Татьяна Глушак рассуждает о плюсах и минусах раздельного обучения

Мальчики налево, девочки направо

Детей иметь модно. Модно иметь несколько детей и всесторонне их развивать. Обязательно с помощью новейших методик, научно обоснованных, ломающих замшелые стереотипы. Так, замшелым стереотипом некоторыми авторами признается и наша старая добрая классно-урочная система с совместным пребыванием на уроках мальчиков и девочек. Искать ли своим детям школу с раздельным обучением, если желаешь им добра? Или добру научит именно общение полов?

Недавно у меня развернулась совершенно потрясающая дискуссия в фейсбуке. Одна замужняя дама доказывала, что женщины в наше время «не так» любят мужчин, потому что учатся в одной школе с будущими избранниками. Даже ссылалась на труды некоего ученого – доктора наук В. Ф. Базарного, оказавшегося почему-то изначально не педагогом, а офтальмологом.

Вспоминая свой собственный школьный опыт, я, пожалуй, согласилась бы учиться только с девочками: ведь на переменах, если надо было перейти из одного здания в другое зимой, мы обязательно получали порцию снега за белый накрахмаленный воротничок. Мальчики играли в «Ледовое побоище» (шли «свиньей» на девочек по широкому коридору), «мылили» снегом, задирали юбки и били учебниками по голове. О нет, не подумайте плохого, у нас была образцово-показательная школа – в этом я убедилась, когда попала на педпрактику и когда слушала рассказы мужа о том, как жилось-обучалось девочкам в его школе.

Современный гендерно-чувствительный мир часто заводит разговор, как правильно учиться – вместе или раздельно. Началась эта эпопея еще в 90-е, когда зародился современный детоцентризм и люди решили, что если в Британии некто платит многие тысячи фунтов за интернаты с раздельным обучением, то в Таганроге это тоже жизненно необходимо. Я не шучу. В 90-е в местном пединституте избранными студентами каждый год защищался проект «Авторские школы». Проекты были, строго говоря, не совсем авторскими, а копировались с уже существующих (Шаталова с его опорными конспектами, Щетинина с его трудовым интернатом на Кубани и других), но это было не важно. Гарантированно успешными при защите были именно школы для девочек: авторы учреждения знали, что второе или даже первое место в конкурсе проектов им обеспечено. Так что идея «мальчикам и девочкам никак нельзя видеть друг друга в школе» пришла в общество не сегодня и не вчера.

Говорить о совместном обучении, как о явлении устаревшем и ретроградном, хоть и модно, но некорректно. Исторически дети в России и мире всегда обучались отдельно (если вести речь о более-менее серьезных образовательных учреждениях, крестьянские школы не имели возможностей разделить учеников). В Таганроге мальчики ходили в мужскую гимназию, которая сейчас является Литературным музеем, а девочки – в женскую (ныне Мариинская гимназия, бывшая средняя школа №15). В обучении девочек внимание уделялось преимущественно гуманитарным наукам, а в обучении мальчиков – точным. Первых готовили вести дом и стряпать для семьи, вторых – жить полноценной жизнью. После революции эксперимент повторился всего однажды и длился с 1943 по 1954 год.

Кстати, интересен и момент, почему в 1954 году женские и мужские классы слили вместе. Исчерпывающе пишет на эту тему социолог, антрополог и сексолог Игорь Кон:
«…в атмосфере однополой школы всегда чего-то недоставало, она казалась неполной. В мужских школах, даже в нашем интеллигентном Куйбышевском районе, стояли мат и табачный дым, а женские школы некоторые директрисы превращали в пародию на институт благородных девиц. Без девочек в мужских и без мальчиков в женских школах многие воспитательные мероприятия проходили скучно... Чтобы расширить сферу общения девочек и мальчиков, мы придумывали для них общие интеллектуальные мероприятия, но это не всегда получалось. Самая тяжелая атмосфера была в тех женских школах, директрисы которых мальчиков не любили и боялись. Вообще-то бояться было чего: некоторые мальчишки вели себя в женской школе, как на завоеванной территории. Попытка превратить девичью школу в женский монастырь, как правило, заканчивалась тем, что возникал опасный тихий омут. Именно в таких школах чаще всего обнаруживались беременные пятиклассницы и происходили прочие ЧП. В мужских школах были свои неканонические развлечения...».

