Люди
Вернуться в разделЮлия Шабулина: Шью на утро для Кеннеди, на вечер для Монро
Как известно, людям творческих профессий очень сложно добиться признания. Это можно отнести и к дизайнерам одежды. Сейчас большинство магазинов продают купленные на китайских сайтах вещи с перешитыми бирками. В глазах просто пестрит от обилия туфель Louboutin, сумок Chanel и платьев Dolce&Gabbana. И все это в стразах, с нарочитой сексуальностью, граничащей с откровенной вульгарностью. И, признаюсь честно, когда я шла в магазин по заданию редакции, то не ожидала увидеть ничего другого.
И вот я приезжаю в студию дизайнерской одежды Юлии Шабулиной. Хозяйка встречает в длинном платье и с аккуратной прической. Она еще не знает, что я на задании.
В магазине – никаких стразов-блесток-леопарда и прочих приветов из 90-х. Только сдержанная роскошь. Я беру на примерку несколько платьев. Хорошие лекала, приятные ткани, ровные швы и абсолютно идеальные воротнички, которые меня просто покорили. Воротник – самая сложная в изготовлении часть одежды. Но тут, видимо, трудностей не боятся. Выхожу из примерочной, спрашиваю про производство, дизайн, как это отшивается. На мои вопросы хозяйка отвечает вежливо, улыбается и все подробно рассказывает. Признаюсь, что я корреспондент. И мы договариваемся об интервью.
В назначенный день и час мы встречаемся, чтобы узнать, как это – быть дизайнером в маленьком российском городке.
– Как ты пришла к тому, что хочешь стать дизайнером? Расскажи про свой первый профессиональный опыт.
– Cказать, как я к этому пришла… Не знаю, скорее всего это порыв души. Я, в принципе, недолго работаю и не позиционирую себя как дизайнер. Слово такое – «дизайнер»… Я скорее автор работ. Мне больше нравится именно это словосочетание – «авторские работы».
Шью я официально для клиентов всего 2 года. А как началось… Скрывать ничего не буду: полнейшая самоучка и шила раньше для себя. До этого работала в офисе. У меня экономическое образование, я специалист таможенного оформления с большим стажем, около 8-10 лет. И была я в офисе ровно до того момента, пока не ушла в декрет. Тут-то все и началось (улыбается).
Юлию особенно вдохновляют на творчество ткани.
Когда появилось свободное время, помимо того, что шила себе, начала шить для подруг, а затем для их знакомых. Один заказ, другой, третий. И тут я подумала: мне это всегда нравилось, почему бы не начать зарабатывать деньги? Меня всегда манила индустрия красоты и моды. Очень давно, годах в 2000-х, я даже была в школе моделей: участвовала в конкурсах красоты, училась модельному ремеслу, а местные дизайнеры, которых в то время было, как мне кажется, больше, чем сейчас, нередко устраивали показы своих творений, где я участвовала. В какой-то момент я прекратила этим заниматься, потому что появилась работа, стало все серьезно, по-взрослому, жизнь изменилась. И вот все равно вернулась в эту сферу, но уже как автор.
– Что является источником твоего вдохновения?
– Вдохновение... В основном из ткани, наверное. Да, из ткани! Когда я смотрю на нее, мне почему-то сразу представляется, что должно в итоге получиться. Чувствую ее наощупь, накалываю несколько раз иголками на манекене, перекалываю, смотрю… А если говорить абстрактно – я могу смотреть на людей, что-то мне понравится в человеке. Могу смотреть на природу и увидеть сочетание цветов, которое меня заинтересует. Вдохновением может служить все, что угодно.
– Какая она – девушка, для которой ты шьешь свои платья?
– Разная. В офисе – деловая, сексуальная немножко, но сдержанная, элегантная – это обязательно и непременно. В основе всего этого – классика. Что-то с ноткой утонченности и женственности. Но девушка, для которой я шью, многогранна, и она не только офисный работник. Она нередко ходит на торжества и мероприятия. И тут на ней непременно шикарное вечернее платье, которое подчеркивает женственность. И да: она немножко игривая.
– То есть, скорее Мерлин Монро, чем Жаклин Кеннеди?
– Да. Но только вечером. А на работе – Жаклин Кеннеди (смеется).
Девушка «от Юлии Шабулиной» всегда немного игрива, но в меру серьезна.
– Что является самым сложным в работе дизайнера одежды?
