Жизнь
Вернуться в разделМежду Нефертити и Кончитой Вюрст
«В три часа открытие выставки в «Белке&Стрелке». Написано, что рейтинг 18+. Пойдем?», – такое сообщение я получила от знакомой во ВКонтакте. Кроме названия выставки – «Анфас» – и ограничения по возрасту никакой информации не было. Я, естественно, не смогла пропустить такое событие и отправилась лично убедиться в том, что рейтинг 18+ оправдан.
В «Белке&Стрелке» было жарко. Отчасти из-за экспонатов, отчасти из-за того, что в Таганроге наступило лето. Хотелось побежать в находящийся поблизости велопрокат и, бросив диктофон на произвол судьбы, укатить на набережную. Но работа есть работа, тем более что в арт-проекте «Анфас» есть на что посмотреть.
Небольшая справка. «Анфас» – проект, посвященный 100-летию Южного федерального университета. Реализован кафедрой «Рисунок» и приглашенными к участию преподавателями и студентами как ЮФУ, так и других учебных заведений. В качестве «холста» для творчества взяты самые обычные манекены, которых полно в магазинах одежды: будущие произведения актуального искусства и не подозревали, что сегодня они «носят» маечку за 350 рублей, а завтра станут Нефертити, Кончитой Вюрст или даже Жертвой моды.
У входа в галерею посетителей встречают эта самая «Кончита» (работа Виктории Барвенко – члена fluxus-группы «Белка&Стрелка»). Тут есть и зубы, и лепестки, и портрет героя-героини. Рядом скромно расположился торс как будто бы Зены – королевы воинов.
Вообще мифических героинь на выставке было предостаточно: тут вам и Ника бескрылая….
...и Муза, которая ищет мужа, с трагично увядшей, кхм, розой. Эта работа наверняка понравилась бы японцам: манекен, олицетворяющий женскую сущность, будто сошел со страниц комиксов в стиле гуро. И если вам нет 18 лет – лишние вопросы вы гуглу лучше не задавайте. Автор работы, Христофор Хашхаян, весьма точно, на мой взгляд, передал терзания женщин, чей возраст раньше описывался как бальзаковский, а нынче уже, наверное, астаховский.
Переходя к теме «сморщенных женщин»: нельзя не обратить внимание на самую прославленную красавицу древности – Нефертити. Ее сделанная с высокой антропологической точностью мумия привлекала достаточно большое количество зрителей. Нефертити, даже сотворенная из манекена, мистическим образом оказалась юна и прекрасна.
Заметьте, я тактично обошла в начале своего рассказа работу, которая наверняка вызовет много вопросов. Фото вы видите в заглавии к статье. И – нет, это не православный крест. Нет, не символизирует. Нет, не поруганы. И даже не оскорбляет. «Жертва моды» – тщательно проработанная мысль о том, как важно в современном мире «соответствовать». И если бы автор заменила браслетики-машинки-вино на гаджеты и социальные сети, мы бы получили немного другой контекст, который воскрешает в памяти лучшие моменты «Матрицы». Действительно актуальное искусство, так ведь?
Виктория Барвенко в отзыве об открытии выставки «Анфас» была более чем позитивна: она оценила разношерстность публики и осталась довольна количеством фотографий, появившихся в сети:
– Вопросов было много. Как и предложений: например, добавить перформанс с обнаженными девушками. Предложения даже от нехудожников по поводу следующих экспозиций особенно ценны, так как люди не просто смотрят и молча уходят, а живут в пространстве выставки, примеряют его на себя. А главное, зрители еще способны удивляться.
Куратор проекта «Анфас» Татьяна Неклюдова, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой рисунка Южного федерального университета, в оценке более неоднозначна:
– Я очень рада, что мы показали проект в этом славном городе. Тем более что галерея «Белка&Стрелка» словно специально создала пространство для нас – камерное и современное. Я не следила за реакцией публики, к сожалению, немного отвлеклась на разговоры о будущих проектах. Но мне не совсем понравилось, что работы снимали со стены и фотографировались с ними... Мы же не в «Диснейленде».
Видимо, желание потрогать, перевернуть и подсмотреть за «фасад» работ было вызвано тем, что «холсты» настолько привычны нам, настолько обыденны и включены в нашу жизнь, что не воспринимаются как нечто художественное. Что ж, тем и ценна задумка организаторов: перевести обычный предмет из обыденности в грани нового смысла.
Выставка «Анфас» продлится до 30 июня по адресу пер. Гарибальди, 21, галерея «Белка&Стрелка».
P. S. Кстати, самой интересной, на мой взгляд, оказалась работа под названием «Сфинкс». Не пафосно-яркая, не чрезмерно украшенная, она тем не менее несет свой смысл. Описание я, пожалуй, приведу полностью, а вы решайте сами, согласиться ли с художником. «Сфинкс – это символ мистерии, олицетворение тайны и призыв к молчанию. В разные эпохи, у разного народа сфинкс носил разные головы (льва, барана, грифона, собаки, мужчины, женщины). При этом голова всегда выполняла важную функцию – формирование новой формы коллективного сознания человека. Пришло время нашего Сфинкса».
фото Алексей ФРИДМАН
Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Комментарии