Богудония поговорила с председателем муниципальной контрольно-счетной палаты

Юрий Лакаев: множество нарушений связаны с муниципальной собственностью

В мае 2014 года Юрий Лакаев вернулся в здание администрации Таганрога в качестве председателя только что созданной муниципальной контрольно-счетной палаты. Богудония расспросила г-на Лакаева о том, что ему удалось сделать на этом посту за почти два прошедших года.

– До того, как была создана контрольно-счетная палата, подобные функции возлагались на контрольно-ревизионный отдел городской Думы. В чем отличия между этими структурами, и чем была вызвана необходимость создания КСП?
– Прежде всего хочу заметить, что КСП была создана в соответствии с федеральным законодательством и, в частности, законом №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Контрольно-ревизионный отдел входил в структуру управления делами Думы. Его работа строилась в соответствии с запросам и планами работы, которая составляла сама городская Дума.

После вступления в силу закона, который я упомянул выше, финансовый контроль был разделен на внутренний, который осуществляет финансовое управление администрации, и внешний, которым занимаемся мы. Более того, КСП стала отдельным органом местного самоуправления, что закреплено изменениями в Устав города. Штат КСП утверждается депутатами на заседании Думы, публично.

– Значит, вы подчиняетесь напрямую городской Думе?
– Да, нашим учредителем, если можно так сказать, является Дума и мы подотчетны ей, но, повторюсь, мы отдельный орган местного самоуправления. В начале декабря я представляю Думе и мэру примерный план работы и предложения по конкретным мероприятиям. Мы согласовываем первоочередные проверки: либо тематические, по виду деятельности, либо конкретных юридических лиц, либо их блоков, как мы проверяли недавно МУПы. В 2016 году будем проверять главных распорядителей бюджета. Потому что в настоящий момент актуальна именно эффективность расходования бюджетных средств, а именно – как формируются контрольные цифры, которые попадают в бюджет, как затем их исполняют, и как движется реализация муниципальных программ. Ведь у нас более 90% финансирования проходит именно по муниципальным программам. Это на первом плане.

– Как строится ваше взаимодействие с администрацией? Вмешивается ли она в вашу работу?
– У меня есть письмо от бывшего первого заместителя главы Румянцева…

– Это, видимо, давно было.
– Да, многое изменилось. Румянцев предложил проверить мелкие вопросы, не решающие главного. Нужно исходить из того, что мы хотим проверить. Мы хотим проверить формирование бюджета и его исполнение? Или мы хотим проверить, допустим, сколько хрусталиков поставлено в глаза, и сколько граждан получили какую-то помощь?

Если говорить в общем, то администрация не вмешивается в нашу работу. Как я уже сказал, при формировании плана работы мы просим их предложения. Еще мы взаимодействуем, когда уже начинаются контрольные проверки или экспертно-аналитическая работа. Аудиторы запрашивают документы, необходимые для работы или же пояснения, которые затем отражаются в акте. Мы даем всему этому правовую оценку. Или же говорим: «Нет, нас эти пояснения не устраивают, пусть Дума разбирается в этом вопросе».

Другое дело, что иногда запрошенные документы мы ждем довольно долго. Но я отношу это не к политическим вопросам, а к организационным. Часто бухгалтер что-то долго делает, или руководитель дает указание, а оно не выполняется.

– Как строится ваше взаимодействие с областной контрольно-счетной палатой?
– Областная КСП привлекает нас к своим проверкам, касающимся Таганрога. Но это не значит, что мы входим в состав этой проверяющей группы. Просто они нам дают нам на проверку какие-то вопросы, мы их выделяем отдельным актом, передаем им, и они используют эти результаты в сводном акте по городу Таганрогу.

Кроме того, мы согласовываем план работы. Так, в этом году будет проверка подготовки стадиона «Торпедо» к ЧМ-2018 и по программе образования. В том году детские садики проверили, теперь очередь школ и детских домов. Кроме того, предыдущая проверка «старших товарищей» касалась 2013 года, так что в этом году они будут проверять следующие периоды. Посмотрим, какие будут выводы

– Хватает ли штатной численности сотрудников КСП для полноценной работы?
– Как я уже сказал, штат утверждает городская Дума. Вопрос достаточности зависит от того, какие задачи ставятся перед нами. Допустим, нам необходимо качественно проверить один объект, например управление образования, а там 2,1 млрд рублей не только из местного бюджета, но еще и средства, которые они получают в виде субвенций и субсидий из областного и федерального бюджетов. Чтобы их эффективно проверить, начиная от эффективности штатной численности до последней процедуры торгов, конечно, надо много всего перелопатить. За год мы физически можем проводить порядка 15 проверок. Это все плановые проверки плюс, как я уже говорил, совместная работа с КСП области и внеплановые вещи вроде поступающих писем из прокуратуры.

