Есть люди, которые выбирают себе миссию  –   благородную миссию, например, учительство. Если бы у меня спросили совета, к какому учителю передать на обучение ребенка – я бы посоветовала обратиться к учителю русского языка и литературы МОБУ  СОШ №38 –  Гавриловой Виктории Геннадьевне.

Учитель года: «Ты просто занимаешься любимым делом, а тебя за это еще и награждают!»

Есть люди, которые выбирают себе миссию  –   благородную миссию, например, учительство. Если бы у меня спросили совета, к какому учителю передать на обучение ребенка – я бы посоветовала обратиться к учителю русского языка и литературы МОБУ  СОШ №38 –  Гавриловой Виктории Геннадьевне. Образованная, энергичная, обаятельная, заинтересованная, но главное, безгранично любящая свою работу и детей. Посвятить свой выходной походу с классом на выставку в музей или кино? – С удовольствием! Отправиться с учениками на каникулах в путешествие по городам России? – Чемоданы уже собраны! Словом, в ней сочетается все то, что входит в идеальный образ педагога.  И это не только мое субъективное мнение, ведь именно она стала обладательницей звания «Учитель года-2017». Скажу откровенно, что знаю Викторию давно и еще в студенческие годы  лично на себе прочувствовала ее мастерство: Виктория Геннадьевна, будучи аспиранткой, преподавала у меня, студентки 2-го курса, историю зарубежной литературы. Прошло время, и вот, в приятной, дружеской обстановке, состоялась наша беседа о том, что когда-то сподвигло выбрать нелегкую, но добрую профессию, о литературе, об участии в конкурсе, о мастерстве и дальнейших планах.

Пару слов о конкурсе. 16 декабря завершился муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года», проводившийся  в рамках  областного конкурса «Учитель года Дона». В 2016 году 21 педагог нашего города решил проверить  свои силы в этом состязании.

Традиционно «Учитель года» проходит в два тура. Первый –  отборочный этап: от каждой школы выдвигается конкурсант.  Второй тур – среди участников-учителей  выбирается лучший путем испытательных заданий. Конкурсных этапов несколько. На первом этапе учитель проводит методический семинар, т. е. выступает перед аудиторией и представителями жюри с 15-минутной речью, в которой отражена основополагающая педагогическая технология педагога. Затем наглядно показывает, как его деятельность отражается на уроках, во внеурочной работе, внеклассной деятельности, в дополнительном образовании.  На втором  этапе педагог показывает свое мастерство в действии – дает открытый урок на абсолютно незнакомом  классе. И лишь тема урока выбирается учителем самостоятельно, исходя из календарно-тематического планирования. На третьем этапе задача усложняется, учитель в течение 25 минут показывает мастер-класс на взрослых людях, так называемой фокус-группе, в которую могут входить все присутствующие в аудитории. Затем баллы суммируются, и выявляется победитель. По итогам конкурса победитель получает  премию мэра и призы от спонсоров конкурса. В феврале Викторию Гаврилову ждет награждение.

Во время интервью она удивила меня не только вдумчивостью, но и абсолютным пониманием того, чего она хочет от жизни, от учеников и, конечно же, от реализации себя в  профессии.

– Виктория, есть профессия  – «Сеять разумное, доброе, вечное». Вы себя в ней гармонично чувствуете уже 8 лет. Вспомните тот день, когда вы впервые задумались о педагогической деятельности. Почему вы решили стать учителем именно русского языка и литературы?