– Если речь идет о техническом процессе, то, пожалуй, я скажу так: когда работа в удовольствие, то сложностей нет, они превращаются в интересные задачи, которые хочется решать. Есть, конечно, такие моменты, которые не касаются непосредственно работы, но как-то на нее влияют: у меня семья и маленький ребенок, которые требуют времени и внимания, еще в наш кризис сложно…
– Хорошо, что ты сказала про кризис. Как тебе удалось самой открыть и поставить бизнес? Именно с финансовой стороны.
– Тяжело. Но я делала все поступательно. Сначала выполняла маленькие заказы дома, затем небольшая мастерская, потом ателье. Теперь здесь, на Петровской, студия. Я не хочу сказать, что это конечная точка. Я могу изменить направление. И как раз сейчас об этом думаю. В кризис тяжело находиться именно на центральной улице Таганрога. Сейчас наступил период, когда на Петровской, да и Гоголевском, магазины закрываются один за другим, потому что люди перестали здесь что-либо покупать. Выживать сложно. И когда я снимала это помещение для студии, то больше преследовала рекламную цель: человек может зайти, примерить, пощупать, посмотреть, что ты делаешь, а не только разглядывать картинки в интернете, на страничках социальных сетей. Тут он может пообщаться непосредственно со мной, потому что я всегда здесь: работаю одна, продавцов нет. Тут я обсуждаю желания клиента и пытаюсь понять, что ему нравится. Немножко ушла от темы, но так не хочется говорить о кризисе (смеется)!
– А сколько примерно, в финансовом плане, обошлось открытие бизнеса?
– Как я говорила, это все происходило постепенно. Не было такого, чтобы я сидела и вдруг придумала себе, что завтра хочу закупить ткани, отшить много нарядов и снять помещение в центре. Нет. У меня уже были кое-какие вещи, кое-какие ткани, кое-что еще, то есть, потихонечку накапливалось. Сначала в мастерской, где появились оборудование и манекены. Потом я приступила к коллекции, которую начала продавать через интернет. Затем стала сотрудничать с магазинами города. И только потом мне ТАК захотелось напрямую сотрудничать с людьми, что я насобирала за год своей работы N-ную сумму (не буду озвучивать ее, скажу лишь, что она была очень небольшая, меньше 100 тысяч), и подумала «была – не была». И попробовала. Получилось.
– Какова средняя цена на твои изделия?
– От 5 до 10 тысяч.
– У твоих платьев потрясающие швы и я совершенно влюбилась в эти идеальные воротнички на рубашках! Большинство молодых дизайнеров совершенно не умеют шить и не знают, с какой стороны подойти к швейной машинке. Ты призналась, что самоучка, как же научилась тому, что умеешь?
– Со швейной машинкой я познакомилась благодаря бабушке. У нас дома стояла ее старенькая «Чайка». И потом моя тетя, которая умеет шить, показала мне, как с этой машинкой управляться: один шов, второй шов, третий... И я потихоньку начала. Сначала шила для пупсиков (смеется), потом для себя. На помощь пришел интернет и видеоуроки по кройке и шитью. Продолжаю заниматься самообразованием до сих пор, потому что появляются новые технологии, обновляется оборудование.
Тот самый идеальный воротничок.
– Что, по твоему мнению, нужно сделать для того, чтобы стать успешным, и с какими трудностями сталкиваются молодые дизайнеры, особенно в маленьких городах?
– Да, забавно звучит: дизайнеры в маленьких городах (смеется). Обычно дизайнеры сразу рвутся в Москву, так как считают, что здесь, в Таганроге, делать нечего… Опять же, это слово «дизайнер». Не то чтобы я не хочу применять его к себе, но считаю, что пока рано. Хотя у меня на вывеске и написано «студия дизайнерской одежды», но для меня это скорее рекламный ход. Как бы это слишком откровенно ни звучало.
В маленьком городе тоже есть женщины, правда? Которые хотят одеваться красиво, стильно и эффектно. И вовсе необязательно всем хорошим дизайнерам, мастерам, швеям и портным сразу же сбегать в Москву или куда-то еще, гнаться за большим заработком. Мне бы хотелось одевать наших женщин, здесь. А насчет трудностей… Их достаточно много. Тяжело выживать, потому что тут оказывают огромное влияние уровень зарплаты, курс валют, цены, по которым закупаешь ткани, фурнитуру... Люди хотят купить подешевле, а тебе хочется сделать покачественнее, и этого баланса очень трудно достичь – вот в этом и состоит главная трудность.
– Есть ли российские модельеры, чье творчество тебе интересно? А иностранные?