К счастью или к несчастью, Министерство образования прислушалось к просьбам трудящихся, и с тех пор оба пола учатся вместе. Советская власть решила, что полноценная жизнь женщинам все же нужна. Так что совместное пребывание на уроках мальчиков и девочек было для XX века скорее новаторством, а не наоборот.

раздельное обучение

На иллюстрации – кадр из фильма «Джен Эйр». Девочки из бедных семей обучаются в Ловудской школе-приюте.

Объективно рассуждать в 2015 году о том, какое образование лучше и полезнее для ребенка, по-прежнему сложно. Если не делать эмоциональных выводов, а опираться на факты. Они таковы: и в России, и за ее пределами школы с разделением учеников по половому признаку имеют особый статус и особые программы, и говорить о «серьезных исследованиях», на которых базируется их существование – не совсем корректно. Частично они существуют в качестве педагогического эксперимента, частично – по личной инициативе основателей. Иногда это просто военные и околовоенные училища (как, например, единственная «школа для мальчиков» на окраине Таганрога – Неклиновская летная школа). Раздельно обучающиеся ученики имеют иные результаты, чем ученики в смешанных классах, поскольку ВСЕГДА обучаются совершенно иначе, по иной программе. И да, кстати, часто разделяют по половому признаку именно в школах-интернатах (что неудивительно – после отбоя подростков удержать от более близких знакомств друг с другом практически невозможно).

Возникает вопрос: кому на самом деле нужна система раздельного образования, с ее недоказанной эффективностью? Ведь зачем-то же ее внедряют в Москве в ряде гимназий и других крупных городах? На этот вопрос отвечает бывший офтальмолог, а ныне педагог-новатор Владимир Базарный (лексика и орфография в цитатах – авторские): «Давно доказано, что девочки на 2-3 года старше мальчиков-сверстников генетически и духовно… Трагедия – с первого класса. Мы, с помощью своих исследований, это доказали. Мальчик никогда не примирится, что девочка сильнее его и умнее. У него начинаются страшные патопсихические комплексы. Комплексы неполноценности… У всех маньяков, которые мстят обществу, комплексы неполноценности по мужской линии. Это истина, а все остальное – демагогия, не имеющая никакой научной основы». Иначе говоря, изоляция полов друг от друга нужна, чтобы мальчики, когда вырастут, не отомстили с ножом в руке за свои двойки бывшим одноклассницам-отличницам.

Далее высказывается отношение к школьной форме: «Положительно. Особенно к форме, которая подчеркивает женское начало: скромность, нежность, целомудрие. Это с позиций этики. Если брать чисто медицинскую сторону, то я утверждаю, что если девочка растет в джинсах, то ее тазовый остов останется зажато-недоразвитым. Будут разрушены детородные функции… Поэтому наши девочки должны быть в свободных юбочках – опрятны, красивы. Мальчики так же должны иметь свою форму. Такую, чтобы подчеркивала мужскую подтянутость, стать. Форма организует и дисциплинирует. К сожалению, мы это недооцениваем... Девочки в мужской одежде, смешаны с мальчиками. Они быстрее усваивают мальчишеские черты, становятся неуправляемыми, начинают курить, хулиганить. И по количеству преступлений девочки уже догоняют мальчиков».

Именно на научные труды офтальмолога-педагога Базарного ссылалась моя визави из первого абзаца. Обязательно ознакомьтесь с ними на сайте автора, там столько чудесного. Не так много, как у бывшего венеролога и автора псевдоведических сектантских текстов Торсунова, но тоже достаточно. Очень жаль, что особых методик и технологий обучения на сайте господина Базарного находится на несколько порядков меньше, чем рассуждений о «спасем Рассею-матушку» и поисков способов, как еще уцеломудрить девочек. Возможно, я не там искала.

Да и в целом у авторов методик раздельного обучения с педагогической наукой, как правило, дела идут неладно. Самые теоретизирующие ссылаются на аксиому, что у девочек лучше развито правое полушарие, а у мальчиков – левое. Этим вся наукообразность и ограничивается. Никому по сути не интересно ОБУЧАТЬ. Все подводят под собственные представления о девичьем целомудрии и мальчишеской обидчивости целые педагогические системы и – что немаловажно! – агитируют за эти системы доверчивых родителей.

