Люди
Вернуться в разделЯ – управленец
Можно ли назвать современные таганрогские медиа бизнесом – или это просто своего рода забава для того, кто вкладывает деньги?
И да, и нет. По большей части в Таганроге люди пытаются заработать на средствах массовой информации по незнанию. Особенно бывшие сотрудники СМИ этим страдают. Поработают в газете или на телеканале и их посещает мысль: «О! Я наверное могу сделать лучше!». Но я не видел за все время удачных проектов, которые бы существовали больше года.
Однако мне нравится, если вдруг открываются новые СМИ. Я нормально воспринимаю ситуацию, когда появляются конкуренты. Но часто вижу, что многие проекты создаются для решения каких-то временных задач, а люди, их делающие, видят перед собой лишь одну цель: освоить выделенные деньги, а дальше хоть трава не расти.
Что касается нас, то мы всегда готовы поддержать интересные проекты на взаимовыгодных условиях – но только если они рассчитаны на перспективу, а не сиюминутную выгоду.
А как вы пришли в этот бизнес?
Занимался радиоспортом, у меня три высших образования, из них два технических. То есть антенны, фидеры, вся подобная техника всегда была интересна. Работая в НИИ связи, познакомился с Сергеем Ивановичем Шило. Потом, когда он стал главой администрации, позвал меня и говорит:
– Ты же умеешь разгребать завалы. Есть городской канал, но нет частот, работают они полулегально, документы не оформлены и вообще ничего не понятно.
Я вошел в состав учредителей, занялся оформлением документов, разрешениями и другими подобными вопросами. А в 1996 году стал директором.
Вы сказали, что инициатива исходила от покойного Шило. То есть уже в те далекие времена администрация была заинтересована в том, чтобы иметь свое СМИ.
Администрация была в учредителях этого на тот момент мертворожденного дитя. Я тогда занимался другим бизнесом, и Сергей Иванович верил, что своими финансами и организационными способностями смогу это дитя оживить.
Считается, что ваш холдинг, скажем так, приближен к администрации. Не будем говорить, хорошо это или плохо. Интересно другое – мешает это работе или наоборот?
Такое мнение есть. Оно сложилось оттого, что администрация является соучредителем нашей основной «рабочей лошадки» – 5-го телеканала. Так же как и в «Таганрогской правде», кстати говоря.
Да, скажу честно, приходилось искать компромисс. Но это было при тех мэрах, которые работали с прессой. В нынешней ситуации этот фактор никак не влияет. Простейший пример. На мой взгляд таганрогские дороги по сравнению с ростовскими это небо и земля, наши на порядок лучше. Но они об этом молчат, вспоминают только когда приезжает администрация области или блогеры клевать начинают.
Получается, что администрация не занимается пропагандой в хорошем смысле этого слова?
Даже не знаю. Я считал, что пресс-служба Федянина не работала, а теперь выясняется, что это были золотые времена.
В свое время в Таганроге телеканалы открывались один за другим. Если память не изменяет, то работало 6 телеканалов, одна газета – и ни одной радиостанции. Почему так?
Да я сам не пойму. В тот момент быстро развивался, как я уже сказал, 21-й канал и все, видимо, подумали, что можно быстро заработать много денег. Только вот документы правильно оформлять никто не хотел.
Спустя много лет появились и радиостанции, и газеты, и журналы. Это не говоря уже об интернете. А телевидение развивается? Или оно теряет аудиторию?
Ничего не стоит на месте, все меняется – и достаточно быстро. И газеты, и прочие СМИ. Если же говорить о телевидении, то за последнее время оно заметно поменяло и форму, и контент, стало более интерактивным. Вообще, имеются очень интересные перспективы.
Вы говорите о местном ТВ?
Нельзя говорить о местном ТВ в отрыве от его сетевых партнеров. Но телевидение – это очень дорогое СМИ, в 5-6 раз дороже радио. С газетами и всем прочим даже сравнивать не будем. Сделать нормальную эфирную студию стоит 50 тысяч за квадратный метр. Это не говоря уже о виртуальной студии. Мы умеем в ней работать и отличные вещи делать, но стоит она почти миллион.
Если вы потратите миллион на виртуальную студию, аудитория оценит это?
В Таганроге есть продвинутые, как модно говорить, зрители. Или иначе сказать, более требовательная к качеству продукта публика. Ей это будет востребовано. Вообще Таганрог очень умный город. Я в свое время помотался по стране от Львова до Владивостока и мне есть с чем сравнивать.
Коль мы уже заговорили о вашем холдинге и его работе. Есть два телеканала, две газеты, журнал, сайт и интернет-радио. Какое из них вам видится наиболее перспективным? Поясню, что имею ввиду. Вы видите, что аудитория 5-го канала, условно говоря, 100 человек и расти она не будет. А у «Лампы» (глянцевый городской журнал – Богудония) аудитория 10 человек, но есть перспектива увеличить ее в 20 раз.
