Богудония выяснила, кто в Таганроге находится на домашнем обучении и почему

Прощай, школа!

Домашнее образование в России существовало всегда, но оно было привилегией элит, то есть дворянского сословия. Детей учили дома, нанимая гувернеров и гувернанток. В наше же время интерес к семейному образованию резко возрос.

Сознательные родители ищут способы дать своему ребенку наилучший старт в жизни, помочь определить оптимальные направления развития, ориентируясь на его способности и возможности. Тем более, что при современном уровне доступности любой информации на все это совсем не обязательно тратить много денег. Сайты для родителей и детей, обучающихся в семье, бесплатные образовательные ресурсы, онлайн-школы – таких возможностей не имели ни русские дворяне, ни Уинстон Черчилль, до семи лет учившийся дома и впоследствии жалевший о том, что оказался таки в школе.

Зачем сидеть дома?

Основной довод – дети с высокими интеллектуальными возможностями в обычном классе скучают в ожидании, пока более слабые постигнут тему, а самые слабые наоборот заброшены: учитель физически не может уделить им достаточно внимания в классе из 30 человек. Дети, обучающиеся дома, имеют возможность регулировать интенсивность обучения в зависимости от индивидуальных возможностей. Такую учебу можно сравнить с ненормированным рабочим днем или свободным графиком у работающих взрослых.

Чтобы разложить все по полочкам, уточним: на сегодняшний день в России существует две формы внешкольного среднего образования. Первое – это домашнее образование, предполагающее, что ребенок болен настолько, что не может посещать школу. В этом случае он остается закреплен за школой, по возможности ее посещает, к нему на дом ходят учителя. Вторая форма, о которой и пойдет речь ниже, называется семейным образованием (далее – СО) и предполагает изучение общеобразовательной программы вне школы, с прохождением промежуточных и итоговых аттестаций при переходе в следующий класс. При успешном прохождении итоговых аттестаций учащийся получает аттестат той школы, с которой у него был заключен соответствующий договор. При этом родители могут самостоятельно обучать своих детей, выбирать учебные материалы и формировать график обучения.

Родители называют разные причины перехода на СО, в том числе – довольно веские. Это и индивидуальный подход к обучению, и возможность свободно располагать временем для дополнительных занятий, в частности, если ребенок серьезно занимается музыкой или спортом. Кто-то такой выбор делает от невозможности определить ребенка в достойную школу. Психолог, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности ИТА ЮФУ, кандидат психологических наук Оксана Истратова, в целом настроенная по отношению к СО скорее скептически, отмечает, что, согласно исследованиям, лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми. Дело не всегда и не только в школе, но она усугубляет. Поэтому зачастую родители задумываются о СО именно в связи с непосильными нагрузками, которым ребенок подвергается в школе и после нее, выполняя домашние задания. Сидеть по шесть часов за партой, а потом еще по 2-3 часа дома за уроками опасно и для физического здоровья, и для неокрепшей психики.

– Лично у меня рисуется такой образ современной школы: несчастные больные дети, огромные неподъемные портфели, нерациональное расписание и бессмысленно объемные домашние задания, – говорит Виктория, чья дочь-семиклассница с этого года перешла на СО. – Накопившийся негатив заставил искать выход. Три года размышлений и сбора информации привели к переходу на СО. Освоение школьной программы самостоятельно занимает гораздо меньше времени, мы в этом убедились на своем опыте: в прошлом году дочь часто болела и занималась самостоятельно. Кроме того, вторая смена плохо стыкуется с дополнительными занятиями. Мы несколько лет подряд не могли заняться спортом и дополнительным английским, потому что расписание большинства кружков и секций ориентировано на детей, учащихся в первую смену, да и физически времени хватало только на школу и занятия музыкой. Кстати, об английском: имея «четверку», дочь его практически не знает, хотя изучает уже шесть лет. На это жалуются многие родители. Почему-то репетиторство по английскому вообще стало нормой.