– Что просит проверить прокуратура?
– Это жалобы граждан, которые касаются капремонта жилых домов, который софинансируется из областного и местного бюджетов. Это самый большой массив жалоб. Еще вот у меня есть письмо по трем детским садам на Шило, Чучева и 1-м новом. Граждане жалуются на то, что очередь не движется, спрашивают, куда потрачены деньги при строительстве, и почему не выполняются сроки сдачи в эксплуатацию.

– Ваш опыт работы заместителем главы администрации помогает в текущей работе?
– Я думаю, что да. Потому что мне приходилось заниматься вопросами капитального строительства и муниципальной собственности. В отчете, который мы представили Думе, говорится о множестве нарушений, которые касаются именно использования муниципальной собственности и муниципального имущества. Это вопрос торгов и конкурсов, потому что аудит конкурсной процедуры – тоже одна из функций КСП. Там же говорится о переселении из аварийного жилья, о предоставлении жилья детям-сиротам. На это выделяются большие деньги, как вы знаете. Так что мой опыт помогает и довольно существенно. Понятно, с чего начать, куда идти и чем закончить.

– Как следует из вашего отчета, основными в структуре выявленных нарушений являются нарушения в бухучете и нарушения порядка управления муниципальным имуществом. На ваш взгляд, это следствие некомпетентности персонала, или можно назвать какие-то иные причины?
– Да, есть факты некомпетентности должностных лиц в том, что касается муниципального имущества. Есть объекты, закрепленные за муниципальными учреждениями или предприятиями, которые не используются в хозяйственной деятельности самого предприятия или учреждения, либо используются с нарушениями.

Могу привести массу примеров того, как работают непрофессиональные специалисты или специалисты, которые не хотят должным образом выполнять свои обязанности. У нас как ведь бывает: я спросил у Марьи Ивановны, Марья Ивановна спросила у Ивана Петровича, Иван Петрович понял совсем по-другому, а в итоге сделали все неправильно.

Например, в МУП «Зеленый город» на учете стоит один мини-трактор, а на самом деле он другой. Бензопилы такой-то маркировки, а нас самом деле они другие.

– Отчитываясь перед Думой, вы рассказали, что у нас некоторые МУПы макароны выпускают.
– Не выпускают, но оборудование стоит на складе. Идея, видимо, была такая. Еще у нас есть муниципальный участок на ул. Солодухина, 87, который был предоставлен для строительства жилья одному из МУПов. МУП создается для определенных задач и должен решать вопросы местного значения. А строительство трехэтажного жилого дома – не главная его задача.

Не совсем правильно и то, что предприятие наделено муниципальным имуществом, что дает ему преимущество перед другими участниками рынка и нарушает закон о конкуренции. В случае с Солодухина, 87 не проводилось торгов, конкурсов и так далее. Мы считаем, что это нарушение антимонопольного законодательства.

У нас, к сожалению, многие думают, что если предприятие является коммерческой организацией, то оно может делать все, что угодно. Более того, некоторые не понимают, что такое автономное, что такое бюджетное учреждение. Многие считают, что если «автономное»,то я там что хочу, то и ворочу.

Мы все время говорим про недостаточное поступление неналоговых доходов, про то, что нам не хватает средств на питание школьников или еще на что-то. Надо просто рачительно использовать то, что есть, в частности, использовать муниципальное имущество для наполнения бюджета.

– Как можно разрешить сложившуюся ситуацию?
– У нас, к сожалению, уставы МУПов размыты в части полномочий учредителей. Есть УЖКХ, есть КУИ, и когда спрашивают, а кто же отвечает за административно-хозяйственную деятельность предприятия, особенно в части принятия управленческих решений, то все начинают друг на друга кивать. У семи нянек дитя без глаза.
Мне кажется, надо переработать уставы, чтобы определить полномочия и тех, и других. Хотя если брать закон, то там вообще нет понятия «учредитель». Там есть понятие «собственник имущества». И не обязательно это должен быть КУИ. Просто отдайте полномочия какому-то конкретному управлению, с которого можно спросить и которое не будет на кого-то ссылаться.

– Какие меры должны быть предприняты для предотвращения нарушений? Входит ли это в компетенцию КСП?
– Все нарушения поддаются структурированию. Поэтому мы проводим совещания, семинары и так далее. Говорим: ребята, смотрите какие нарушения были там, и какие выводы были сделаны. Прийти и накопать проще всего. Но мы говорим о профилактике и недопущении нарушений в будущем.

Если мы видим некомпетентность руководителей, то сообщаем об этом в правоохранительные органы. У нас четкая установка по этому поводу. Вот скажите, как я могу оценить акт покоса травы, датированный 21 января? Либо это некомпетентность, либо подгон под цифры. Мы же понимаем, что никто не косит 21 января, даже конкурс невозможно провести. Это должны оценивать другие органы.