Интересно, что в 40-х и 50-х проект с раздельным обучением прикрыли именно из-за неуправляемости мужских классов. А через 50 с лишним лет вовсю проповедуются идеи «девочки с детства должны знать свое место и только они виноваты, что мальчики вырастают маньяками». Я не берусь утверждать обратное, не мне это делать, ведь я же не проводила «авторитетные научные исследования». Возможно, наши девчачьи медали годам к пятидесяти дадут кровавые всходы, и наши уже старенькие одноклассники побегут резать народ. Хочется сказать им спасибо, что их влияние на нас ограничилось снежками и рассказами, кто жирная, а кто нет. Бывает намного хуже.

P.S. До сих пор так и не раскрыт главный «секрет»: почему дети, обучавшиеся раздельно, показывают лучшие результаты по большинству предметов, чем их ровесники в обычных школах? Но секрета здесь нет. Речь всегда об элитных школах, если вы заметили. В элитные школы не берут хулиганов и нарушителей «с раёна», на усмирение которых тратится пол-урока. А если кто-то из учеников презирает порядок, то их быстро ставят на место или просто выгоняют. Это, по меткому выражению господина Базарного, истина, а все остальное – демагогия, не имеющая научной основы.

иллюстрации:
Группа английских школьников в противогазах (1941)
Кадр из фильма «Джен Эйр» (2006)

28 июля 2015

Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в .

Подписаться

Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в .