– Как писал  Антуан де Сент-Экзюпери: «Все мы родом из детства», моя история коренится именно там.  Дело в том, что моя бабушка, Надежда Абрамовна,  работала учителем начальных классов, и каждое лето родители отвозили меня к ней в деревню. Естественно, бабушка занималась и моим образованием – уже в четыре с небольшим года научила меня читать. В 5 лет я читала просто великолепно. В этом возрасте бабушка впервые открыла мне сокровищницу знаний. Как сейчас помню этот волнительный день, когда она отвела меня в школьную библиотеку, и я сама выбрала книгу для прочтения. Сказать, что я открыла для себя новый мир? – не сказать ничего! Меня  настолько восхитило то количество книг, та возможность, что можно каждую из них взять и самостоятельно прочитать. Мне хотелось познакомиться с произведением – и снова пойти в библиотеку. Каждый последующий поход был для меня, как праздник. В силу возраста, я читала их не для понимания содержания, а ради интереса: «Какая книжка там еще есть?». Конечно, что-то и запоминалось. Читала постоянно. Смело могу сказать, что моя любовь к книгам  привита бабушкой и папой.  Мой папа – страстный собиратель книг: сколько я себя помню, в нашем доме всегда было много качественной литературы. Действительно,  все закладывается в семье. Когда ребенок видит вокруг себя книгу, даже если родители не настаивают на чтении, рано или поздно  ему захочется это сделать. Я узнаю себя в моей  дочке Виталине, ведь уже в 3 года ее увлекают книги. Вот так  и я когда-то очень полюбила читать. Теперь к вопросу о работе. Конечно, для меня никогда не стоял вопрос о выборе профессии. К тому же, в свое время на меня оказали большое влияние учителя школы №3 им. Ю.А. Гагарина, которые были прекрасными педагогами. С русским языком, как и с литературой,  все было  отлично: я любила родной язык, и он мне (наверное, в благодарность) –  всегда легко давался. После школы я обучалась в педагогическом лицее, начала глубоко осознавать литературу. Преподаватели закладывали в нас основы анализа, и это было настолько интересно, что мне захотелось объяснять литературные произведения остальным. Так я поступила на факультет русского языка и литературы в ТГПИ, окончила его успешно, с красным дипломом.  На 3-м курсе, я стала заниматься научной  деятельностью и особую благодарность хочу выразить одному из преподавателей кафедры литературы – Сергею Николаевичу Зотову, который, как научный руководитель, обучил мыслить системно, научно.  Сергей Николаевич всегда направлял мои мысли в нужное направление, и это способствовало тому, что я участвовала в конкурсах, победила на конференции в МГУ имени М. В. Ломоносова в секции «история русской литературы». Любить литературу – я уже любила,  анализировать – анализировала,  а он научил все это складывать в систему: видеть в разрозненных фактах единое развитие литературы, что это процесс,  что литература – это не только инструмент к развлечению,  прочтению, времяпровождению, но и огромное  поле исследования.  Что, даже изучая какую-то тему, можно открыть для себя личные смыслы. И это очень ценно!

– Несомненно, вы за всю жизнь прочли необычайно большое количество книг. Какая бы книга могла стать настольной книгой для ваших учеников?

 – Думаю, «Убить пересмешника» Харпер Ли, потому  что она возвращает нас в мир детства,  учит добру, справедливости и тем вещам, которые  действительно  являются важными и основополагающими.

– Совсем недавно в вашей жизни произошло яркое событие – победа на конкурсе «Учитель года-2017».  Наверное, сейчас еще очень свежи воспоминания о нем. Скажите, какие ощущения овладевали вами, когда вы узнали о выдвижении своей кандидатуры на конкурс «Учитель года»?

– Для меня даже просто участие в этом конкурсе – большая честь. Хотелось оправдать доверие школы, показать все, на что я способна. Хотелось  представить свою технологию наиболее ярко, полно и выигрышно, чтобы и другие могли что-то почерпнуть в свою «копилку знаний». Безусловно, это стало большим опытом для меня, для развития личности. Слушая участников конкурса, я  приобрела множество интересных  идей, которые  можно развить и применить в своей деятельности.

– Расскажите подробнее, с какими идеями вы пришли на конкурс? Что, на ваш взгляд, поразило и убедило компетентное  жюри отдать победу именно вам?

–   В основе моей педагогической деятельности лежит теория развития критического мышления. На сегодняшний день это очень перспективная педагогическая технология, потому что она затрагивает множество интересных, полезных и, главное, результативных приемов и методов обучения. В основном, здесь упор идет на смысловое чтение. Сейчас это очень важно, потому что читать умеют все, это под силу каждому человеку. Но ведь главное, не просто развить эту способность, а обучить читать вдумчиво: чтобы человек после прочтения, мог ответить на вопросы, лаконично пересказать прочитанное, выявить главную тему и идею текста. Причем, это умение касается не только тех предметов,  которые я веду в школе (русский язык и литературу),  но  и, например, математики. Те же самые задачи: если ты неправильно прочитал условие – не поймешь задание, следовательно, неправильно решишь задачу. И так в любой области. Теория развития критического мышления также помогает развивать мышление обучающихся, ребята сами начинают формулировать мысли, строить причинно-следственные связи,  аргументировать свою точку зрения и, если их точка зрения по каким-либо причинам окажется ошибочной, то спокойно отказываться от нее, если кто-то другой аргументирует ее лучше. Вот такая перспективная технология! На первом этапе (методическом семинаре) я показывала, как данная технология реализуется мной на всех этапах учебного процесса: какие приемы и методы я использую во время урока. Я рассказала, какие виды творческих работ мы  используем на уроках: синквейны, фишбоуны,   бортовой журнал, инсёрт, чтение с пометками и остановками. Еще один хороший метод –  корзина идей. Но это был только первый этап конкурса…

– А что вы показали на втором этапе – открытом уроке? Сложно ли было работать с незнакомым классом?