Стоит отметить, что директор лицея №28 Татьяна Терновая в разговоре с Богудонией предложила при необходимости «подтянуть» ребенка по конкретному предмету переводить его на СО только по этой дисциплине.

– Репетиторство – тоже форма семейного образования, – говорит г-жа Терновая. – Я рекомендую родителям, которые нанимают репетитора, не перегружать ребенка, ведь он сидит в школе, потом делает уроки и еще сидит с репетитором. Если считаете, что школа не справляется, переведите ребенка на СО по этому предмету (это называется совмещенная форма образования), пожалейте ребенка, но тогда и ответственность за образование несет репетитор и родители.

В большинстве случаев, как показывает блиц-опрос, проведенный Богудонией, дети относятся к идее учиться вне школы с энтузиазмом. Родители и педагоги чаще настроены скептически. Хотя бывают исключения.

– Первый класс мы проучились дома, потому что решили, что Владику будет неинтересно в школе, – вспоминает Светлана, мама третьеклассника. – Он ходил в частный детский сад, где с детьми очень плотно занимаются по вальдорфской методике (базируется на антропософии, системе научного познания духовного мира человека – Богудония), программу первого класса в общем-то освоил уже там. Во второй класс сын сам попросился в школу, он очень общительный социальный ребенок. Но сейчас мы с его папой очень недовольны школой, уговариваем сына вернуться на семейное образование. Ребенок развитый, много дополнительных занятий, а школа отнимает слишком много времени, домашние задания очень объемные.

Зачем выходить из дома?

В качестве главной (и в целом, единственной) проблемы СО педагоги и психологи называют возможные проблемы с социализацией детей, обучающихся вне школы.

– Школа необходима ребенку для успешной адаптации в обществе, – уверена Оксана Истратова. – Детям на СО в будущем потребуются дополнительные усилия для социализации. Современные дети и так мало общаются, живое общение им заменил интернет.

Впрочем, говорить с уверенностью, что школа помогает избежать такого рода проблем, тоже нельзя. Например, сотрудник сферы образования, пожелавший остаться неизвестным, считает, что современная школа не дает ребенку возможности раскрыться, проявить себя, развить творческие способности. Школа не учит детей взаимодействовать, эти процессы пущены на самотек, считает эксперт.

Директора школ разводят руками и признают, что часто не могут посоветовать родителям, как справиться с конфликтными ситуациями, возникающими при взаимодействии детей. А еще чаще бывает, что родители сами не обращают внимания на то, что происходит с их ребенком.

– Школа очень сложный организм, – говорит Татьяна Терновая. – Не всегда ребенок готов противостоять коллективу, не всегда мы правильно настраиваем детей на разрешение конфликтов. Я постоянно задаю себе вопрос, почему одного ребенка никто не обижает, к нему тянутся, а другой кулаками себя защищает, а его все равно продолжают бить. Для меня это педагогическая загадка, которую я не могу разгадать. На практике, когда родители спрашивают, что делать, я честно говорю: не знаю. Я, как мама, чувствую своего ребенка, в котором течет моя кровь, и могу ему подсказать, что лучше для него в той или иной ситуации. Любая мама должна сама подсказать ребенку, как действовать.

Родители, решившиеся перевести детей на семейное образование, тоже признают, что во многом их решение связано с атмосферой в школе или классе.

– Первая учительница моей дочери практически сразу сформировала в классе такую обстановку, при которой комфортно было только избранным, – поясняет Виктория. – Были выделены любимчики, и были изгои, о которых учитель вытирал ноги, побуждая к этому детей. Родители бездействовали, потому что им на детей плевать. Моя дочь не относилась ни к тем, ни к другим, но такие взаимоотношения в классе сформировали у нее устойчивое неприятие школы.

– С учителем нам не повезло, она дама очень эмоциональная, все время кричит на детей, я уже и с ней разговаривала, и со школьным психологом, но мне говорят, что у нее такие методы, – добавляет Светлана. – Ребенок у нас чувствительный, я бы сказала мнительный, не может собраться, когда на него повышают голос. Из школы выходит нервный, дерганый какой-то. Ну и, конечно, влияние одноклассников часто бывает неприемлемым: постоянные драки, ненормативная лексика. Мне говорят, ребенку нужен социум, но это не социум, а стадо.