Комментарии

Сортировка комментариев: По дате По рейтингу
доктор наук В. Ф. Базарный, оказавшийся почему-то изначально не педагогом, а офтальмологом (с) о, еще один. Почему у нас офтальмологи и гинекологи не занимаются тем, чем положено по профессии, а несут бобро в массы? То проповедуют раздельное обучение, то веды переводят.
18:38:48  28 июля 2015
Ответить
Анонимный Пользователь Мария Харитонова
доктор наук В. Ф. Базарный, оказавшийся почему-то изначально не педагогом, а офтальмологом (с) о, еще один. Почему у нас офтальмологи и гинекологи не занимаются тем, чем положено по профессии, а несут бобро в массы? То проповедуют раздельное обучение, то веды переводят.
А чего сразу - Веды переводят? Он еще и людей лечит. Прикладыванием к болячкам веточек. И камушков.
18:40:37  28 июля 2015
Ответить
Татьяна Зайцева Мария Харитонова
доктор наук В. Ф. Базарный, оказавшийся почему-то изначально не педагогом, а офтальмологом (с) о, еще один. Почему у нас офтальмологи и гинекологи не занимаются тем, чем положено по профессии, а несут бобро в массы? То проповедуют раздельное обучение, то веды переводят.
Торсунов - доктор не по женским писькам онли, а по всехним больным. Венеролог он. А черт его знает, почему докторов несет в философию. Возможно, массовые операции что-то переворачивают в их сознании, и они несут людям свет в конце...
18:47:54  28 июля 2015
Ответить
Мария Харитонова Татьяна Зайцева
Торсунов - доктор не по женским писькам онли, а по всехним больным. Венеролог он. А черт его знает, почему докторов несет в философию. Возможно, массовые операции что-то переворачивают в их сознании, и они несут людям свет в конце...
А между тем, в районных поликлиниках Таганрога запись к офтальмологу за месяц вперед! Не знаю, к счастью, как обстоят дела с венерологами...
19:33:25  28 июля 2015
Ответить
Анонимный Пользователь Мария Харитонова
доктор наук В. Ф. Базарный, оказавшийся почему-то изначально не педагогом, а офтальмологом (с) о, еще один. Почему у нас офтальмологи и гинекологи не занимаются тем, чем положено по профессии, а несут бобро в массы? То проповедуют раздельное обучение, то веды переводят.
Педоеды-юбочники такие педоеды. Извините.
19:07:55  28 июля 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
Философ - очередной педоед-юбочник. Увы.
19:07:09  28 июля 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
Эх. была у меня такая возможность проучиться в женском коллективе целых шесть лет. Это была конечно не школа, это был университет, но таки я был один и рядом со мной было около 33 девушек. Когда поступал я такого конечно не предполагал, но получилось как получилось. Так за эти шесть лет у меня была возможность находиться в женском коллективе и наблюдать то, как они себя ведут, то что они говорят, то как они относятся к своим парням и что говорят о них в их отсутствие. Вобщем изучил я их от и до. И я вам скажу что это террариум или даже хуже. В мужском коллективе обычно не бывает такого что происходит там. Конечно в мужском коллективе бывает иерархия, но лох как правило один, да и то не всегда он есть. Бывают вполне дружеские отношения. Тут же все делятся на группки по два три человека и поливают грязью всех остальных по различным причинам. Не так одеваются, не так красят ногди, не с теми парнями гуляют ну вобщем все что угодно может быть. Но в остальное время все друг другу улыбались" Мне удавалось дружить со всеми и поэтому мог слушать про всех и запоминать, что большинству девушек доверять нельзя. Если они говорили о парнях, то всегда в разговоре всплывало, на какой машине он ездит и кто его папа или мама, и где он работает. Разговоры об этом из общего времени обсуждения занимали больше всего времени и создавалось ощущение, что все остальное конечно важно, но простить можно. Так же обсуждали еще внешность, но это шло во вторую очередь. На доброту, порядочность, и так далее практиччески всем было пофигу. Не все конечно так говорили, но большинство. И эти разговоры усугублялись еще тем, что в женской среде если какая нибудь девушка на фоне этого скажет "ой а я люблю веселых и добрых" то она может стать сама объектом для обсуждений и по этому я видел как меняются многие девушки под влиянием коллектива. ТАк это я к чему. Я не представляю, что будет твориться в женских коллективах если их обучать отдельно. Это раньше девушкам могли прививать хозяйственность и скромность. А сейчас разве преподаватели для них авторитеты? В современном мире так скорее какие нибудь феминистические кружки или "стервятники " будут образовываться , чем то что предполагалось получить в итоге. Что касаемо мужских коллективов то тут я конечно не вижу таких проблем, но все же с девушками тоже иногда общаться надо.
21:43:25  28 июля 2015
Ответить
Татьяна Зайцева Анонимный Пользователь