Ряд наших проектов работают именно на перспективу, я даю им большую степень свободы. В «Лампе» мы опробовали идею двух соредакторов. И журнал при бюджете ниже плинтуса по уровню получается значительно выше этого самого плинтуса.
В построении своих СМИ всегда ориентируемся на аудиторию. Что касается телеканалов: мы долго выбирали партнеров для ретрансляции. Сейчас это ТНТ и СТС, дополняющие друг друга. Ядро их аудитории совпадает, но при этом они перекрывают разные группы. У «Лампы» – да, своя аудитория, и я согласен, что она будет расти, работаем в этом направлении. Сайт (Taganrog.su – Богудония) вообще не знаю за счет чего живет, последний раз он финансировался 4 года назад, а потом только эпизодически. Нанять людей, которые его доработают и приведут в тот вид, который нам нужен, мы не в состоянии.
Или 21-й канал. Там было очень плохое положение, соучредители сказали: давайте банкротить. Закрываем, закапываем и забываем о нем. Я предложил попробовать вытащить проект. Попробовали – вытащили, рассчитались со всеми долгами. Тогда – за счет 5-го канала. Сегодня это отдельный проект с интересными направлениями, которые есть смысл развивать.
Вообще, назовите мне какую-то телекомпанию, где занимаются обучением персонала. Наши сотрудники 2-3 раза в год проходят обучение. Хотя это очень затратно: к примеру, 10-дневный семинар обходится холдингу в 100 тысяч рублей.
А это вообще оправдывает себя?
Конечно. При существующем уровне финансирования городских СМИ я считаю, что самые способные работают у нас.
Считаете ли вы интернет СМИ? Сложилась ситуация, когда те люди, что раньше ругали Вселенную у себя на кухне, теперь могут сделать это публично. Для этого даже термин придумали – «гражданская журналистика».
В чем отличие телевидения от интернета? В интернет пришли все, кто захотел. Вот ты, не обижайся, развел у себя целую зомби-ферму, которая сидит и гавкает непонятно зачем и на кого. Я считаю, что мы должны не только критиковать, но и говорить о том, что есть в жизни что-то положительное. Мы же привыкли, что все плохо. Но смотрите, к примеру, новые депутаты в городской Думе. Они говорят: да, вот это плохо, вот то плохо, но тут можно сделать так – и всем будет хорошо. И их инициативность подталкивает работать и думать в более конструктивном ключе остальных депутатов.
Да, сенсации идут на ура. Но можно сфотографировать чью-то, простите, задницу, а можно написать о том, как медики разработали эффективное лекарство.
Интернет делает человека одиноким и менее коммуникабельным при всем кажущейся богатстве общения. Но и более информированным. Те проекты, которыми мы сейчас занимаемся, включают телевидение, интернет, печатные СМИ, связанные вместе. Такой симбиоз дает хороший результат.
Это конвергентная редакция?
Да. Чтобы газеты, телевидение, сайт работали вместе и не растаскивали аудиторию. Некоторые эксперты, например, Владимир Познер, считают, что конвергентная редакция убивает журналистику. Другие, не менее авторитетные люди считают, что за этим будущее. Но у нас просто технологическая цепочка пока не отработана. Блогер – один. Увидел что-то, сфотографировал, выложил, все посмеялись. А у нас все-таки редакция.
То есть пока не совсем все получается?
Весной прошлого года купили журналистам планшеты. Такие, что видео можно на них достаточно шустро обрабатывать. Привезли Бондарева (медиатренер из Москвы – Богудония). Он приехал, провел занятия с журналистами, операторами – со всем коллективом редакций. Сотрудники говорят: мы готовы, все освоили. Осталась мелочь – претворить это в жизнь. И застряли. Планшеты лежат.
Никто не хочет?
Не то чтоб не хочет. Просто никак не могут расшататься. Недавно наш журналист был на пресс-конференции губернатора, сделал фотографию и вложил ее с анонсом на наш сайт. Все, на что хватило сил. Притом, что интернет там был быстрый и по-хорошему он один мог сделать и фотографию, и отснять видео, и короткий текст написать. Да просто набрать информации для газеты, для сайта и для двух телеканалов. Таким образом могла бы снизиться себестоимость производства одной новости.
Я управленец. Я могу сэкономить за счет применения каких-то решений, в том числе и технических. Мы участвуем в различных конкурсах. И вот награждают нас за рекламный ролик. И спрашивают: а скажите честно, каков бюджет? 10 тысяч, говорю. Все удивляются, как за 10 тысяч долларов можно такое сделать. Я уточняю, что речь о рублях. Все замолкают.
Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Комментарии