Конечно же, есть и положительные примеры того, как учитель смог сплотить детский коллектив, научить детей взаимодействию, а значит, уважению к себе и друг к другу. Но не всем детям так везет.

Тем не менее педагоги и психологи в массе своей продолжают настаивать на необходимости школьного обучения как инструмента социализации. Психологи разных направлений утверждают, видимо, по привычке, что без школы ребенок не сможет полноценно пройти все стадии взросления, при этом признавая существующие у школы проблемы. Например, Оксана Истратова называет современную школу затянувшимся неудачным социальным экспериментом.

Нужна ли такая социализация в ущерб физическому и психическому здоровью, в ущерб личностному развитию ребенка, каждый родитель решает сам. Главное, чтобы он об этом задумался. Г-жа Истратова признает, что ребенок может и должен социализироваться в первую очередь в семье, также это может происходить в спортивной секции, музыкальной школе, и т. п. Однако школьный класс является наиболее референтной группой относительно общества в целом, считает психолог.

В то же время примеров случаев, в которых переход на СО принес ребенку какой-либо вред, представители системы образования не приводят.

– Лично у меня есть только положительный опыт взаимодействия с ребятами, которые обучаются дома. Дети разного возраста вполне успешно усваивали школьную программу и сдавали промежуточную аттестацию, – говорит директор лицея №33 Татьяна Еретенко. – Родители по разным причинам решаются на семейное обучение. У кого-то это принципиальная позиция, у кого-то – семейные обстоятельства. Главное, чтобы родители справлялись, и ребенку было не хуже, чем в школе. Школа в свою очередь идет навстречу родителям, мы всегда готовы помочь консультациями, необходимой информацией и материалами.

– СО это решение семьи, – присоединяется к коллеге Татьяна Терновая. – Родители должны сами решать, ориентируясь на своего ребенка и свои ресурсы, как будет лучше для ребенка. На СО ребенок может много приобрести, но и много потерять. Способность к самообразованию очень важна, это то, что дает СО. Но ребенок теряет другое: возможности для социализации, обучение работе в коллективе и на общий результат, выработку лидерских качеств, умение отстоять свою точку зрения или умение подчиниться даже тогда, когда ты не согласен. С другой стороны, сейчас много профессий, для которых важнее самостоятельность и индивидуальность.

Прежде чем принять решение о СО, родители должны очень хорошо взвесить все за и против, просчитать ресурсы (интеллектуальные и финансовые), попытаться предвидеть результат. Конечно, это хороший вариант, если ребенок целенаправленно готовится по какой-то специальности в конкретный вуз высокого уровня.

Если говорить об оценках промежуточной аттестации, опыт показывает, что дети хорошо справляются. Тесное сотрудничество со школой позволяет вовремя обратить внимание на пробелы в образовании.

Необычное дело

Пока семейное образование не пользуется в России большой популярностью. По данным министерства образования Ростовской области на начало 2015-2016 учебного года в Таганроге всего 11 человек получают образование по семейной форме. Более оперативная информация от городского управления образования говорит о 14 учениках, еще несколько семей находятся в процессе перехода на СО. Всего по Ростовской области на СО находятся более 200 детей. Впрочем, всего два года назад детей, обучающихся дома не по причине слабого здоровья, в Таганроге было только трое. Так что интерес к СО растет даже в таком консервативном городе как наш.

Министр образования Ростовской области Лариса Балина сообщила Богудонии, что вопрос финансовой поддержки семей, в которых дети обучаются по семейной форме, отдан на рассмотрение регионам. Ростовская область пособий не выплачивает, вопрос о возможности установления компенсационных выплат таким семьям не рассматривается. Государство выделяет средства на обучение детей в общеобразовательных учреждениях, родители, решившись на СО, все затраты на образование берут на себя. Вместе с тем, подчеркивает г-жа Балина, аттестация по соответствующей программе проводится бесплатно. Экстерны пользуются всеми правами и возможностями обычных школьников (статья 42 федерального закона «Об образовании»), в том числе должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями.