Эх. была у меня такая возможность проучиться в женском коллективе целых шесть лет. Это была конечно не школа, это был университет, но таки я был один и рядом со мной было около 33 девушек. Когда поступал я такого конечно не предполагал, но получилось как получилось. Так за эти шесть лет у меня была возможность находиться в женском коллективе и наблюдать то, как они себя ведут, то что они говорят, то как они относятся к своим парням и что говорят о них в их отсутствие. Вобщем изучил я их от и до. И я вам скажу что это террариум или даже хуже. В мужском коллективе обычно не бывает такого что происходит там. Конечно в мужском коллективе бывает иерархия, но лох как правило один, да и то не всегда он есть. Бывают вполне дружеские отношения. Тут же все делятся на группки по два три человека и поливают грязью всех остальных по различным причинам. Не так одеваются, не так красят ногди, не с теми парнями гуляют ну вобщем все что угодно может быть. Но в остальное время все друг другу улыбались" Мне удавалось дружить со всеми и поэтому мог слушать про всех и запоминать, что большинству девушек доверять нельзя. Если они говорили о парнях, то всегда в разговоре всплывало, на какой машине он ездит и кто его папа или мама, и где он работает. Разговоры об этом из общего времени обсуждения занимали больше всего времени и создавалось ощущение, что все остальное конечно важно, но простить можно. Так же обсуждали еще внешность, но это шло во вторую очередь. На доброту, порядочность, и так далее практиччески всем было пофигу. Не все конечно так говорили, но большинство. И эти разговоры усугублялись еще тем, что в женской среде если какая нибудь девушка на фоне этого скажет "ой а я люблю веселых и добрых" то она может стать сама объектом для обсуждений и по этому я видел как меняются многие девушки под влиянием коллектива. ТАк это я к чему. Я не представляю, что будет твориться в женских коллективах если их обучать отдельно. Это раньше девушкам могли прививать хозяйственность и скромность. А сейчас разве преподаватели для них авторитеты? В современном мире так скорее какие нибудь феминистические кружки или "стервятники " будут образовываться , чем то что предполагалось получить в итоге. Что касаемо мужских коллективов то тут я конечно не вижу таких проблем, но все же с девушками тоже иногда общаться надо.
Вот же гадкие женщины. С мужчинами - учатся курить и ругаться матом. Сами - организуют феминистические кружки. Никакого тебе борща и глаз долу. Может, организуете свою педагогическую систему тоже? Научите уже женщин уму-разуму.
0:10:59  29 июля 2015
Ответить
Анонимный Пользователь Татьяна Зайцева
Вот же гадкие женщины. С мужчинами - учатся курить и ругаться матом. Сами - организуют феминистические кружки. Никакого тебе борща и глаз долу. Может, организуете свою педагогическую систему тоже? Научите уже женщин уму-разуму.
Ну хорошо. Возможно про феминистические кружки это уже мои личные домыслы, но в остальном где я не прав? Уж вы как женщина лучше меня должны знать, какие отношения в женских коллективах между друг другом.
9:52:52  29 июля 2015
Ответить
Татьяна Зайцева Анонимный Пользователь
Ну хорошо. Возможно про феминистические кружки это уже мои личные домыслы, но в остальном где я не прав? Уж вы как женщина лучше меня должны знать, какие отношения в женских коллективах между друг другом.
Разные. Я училась в женском коллективе и умудрялась не знать, какие там отношения. И работала несколько раз в женских коллективах. Там, где коллектив РАБОТАЕТ - там отношениям нет места. А там, где не работает, там, конечно, дааа. Но градус сплетен у бездельных мужчин на несколько порядков выше, чем у бездельных женщин.
13:36:08  29 июля 2015
Ответить
Мария Харитонова Анонимный Пользователь
Эх. была у меня такая возможность проучиться в женском коллективе целых шесть лет. Это была конечно не школа, это был университет, но таки я был один и рядом со мной было около 33 девушек. Когда поступал я такого конечно не предполагал, но получилось как получилось. Так за эти шесть лет у меня была возможность находиться в женском коллективе и наблюдать то, как они себя ведут, то что они говорят, то как они относятся к своим парням и что говорят о них в их отсутствие. Вобщем изучил я их от и до. И я вам скажу что это террариум или даже хуже. В мужском коллективе обычно не бывает такого что происходит там. Конечно в мужском коллективе бывает иерархия, но лох как правило один, да и то не всегда он есть. Бывают вполне дружеские отношения. Тут же все делятся на группки по два три человека и поливают грязью всех остальных по различным причинам. Не так одеваются, не так красят ногди, не с теми парнями гуляют ну вобщем все что угодно может быть. Но в остальное время все друг другу улыбались" Мне удавалось дружить со всеми и поэтому мог слушать про всех и запоминать, что большинству девушек доверять нельзя. Если они говорили о парнях, то всегда в разговоре всплывало, на какой машине он ездит и кто его папа или мама, и где он работает. Разговоры об этом из общего времени обсуждения занимали больше всего времени и создавалось ощущение, что все остальное конечно важно, но простить можно. Так же обсуждали еще внешность, но это шло во вторую очередь. На доброту, порядочность, и так далее практиччески всем было пофигу. Не все конечно