– Я всегда интересуюсь творческими людьми. И если узнаю, что кто-то чем-то таким занимается, то сразу начинаю смотреть, кто и чем. А за кем из российских дизайнеров я прямо слежу… За всеми понемногу, наверное. Какого-то идеала, коллекции которого я отслеживаю, нет. Но мне всегда очень интересны коллекции европейских дизайнеров. В первую очередь, Dolce&Gabbana – это классика для меня. И обязательно Emilio Pucci – ах, эта обволакивающая женственность... Это два основных дизайнера, к которым я отношусь с трепетом.
– Что в моде этой осенью? И как вообще ты относишься к моде?
– Мода, осень… Я наблюдаю за модой, но так не люблю к ней привязываться! Потому что мода – это всегда какие-то рамки. Как только что-то начинает массово распространяться из коллекции в коллекцию, от дизайнера к дизайнеру и по сути одно и то же платье с разными бирками кочует из магазина в магазин – я тут же теряю к нему интерес. Поэтому к моде отношусь созерцательно, стараясь не вникать глубоко, так как это зомбирует. И ты начинаешь подсознательно заниматься копированием. А мне этого не хочется.
– Есть ли у тебя в голове идея наряда, для которого пока еще нет клиента?
– Очень много таких идей. И они приходят каждые 5 секунд. Я бы все сделала, если бы у меня было 40 рук (смеется). Но на все пока не хватает сил. Иногда себя одергиваю: «Два года – это мало. Не торопись, не спеши, все будет». И ведь мне надо еще и деньги зарабатывать. Я же работаю с клиентами, так что делаю наряды, которые будут коммерчески успешными. Я могу сделать что-то очень красивое и необычное, но понимаю, что либо долго буду ждать покупателя, либо могу не дождаться вовсе. Потому что порой возникают такие фантазии! Одна из моих идей: сделать съемку с моим нарядом. Но не таким, которые вы видите в студии. А чтобы это было что-то авангардное, сумасшедшее, даже не носибельное, а «подиумное».
Пока Юлия делает платья «для жизни». Но в планах создать что-то сумасшедше-подиумное.
– Расскажи про индивидуальный пошив. И его стоимость.
– Индивидуальный пошив – это отдельная история. И это, пожалуй, самая сложная сторона моей работы. Насчет стоимости – она разная. И зависит от того, какое это платье: повседневное или сложный вечерний наряд. Хотя и повседневные платья бывают с ручной работой, это повышает стоимость. Когда каждая деталь пришивается вручную, когда вручную расписываются элементы, когда готовится несколько вариантов – это долгий процесс.
– Несколько вариантов одного платья? Это как?
– Иногда в некоторых платьях люди творчески со мной задействованы, мы делаем «макеты» платья. У меня были работы, когда я сначала из пробной ткани делала «макет», мы его трансформировали в соответствии с пожеланиями клиента, затем снова макет. И только потом уже переносили это на ткань изделия. Это кропотливый и долгий процесс, соответственно, он дороже оплачивается. Но в среднем цена пошива начинается от 3 тысяч.
В вопросе индивидуального пошива самое главное – это понять человека. Посидеть с ним, поговорить, узнать, о чем и как он мыслит. Потому что зачастую швеи и портные работают так: им заказываешь платье, но они видят «свое», а не твое. Ведь даже юбку-карандаш можно по-разному представлять! Я работаю по-другому: разговариваю с человеком, стремлюсь понять, пытаюсь «залезть к нему в голову» и увидеть его картинку, то, что он себе представляет. И делать именно то, что он хочет. Вот в этом и сложность.
Я работаю для человека, создавая то, что он хочет. Иногда у человека есть «платье мечты». Может, оно немодное, не трендовое, но именно оно сделает эту девушку счастливой. И тут на помощь приходит моя студия дизайнерской одежды.
Юлия с моделями на съемках новой коллекции.
– Какие у тебя планы на будущее? На какую ступень развития ты нацелена?
– Я сейчас очень много размышляю на эту тему. Ступень развития… Ступень – это значит дальше, выше, больше. Но что больше? Больше студии на центральной улице – это двигаться в другие города. Однозначно, мне этого хочется. В планах – начать сотрудничество с магазинами Ростова. А что потом – не хочу загадывать. Для меня самое главное – чтобы люди становились счастливее, надевая мою одежду. И я всегда буду работать в этом направлении.
фото: Еня Громова, Юлия Воронцова
Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Комментарии