– Финансовая сторона семейного образования сейчас никак не урегулирована, школа не получает денег за проведение аттестации, – говорит Татьяна Еретенко. – Но проблемой для школы это станет, если таких детей будет человек сто, а пока нагрузка небольшая.

Как остаться дома?

Нормативно-правовым актом, регулирующим семейное образование в России, является федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании», по которому общее образование может быть получено вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования.

Для перехода на семейную форму обучения достаточно прийти в городское управление образования и написать письмо с просьбой о содействии в переходе на СО для вашего ребенка. Затем нужно обратиться в выбранную школу с заявлением о прохождении промежуточной (1-4 классы, 5-8 классы, 10 класс) и государственной итоговой аттестации (9 и 11 классы). Поскольку среднее образование в нашей стране является обязательным, то и аттестации в специально аккредитованных учебных заведениях также обязательны.

По договору, заключаемому со школой, ребенок зачисляется в число ее учеников только на время прохождения аттестации в качестве экстерна, то есть, примерно на два месяца в конце учебного года (или полугодия, по выбору родителей), за которые проходят консультации и экзамены по всем предметам. Форма и содержание аттестационных работ предварительно оговариваются и соответствуют школьной программе.

24 сентября 2015

Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в .

Подписаться

Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в .

Комментарии

Сортировка комментариев: По дате По рейтингу
Анонимный Пользователь
Не правильно это! Дети и так сейчас испытывают дефицит общения. Коммуникабельность может выработаться только при находжении в обществе.
11:49:24  24 сентября 2015
Ответить
Анонимный Пользователь Анонимный Пользователь
Не правильно это! Дети и так сейчас испытывают дефицит общения. Коммуникабельность может выработаться только при находжении в обществе.
Какая коммуникабельность выработается в коллективе, где есть любимчики и лузеры? Причем это не рабочий коллектив, где по сути плевать на такое распределение. А коллектив самых жестоких существ на планете - детей.
7:52:43  25 сентября 2015
Ответить
Это где Вы у ребенка видели дефицит общения? Не смешите. Ребенок тем и отличается от взрослого, что ему свойственно интересоваться всем и у всех. В школе нередко вырабатывается агрессия и умение ставить в угол неугодных. Будь ты даже триста раз личность, но тебя затопчет толпа, если слишком выделяешься. Коммуникабельны чаще те, кто помимо учебы занимается в различных секциях и кружках, где дети собраны по интересами и способностям на небольшие аудитории, тянут всех.В школе это выражается в виде деления предметов на "любимые" и "все остальные".
14:30:28  24 сентября 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
Придет мальчик Саша лет 30 домой: - Мам, мам, на работе ребята плохие! Они мне не дают развиваться, обижают, матерятся еще! - Ой-ей-ей! Уходи с этой работы, мы с тобой вместе сядем и будем дома работать. Сильно утрировано, но у меня такая картина нарисовалась. Трудности человека закаляют. Но если их всегда избегать, с детства внушать ребенку какой он особенный, еще учиться должен отдельно от своих "глупых" сверстников вырастит нарцисс и инфантил.
14:52:52  24 сентября 2015
Ответить
Анонимный Пользователь Анонимный Пользователь
Придет мальчик Саша лет 30 домой: - Мам, мам, на работе ребята плохие! Они мне не дают развиваться, обижают, матерятся еще! - Ой-ей-ей! Уходи с этой работы, мы с тобой вместе сядем и будем дома работать. Сильно утрировано, но у меня такая картина нарисовалась. Трудности человека закаляют. Но если их всегда избегать, с детства внушать ребенку какой он особенный, еще учиться должен отдельно от своих "глупых" сверстников вырастит нарцисс и инфантил.