– В отчете КСП предлагает администрации, в частности, «активизировать работу по взысканию недоимок». О каких конкретно недоимках идет речь, как выглядит работа администрации по их взысканию и каким образом она может быть активизирована?
– Надо понимать что есть недоимки, которые можно взыскать, и которые нет. Допустим, если предприятие закупило какой-то транспорт, то его назад уже не отдашь. Акты подписаны, претензий нет. Или если предприятие взяло в кредит 7 миллионов рублей, то этот кредит надо в банк отдавать в любом случае.

А есть вещи, которые можно вернуть. Например, в ПСД предусмотрены определенные виды работ, а потом заказчик берет и заключает еще договор на этот же вид работ со сторонним подрядчиком. Пока этот договор не начал действовать, мы его приостанавливаем и сохраняем деньги. Мы держим такие вещи на контроле вне зависимости от работы правоохранительных органов.

Вот по стадиону «Торпедо» нам удалось суммы вернуть в прошлом году. В этом году по строительству садиков и установке пожарной сигнализации.

– Нецелевое использование средств случается?
– Таких фактов стало меньше, и мы вообще должны забыть что это такое. Ни один здравомыслящий руководитель не позволит себе тратить деньги, выделенные на цветы, условно говоря, для покупки автошин. За прошлый год мы установили один факт нецелевого использования средств в сумме около 3 тысяч рублей. Областная КСП в масштабах региона нашла 70 тысяч рублей «нецелевки». Поэтому повторю: во многих муниципальных образованиях давно уже забыли, что это такое.

О собеседнике

В 2001 году Юрий Лакаев возглавил юридический отдел Администрации г. Таганрога.
В 2003 году назначен председателем Комитета по управлению имуществом г. Таганрога.
С 2004-го по 2012 год занимал пост заместителя Главы Администрации г. Таганрога. Курировал вопросы муниципальной собственности, жилищной политики, строительства, архитектуры, муниципального заказа, МФЦ.
С 2012-го по 2013 год работал генеральным директором ОАО «Красный гидропресс» и ООО Строительное управление «МОНТАЖСПЕЦСТРОЙ».
В 2014 году Решением Городской Думы города Таганрога назначен на должность председателя Контрольно-счетной палаты города Таганрога.

 

10 марта 2016

Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в .

Подписаться

Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в .

Комментарии

Сортировка комментариев: По дате По рейтингу
Анонимный Пользователь
душили душили....
16:22:48  10 марта 2016
Ответить
Анонимный Пользователь
Так вот кто монтажспецстрой доканал и обанкротил!))
17:30:39  10 марта 2016
Ответить
Анонимный Пользователь
КСП под руководством Лакаева стоит на страже,но дальше всё ложится под сукно.Живой пример-Спецавтохозяйство.Нашли всё а виновных нет.Прокуратура молчит про акты проверки КСП хотя всё передано им.
18:51:57  10 марта 2016
Ответить
Анонимный Пользователь
...под сукно -это правильно...вам же человек ясно говорит, что накопать можно на любого...))а интересно как при таком контроле возможны траты на ремонты на одни и те же работы по нескольку раз, при чем подберут и основания для этого и соберут все документы, что это необходимо...и эти пресловутые ПСД, по которым ничего не построишь, но деньги уплочены и заказывают новые ПСД...задвоение работ и неэффектиные расходы...но наши местные ревизионщики постараются сор из избы не вынести!Не ну, если бы они работали сами эффективно, то деньги в бюджете бы были! А вообще послушать такое интервью и возрадоваться-все у нас хорошо, а будет еще лучше...вот так нас и убаюкивают, если не вдаваться в реальные темы...для общего потребления это и рассчитано!
20:08:34  10 марта 2016
Ответить
Анонимный Пользователь Анонимный Пользователь
...под сукно -это правильно...вам же человек ясно говорит, что накопать можно на любого...))а интересно как при таком контроле возможны траты на ремонты на одни и те же работы по нескольку раз, при чем подберут и основания для этого и соберут все документы, что это необходимо...и эти пресловутые ПСД, по которым ничего не построишь, но деньги уплочены и заказывают новые ПСД...задвоение работ и неэффектиные расходы...но наши местные ревизионщики постараются сор из избы не вынести!Не ну, если бы они работали сами эффективно, то деньги в бюджете бы были! А вообще послушать такое интервью и возрадоваться-все у нас хорошо, а будет еще лучше...вот так нас и убаюкивают, если не вдаваться в реальные темы...для общего потребления это и рассчитано!
какие же вы твари брехливые, прасолбэтмэнские бессовестные морды!
19:44:35  12 марта 2016
Ответить
Анонимный Пользователь
Этот гражданин, будучи замом Федянина, подписывал постановление об утверждении типовых "размытых уставов МУП", он же лет десять возглавлял комиссию по МУП. А сейчас весь такой в белом с тупым фейсом умничает Фууууу воняет.
19:53:09  11 марта 2016
Ответить
Оставьте свой комментарий
Вы вошли как

Все ваши сообщения, до публикации, будут проверены модератором

НЕДАВНО В РАЗДЕЛЕ