основном, здесь упор идет на смысловое чтение. Сейчас это очень важно, потому что читать умеют все, это под силу каждому человеку. Но ведь главное, не просто развить эту способность, а обучить читать вдумчиво: чтобы человек после прочтения, мог ответить на вопросы, лаконично пересказать прочитанное, выявить главную тему и идею текста. Причем, это умение касается не только тех предметов, которые я веду в школе (русский язык и литературу), но и, например, математики. Те же самые задачи: если ты неправильно прочитал условие – не поймешь задание, следовательно, неправильно решишь задачу. И так в любой области. Теория развития критического мышления также помогает развивать мышление обучающихся, ребята сами начинают формулировать мысли, строить причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения и, если их точка зрения по каким-либо причинам окажется ошибочной, то спокойно отказываться от нее, если кто-то другой аргументирует ее лучше. Вот такая перспективная технология! На первом этапе (методическом семинаре) я показывала, как данная технология реализуется мной на всех этапах учебного процесса: какие приемы и методы я использую во время урока. Я рассказала, какие виды творческих работ мы используем на уроках: синквейны, фишбоуны, бортовой журнал, инсёрт, чтение с пометками и остановками. Еще один хороший метод – корзина идей. Но это был только первый этап конкурса…
– А что вы показали на втором этапе – открытом уроке? Сложно ли было работать с незнакомым классом?
– Конечно, то, что урок дается не на своём классе, создает атмосферу непредсказуемости. Но зато тема выбиралась мной самостоятельно, исходя из календарно-тематического планирования. Я выбрала: «И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе». Эта тема позволяет наиболее интересно представить мой опыт работы с помощью приемов и методов теории развития критического мышления. Стихотворение в прозе – это интересный жанр, сочетающий и стихотворение, и прозу. К тому же до Тургенева этого никто не делал. Занятие я давала в 5 классе МАОУ СОШ №25/11.Я предложила ребятам одно из стихотворений в прозе И.С. Тургенева, они должны были доказать, что стихотворение принадлежит именно этому жанру, т. е. выявить черты стихотворной речи и прозаической. Готовясь к уроку, для себя я основные черты выделила. Дети на открытом уроке меня приятно поразили и превзошли мои ожидания. Помимо результатов, запланированных мной, они выдвинули свои очень интересные идеи. Я получила от урока большое удовольствие, был настоящий отклик от детей. Я думаю, им было интересно, потому что после урока они еще долго обсуждали это событие.
– Верю, что вы действительно нашли интересные подходы к детям, раз нашелся такой отклик. А как вы подобрали ключик к коллегам и строгому жюри? Что интересного показали на мастер-классе?
На заключительном этапе конкурса я представила свой педагогический опыт фокус-группе, состоящей из четырех человек. На мастер-классе мы рассуждали о речевом развитии учащихся, анализировали речь литературных персонажей, говорили о ее значении. В результате мастер-класса мы пришли к выводу, что речь каждого является маркером человека, характеризует его социальное положение, личность, психические особенности. Словарный запас человека играет большую роль: чем богаче и шире словарный запас, тем человек образованнее, тем грамотнее он строит свои высказывания, тем у него больше шансов выразить свои эмоции и быть правильно понятым в обществе. Мастер-класс длился всего лишь 25 минут, а сколько интересных методик мы испробовали! Жюри и присутствующие высоко оценили столь детальный подход. Безусловно, слова имеют огромную силу.
– Путь к победе был нелегким. В какой момент вы осознали, что есть все шансы на победу?
– Наверное, когда завершился первый этап конкурса, после методического семинара. Я узнала, что буду давать открытый урок, а затем и мастер-класс. Это придало необычайные силы. В начале был просто интерес, а после прохождения первого тура появилось непреодолимое стремление к победе и желание ее завоевать.
- Что помимо опыта и престижа дал вам этот конкурс?
- Я очень люблю свою работу. Есть очень распространённая и набившая оскомину фраза: «Лучшая работа – это хобби». Но я не могу назвать свою профессию «хобби», для меня – это жизнь. Когда я вхожу в свой класс, я как будто набираю в легкие чистого, свежего воздуха. И когда идет урок, этот воздух дает мне дышать полной грудью. Поэтому для меня победа в конкурсе – это очень большое удивление. Ты просто занимаешься любимым делом, а тебя за это еще и награждают!
– Какие планы на будущее строит Учитель года?
– Планирую не останавливаться на достигнутом, потому что учитель – это всегда пример для учеников. Дети, как калька. Наблюдая, как педагог развивается и к чему-то стремится, ребята перенимают это. Собираюсь углубиться в научную деятельность, закончить диссертацию, заниматься вопросами педагогики, инновациями в образовании – все это очень интересно, это часть моей жизни. С помощью накопленных знаний я смогу выстраивать свою педагогическую работу таким образом, чтобы результативно передавать свои знания детям и «заражать» их любовью к литературе и родной речи, к русскому языку.
Но самое главное в нашей работе – сделать детей не только умными, развитыми, воспитанными, но и счастливыми людьми. Ведь СЧАСТЬЕ – это так заразительно!
Юлия Мирошникова
Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Комментарии