Видите ли, не всем дано работать в коллективах, где нет перспектив для развития, часты конфликты между сотрудниками и принята ненормативная лексика в качестве языка общения. У некоторых нет для этого необходимых природных способностей, которые, разумеется, для развитого и самостоятельного человека представляют огромную ценность.
15:04:14  24 сентября 2015
Ответить
Анонимный Пользователь Анонимный Пользователь
Видите ли, не всем дано работать в коллективах, где нет перспектив для развития, часты конфликты между сотрудниками и принята ненормативная лексика в качестве языка общения. У некоторых нет для этого необходимых природных способностей, которые, разумеется, для развитого и самостоятельного человека представляют огромную ценность.
Я не столько о перспективах работы как таковой хотел сказать. Больше о том, что может вырасти человек, который будет достаточно взрослым, но принимать решения самостоятельно не способен. При возникновении малейших житейских проблем будет прятаться под "мамину юбку", потому что его так с детства приучили.
15:36:16  24 сентября 2015
Ответить
Анонимный Пользователь Анонимный Пользователь
Я не столько о перспективах работы как таковой хотел сказать. Больше о том, что может вырасти человек, который будет достаточно взрослым, но принимать решения самостоятельно не способен. При возникновении малейших житейских проблем будет прятаться под "мамину юбку", потому что его так с детства приучили.
Таких и среди окончивших школу много, вряд ли школа может тут стать главным фактором. При описанном вами отношении ребенка все равно подвергнут гиперопеке и риску вырасти инфантильным. Спасти может только осознание этой проблемы и изменение подхода к воспитанию. С другой стороны, в подавляющем большинстве случае знание того, что ты в любой момент можешь сказать некому коллективу: "Да пошли вы!", развернуться и уйти, сильно облегчает процесс отстаивания своих интересов в этом коллективе.
17:42:39  24 сентября 2015
Ответить
Анонимный Пользователь Анонимный Пользователь
Я не столько о перспективах работы как таковой хотел сказать. Больше о том, что может вырасти человек, который будет достаточно взрослым, но принимать решения самостоятельно не способен. При возникновении малейших житейских проблем будет прятаться под "мамину юбку", потому что его так с детства приучили.
Три раза "Ха!". В моей школе, когда мальчику не дали аттестат с отличием после 9 класса (у него было около 10 четверок, аттестат такой давали за все пятерки), его маман пришла в школу давить на мозг учителям, чтобы он "пересдал" эти предметы и получил заветную "корочку". Напоминаю, 9 класс, многие уже сексом занимались, а некоторые и залетали. А мальчик в школу с мамой ходил.
7:56:16  25 сентября 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
Тут не хватает комментариев от людей уже взрослых и имевших опыт домашнего обучения. Что они скажут, помогло ли им это в жизни и благодарны ли они своим родителям? Поделюсь своим детским опытом. Я не ходил в детский садик, вместо этого ко мне мелкому приходила няня, она же и родители учили меня элементарной дошкольной программе. Я занимался усердно и знал немного больше одноклассников, когда пошел в 1 класс. Я был счастлив от этого? Вовсе нет, наоборот я завидовал детям, которые в ходили в садик! Я уже давно не ребенок, глупо прозвучит, но жалею до сих пор, что там не был. Родителей я даже упрекал за их сверхзаботу, не вслух, конечно, они же хотели как лучше. Школу не любил, но если бы предложили, не за что бы не перешел на домашнее обучение.
15:18:14  24 сентября 2015
Ответить
Мария Харитонова Анонимный Пользователь
Тут не хватает комментариев от людей уже взрослых и имевших опыт домашнего обучения. Что они скажут, помогло ли им это в жизни и благодарны ли они своим родителям? Поделюсь своим детским опытом. Я не ходил в детский садик, вместо этого ко мне мелкому приходила няня, она же и родители учили меня элементарной дошкольной программе. Я занимался усердно и знал немного больше одноклассников, когда пошел в 1 класс. Я был счастлив от этого? Вовсе нет, наоборот я завидовал детям, которые в ходили в садик! Я уже давно не ребенок, глупо прозвучит, но жалею до сих пор, что там не был. Родителей я даже упрекал за их сверхзаботу, не вслух, конечно, они же хотели как лучше. Школу не любил, но если бы предложили, не за что бы не перешел на домашнее обучение.