так говорили, но большинство. И эти разговоры усугублялись еще тем, что в женской среде если какая нибудь девушка на фоне этого скажет "ой а я люблю веселых и добрых" то она может стать сама объектом для обсуждений и по этому я видел как меняются многие девушки под влиянием коллектива. ТАк это я к чему. Я не представляю, что будет твориться в женских коллективах если их обучать отдельно. Это раньше девушкам могли прививать хозяйственность и скромность. А сейчас разве преподаватели для них авторитеты? В современном мире так скорее какие нибудь феминистические кружки или "стервятники " будут образовываться , чем то что предполагалось получить в итоге. Что касаемо мужских коллективов то тут я конечно не вижу таких проблем, но все же с девушками тоже иногда общаться надо.
О, а это наш знаменитый аноним - женоненавистник! Наверное, гуглит статьи со словом "женщина" и набигает в каменты. Мстит за 6 лет обучения в женском коллективе, хахаха.
8:38:43  29 июля 2015
Ответить
Анонимный Пользователь Мария Харитонова
О, а это наш знаменитый аноним - женоненавистник! Наверное, гуглит статьи со словом "женщина" и набигает в каменты. Мстит за 6 лет обучения в женском коллективе, хахаха.
Как приятно когда узнают) Ну причем тут месть. Месть в этом случае по другому выглядит. А тут просто рассказываю свои наблюдения ни разу не преувеличив. Все как есть. И между прочим практически со всеми в этом коллективе и меня были и продолжаются очень хорошие отношения, не смотря на то, что они знают, о том что думаю о всей этой ситуации) Все дело в дипломатии.
9:44:25  29 июля 2015
Ответить
Анонимный Пользователь Анонимный Пользователь
Эх. была у меня такая возможность проучиться в женском коллективе целых шесть лет. Это была конечно не школа, это был университет, но таки я был один и рядом со мной было около 33 девушек. Когда поступал я такого конечно не предполагал, но получилось как получилось. Так за эти шесть лет у меня была возможность находиться в женском коллективе и наблюдать то, как они себя ведут, то что они говорят, то как они относятся к своим парням и что говорят о них в их отсутствие. Вобщем изучил я их от и до. И я вам скажу что это террариум или даже хуже. В мужском коллективе обычно не бывает такого что происходит там. Конечно в мужском коллективе бывает иерархия, но лох как правило один, да и то не всегда он есть. Бывают вполне дружеские отношения. Тут же все делятся на группки по два три человека и поливают грязью всех остальных по различным причинам. Не так одеваются, не так красят ногди, не с теми парнями гуляют ну вобщем все что угодно может быть. Но в остальное время все друг другу улыбались" Мне удавалось дружить со всеми и поэтому мог слушать про всех и запоминать, что большинству девушек доверять нельзя. Если они говорили о парнях, то всегда в разговоре всплывало, на какой машине он ездит и кто его папа или мама, и где он работает. Разговоры об этом из общего времени обсуждения занимали больше всего времени и создавалось ощущение, что все остальное конечно важно, но простить можно. Так же обсуждали еще внешность, но это шло во вторую очередь. На доброту, порядочность, и так далее практиччески всем было пофигу. Не все конечно так говорили, но большинство. И эти разговоры усугублялись еще тем, что в женской среде если какая нибудь девушка на фоне этого скажет "ой а я люблю веселых и добрых" то она может стать сама объектом для обсуждений и по этому я видел как меняются многие девушки под влиянием коллектива. ТАк это я к чему. Я не представляю, что будет твориться в женских коллективах если их обучать отдельно. Это раньше девушкам могли прививать хозяйственность и скромность. А сейчас разве преподаватели для них авторитеты? В современном мире так скорее какие нибудь феминистические кружки или "стервятники " будут образовываться , чем то что предполагалось получить в итоге. Что касаемо мужских коллективов то тут я конечно не вижу таких проблем, но все же с девушками тоже иногда общаться надо.
Это ж надо, как одногруппницы обидели, до сих пор никак не отпустит.
9:14:58  29 июля 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
А вот и изобиженные мальчики подвалили.
23:17:08  28 июля 2015
Ответить
Ни я, ни она не знали тогда, что в мужской школе существуют свои правила, не думали-не гадали, что множество мальчишек, оказавшись вместе, соединяются между собой совсем на иных основаниях — эта масса становится крепче, потому что в ней нет неустойчивых девчачьих вкраплений. Структура оказывается похожей на монолит, а невидимые миру внутренние законы напоминают едва ли не масонский кодекс. Многих легко подчинить немногим, и рядом с муштрой внешней — одинаковая причёска, одинаковая форма, одни и те же требования к знаниям, общие для всех правила поведения, которые висят в школьном фойе, возникает муштра внутренняя, следование правилам неписаным, преступить которые во много раз опаснее, нежели правила писаные. И выходило человек воспитывался несвободным с самого детства. Правила, конечно, должны существовать, особенно когда тебя учат