– Конечно, то, что урок дается не на своём классе, создает атмосферу непредсказуемости. Но зато тема выбиралась мной самостоятельно, исходя из календарно-тематического планирования. Я выбрала: «И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе». Эта тема позволяет наиболее интересно представить мой опыт работы с помощью  приемов  и методов теории развития критического мышления. Стихотворение в прозе – это интересный жанр, сочетающий и стихотворение, и прозу. К тому же до Тургенева этого никто не делал. Занятие я давала в 5 классе МАОУ СОШ №25/11.Я предложила ребятам одно из стихотворений в прозе И.С. Тургенева, они должны были доказать, что стихотворение принадлежит именно этому жанру, т. е. выявить черты стихотворной речи и прозаической. Готовясь к уроку, для себя я основные черты выделила. Дети на открытом уроке меня приятно поразили и превзошли мои ожидания. Помимо результатов, запланированных мной, они  выдвинули свои очень интересные  идеи. Я получила от урока большое удовольствие,  был настоящий отклик от детей. Я думаю, им было интересно, потому что  после урока они еще долго обсуждали это событие.

–  Верю, что  вы действительно нашли интересные подходы к детям, раз  нашелся такой отклик. А как вы подобрали ключик к коллегам и строгому жюри? Что интересного показали на мастер-классе?

На заключительном этапе конкурса я представила свой педагогический опыт фокус-группе, состоящей из четырех человек. На мастер-классе мы рассуждали о речевом развитии учащихся, анализировали речь литературных персонажей, говорили  о ее значении. В результате мастер-класса мы пришли к выводу, что речь каждого является маркером человека, характеризует его  социальное положение, личность, психические особенности. Словарный запас человека играет большую роль: чем богаче и шире словарный запас, тем человек образованнее,  тем грамотнее он строит свои высказывания, тем у него больше шансов выразить свои эмоции и быть правильно понятым в обществе. Мастер-класс длился всего лишь 25 минут, а сколько интересных методик мы испробовали! Жюри и присутствующие высоко оценили столь детальный подход. Безусловно, слова имеют огромную силу.

– Путь к победе был нелегким. В какой  момент вы осознали, что есть все шансы на победу?

 – Наверное, когда завершился первый этап конкурса, после методического семинара. Я узнала, что буду давать открытый урок, а затем и мастер-класс. Это придало необычайные силы. В начале был просто интерес, а после прохождения первого тура появилось непреодолимое стремление к победе и желание ее завоевать.

- Что помимо опыта и престижа дал вам этот конкурс?

- Я очень люблю свою работу. Есть очень распространённая и набившая оскомину фраза: «Лучшая работа – это хобби». Но я не могу назвать свою профессию «хобби», для меня – это жизнь. Когда я вхожу в свой класс, я как будто набираю в легкие чистого, свежего воздуха. И когда идет урок, этот воздух дает мне дышать полной грудью. Поэтому для меня победа в конкурсе – это очень большое удивление. Ты просто занимаешься любимым делом,  а  тебя за это еще и награждают!

– Какие планы на будущее строит Учитель года?

–  Планирую не останавливаться на достигнутом, потому что учитель – это всегда пример  для учеников. Дети, как калька. Наблюдая, как педагог развивается и  к чему-то стремится, ребята перенимают это. Собираюсь углубиться в научную деятельность, закончить диссертацию, заниматься  вопросами педагогики,  инновациями  в образовании – все это очень интересно, это часть моей жизни. С помощью накопленных знаний я смогу выстраивать свою педагогическую работу таким образом, чтобы результативно передавать свои знания детям и «заражать» их любовью к литературе  и родной речи,  к русскому языку.

Но самое главное в нашей работе – сделать детей не только умными,  развитыми, воспитанными,  но и счастливыми  людьми. Ведь СЧАСТЬЕ – это так заразительно!

Юлия Мирошникова

30 января 2017

Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в .

Подписаться

Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в .

Комментарии

Сортировка комментариев: По дате По рейтингу
Анонимный Пользователь
Дети в режиме подопытных лабораторных крыс, это конечно не новость, а просто сбор материала для очередной степени, думаю учитель прежде всего должен давать знания и учить ими пользоваться в жизни на чужих примерах.
19:52:40  30 января 2017
Ответить
Анонимный Пользователь Анонимный Пользователь
Дети в режиме подопытных лабораторных крыс, это конечно не новость, а просто сбор материала для очередной степени, думаю учитель прежде всего должен давать знания и учить ими пользоваться в жизни на чужих примерах.
Анонимный пользователь, ваше громкое заявление по поводу "детей — лабораторных крыс" — характеризует вас, как человека не компетентного в этом вопросе. Во-первых, учителя экспериментируют с методиками и системно проводят анализ результатов учащихся, чтобы понять, как наиболее эффективно обучать детей, а не для "сбора материалов для научной степени". Во-вторых, именно это отличает хороших педагогов от посредственных, которым откровенно наплевать на то, какие знания в ходе урока получат обучающиеся.
14:09:19  01 февраля 2017
Ответить
Оставьте свой комментарий
Вы вошли как

Все ваши сообщения, до публикации, будут проверены модератором

НЕДАВНО В РАЗДЕЛЕ