Во времена детства теперешних взрослых людей не было домашнего обучения, только для тяжело больных. Поэтому и нет комментариев. А садик со школой сравнивать нельзя.
17:43:31  24 сентября 2015
Ответить
Школа как советская, так и постсоветская, гнилое и лицемерное учреждение. Так что вполне могу понять родителей, которые не хотят чтобы их дети варились в этом котле. Сравнение школы с офисом некорректно, и взрослый человек имеет право выбрать работу не в коллективе, а ребенок - нет.
15:41:43  24 сентября 2015
Ответить
Я не ходила в садик, читать меня научила мама. Итого в первом классе я читала лучше и считала всех и мне прекрасно хватала соседских ребят-девчат для общения. У меня было достаточно предшкольного обучения и при этом никто мне не мешал носиться и гулять с другими детьми. Все недовольны школой. Ок. Где родители? Почему они горазды возмущаться, а ряд даже хабалить, но никак не спокойно помогать ребенку? Не надо все валить в одну кучу. Школа - продукт человеческой деятельности.
17:30:51  24 сентября 2015
Ответить
Татьяна Зайцева Александра Чебуракова
Я не ходила в садик, читать меня научила мама. Итого в первом классе я читала лучше и считала всех и мне прекрасно хватала соседских ребят-девчат для общения. У меня было достаточно предшкольного обучения и при этом никто мне не мешал носиться и гулять с другими детьми. Все недовольны школой. Ок. Где родители? Почему они горазды возмущаться, а ряд даже хабалить, но никак не спокойно помогать ребенку? Не надо все валить в одну кучу. Школа - продукт человеческой деятельности.
Александра. Родители - работают. И не мешают работать учителям, за что те - напомню - получают заработную плату.
17:37:53  24 сентября 2015
Ответить
Анонимный Пользователь Татьяна Зайцева
Александра. Родители - работают. И не мешают работать учителям, за что те - напомню - получают заработную плату.
Может быть учителя начнут усерднее работать, если дети будут поголовно уходить на семейное обучение по конкретному предмету, от конкретного преподавателя. Альтернатива-то есть оказывается.
20:25:01  24 сентября 2015
Ответить
Татьяна Зайцева Анонимный Пользователь
Может быть учителя начнут усерднее работать, если дети будут поголовно уходить на семейное обучение по конкретному предмету, от конкретного преподавателя. Альтернатива-то есть оказывается.
Может быть. А может и нет. У нас в институте преподавала женщина с явным психическим заболеванием - и никто не мог ее уволить. Кидали ежегодно из группы в группу - студенты все стерпят.
23:01:12  24 сентября 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
Главных плюсов домашнего обучения два. 1. Возможность изучать нужные выбранные предметы, а не всё подряд, а также материал, которого не дают сегодня в школе, выбор учителя по каждому предмету самому и под свои требования. 2. Оградить от матов, пошлятины и тд, что сегодня с первого класса, хотя бы до 10-12лет, чтоб детская психика имела хоть какой-то шанс с этим справиться. Минуса главных тоже два. 1. Недостаток общения и приобретение нужных навыков и опыта. 2. Имение средств на долголетний проэкт. Если при домашнем обучении изучать туже или близкую программу и теже предметы, которую(ые) проходят в школе, считаю это полный бред. Чтоб изучать одно, а сдавать в школе что требуют, как и с энНного класса посещать школу только для общения со сверстниками, но обучаясь дома, для этого снова нужны доп.средства, это мало кому по карману и пониманию. Вывод: это дорого, но дёшево это быть не может, альтернативы нет, государству нужно быдло, сегодня всё для этого создано, машина работает давно в нужном направлении.
22:04:47  25 сентября 2015
Ответить
Оставьте свой комментарий
Вы вошли как

Все ваши сообщения, до публикации, будут проверены модератором

НЕДАВНО В РАЗДЕЛЕ