правописанию или алгебре. Но жить по правилам, придуманным взрослыми на все случаи жизни, а там, где эти законы кончаются, жить по правилам тайным, от взрослых скрываемым, а оттого и более жестоким, почти немыслимо. Человек вырастает трусливым, оглядчивым, боящимся проговориться, признаться, лишний раз засмеяться. И ведь потом, став взрослым, человек отнюдь не становится свободным. Теперь он следует правилам коллектива, который, в отличие от мальчишеских, часто глупых, выдуманных, прислуживающих самым наглым и горластым, не скрывает, а бесконечно подавляет всякую особенность. Мы будто клятвенно согласились всей страной каждому, кто высовывается, каждому, кто умнее, изо всех сил лупить по кумполу. И лучше, если это делается с самого раннего детства.(с) Альберт Лиханов, "Мужская школа".
11:35:07  29 июля 2015
Ответить
Yuri Timoshenkov Мария Харитонова
Ни я, ни она не знали тогда, что в мужской школе существуют свои правила, не думали-не гадали, что множество мальчишек, оказавшись вместе, соединяются между собой совсем на иных основаниях — эта масса становится крепче, потому что в ней нет неустойчивых девчачьих вкраплений. Структура оказывается похожей на монолит, а невидимые миру внутренние законы напоминают едва ли не масонский кодекс. Многих легко подчинить немногим, и рядом с муштрой внешней — одинаковая причёска, одинаковая форма, одни и те же требования к знаниям, общие для всех правила поведения, которые висят в школьном фойе, возникает муштра внутренняя, следование правилам неписаным, преступить которые во много раз опаснее, нежели правила писаные. И выходило человек воспитывался несвободным с самого детства. Правила, конечно, должны существовать, особенно когда тебя учат правописанию или алгебре. Но жить по правилам, придуманным взрослыми на все случаи жизни, а там, где эти законы кончаются, жить по правилам тайным, от взрослых скрываемым, а оттого и более жестоким, почти немыслимо. Человек вырастает трусливым, оглядчивым, боящимся проговориться, признаться, лишний раз засмеяться. И ведь потом, став взрослым, человек отнюдь не становится свободным. Теперь он следует правилам коллектива, который, в отличие от мальчишеских, часто глупых, выдуманных, прислуживающих самым наглым и горластым, не скрывает, а бесконечно подавляет всякую особенность. Мы будто клятвенно согласились всей страной каждому, кто высовывается, каждому, кто умнее, изо всех сил лупить по кумполу. И лучше, если это делается с самого раннего детства.(с) Альберт Лиханов, "Мужская школа".
Отличная цитата.
13:28:50  29 июля 2015
Ответить
Отличная цитата.
Да вся книга прекрасна. Я ее прочитала в 15 лет, когда еще свежи были воспоминания о школе, получила море впечатлений.
13:34:00  29 июля 2015
Ответить
Вот еще оттуда же: "И вдруг я будто ослеп. Я даже ничего не понял поначалу, а в следующую секунду попробовал сорвать что-то чёрное, накинутое мне на голову. Ничего не получилось. Меня били. Нет, не по-детски били, а всерьёз. Лупили ботинками в поддых — и я сразу согнулся. Били кулаками по голове, стараясь побольнее заехать в лицо, попадали по ушам, и звон стоял страшный. Я слышал топот многих ног, пыхтенье, но ни одного слова — ведь нападающих можно определить по голосу. Этот топот был похож на дьявольский перепляс — в его беспорядочности слышалась своя безумная мелодия, торопливый перестук, паузы, означающие подскок и удар, обгоняющие, достигающие друг друга, отступающие и вновь повторяемые. Я пытался прикрыть руками лицо, и множество ударов пришлось по пальцам. Кто-то толкнул меня, я шарахнулся, ничего не видя, и, похоже, оказался в центре крута. Удары участились вначале нападавшие били по очереди, а теперь все сразу. Это было ужасно, но я почему-то терпеливо молчал. Меня лупили по животу, спине, голове, изредка доставалось и ногам но всё-таки изредка. Я чувствовал ещё немного, и рухну. Но я бы не упал, если бы кто-то не толкнул меня, а кто-то другой не поставил подножки. Я свалился, и тут же чей-то голос завопил: — Атас!" Вот вам и "нет проблем в мужских коллективах" (с) аноним-женоненавистник. Наверное, попади он в такой коллектив, ему бы не поздоровилось.
13:37:30  29 июля 2015
Ответить
Я за раздельное обучение. Будет уважительное отношение друг к другу.
16:05:49  29 июля 2015
Ответить
Мария Харитонова Irina Gogberashvili
Я за раздельное обучение. Будет уважительное отношение друг к другу.
А что, по-вашему. сейчас мешает уважительному отношению?
16:35:40  29 июля 2015
Ответить
Татьяна Зайцева Мария Харитонова
А что, по-вашему. сейчас мешает уважительному отношению?
Снежки и задирание юбок, я полагаю)) Но они с возрастом не перестают это делать, только делают иначе.
17:19:52  29 июля 2015
Ответить
Мария Харитонова Татьяна Зайцева
Снежки и задирание юбок, я полагаю)) Но они с возрастом не перестают это делать, только делают иначе.
Да нет, снежки и задирание юбок это уже следствие, а где причина?
18:33:44  29 июля 2015
Ответить
Оставьте свой комментарий
Вы вошли как

Все ваши сообщения, до публикации, будут проверены модератором

НЕДАВНО В РАЗДЕЛЕ