Деньги
Вернуться в разделБудем пить по-новому
За неделю до Нового года нашу благословенную страну потрясла ужасающая своими масштабами новость: вполне возможно, что с 1 января 2016 года в кафе и ресторанах будет невозможно купить алкоголь. «Как же так?» – затосковали тусовщики, «И что делать, пить дома?» – спросили гулящие мужья, «&@#$&@$» – сообщил свое толерантное мнение Богудонии алкоголик дядя Вася. Возрадовались только горящие праведным гневом поборники вселенского счастья, которые считают, что Запад спаивает нашу многострадальную отмеченную «своим путем» страну, и именно общепит – рассадник чуждой нам культуры.
Но как оказалось, паниковать все стали рановато: 23 декабря в Минэкономики России заявили, что в настоящее время разрабатывается проект постановления правительства, благодаря которому кафе, рестораны, пабы и бары получат переходный период до 31 марта, в течение которого смогут осуществлять свою деятельность без внесения данных об алкоголе в ЕГАИС.
Разберемся подробнее, что произошло, что тут с чем пить и как закусывать.
Итак, мы имеем Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), которая нужна государству для контроля за производством (в том числе импортом) и оборотом алкогольной продукции. Государству страшно интересно, откуда берется сферическая в вакууме бутылка, допустим, виски, как оказывается на полке магазина или барной стойке ресторана и как попадает к конечному потребителю – не менее сферическому менеджеру среднего звена Коле. Для того, чтобы проследить весь путь бутылки виски к Коле, учеными на подведомственном ФСБ научном предприятии в 2005 году была разработана система, призванная обеспечивать полноту и достоверность учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции – последнее особенно важно, так как позднее к системе попытались подключить производителей парфюмерии: все мы знаем, что перед тем, как раскроются верхние, средние и нижние ноты духов, свеженабрызганный парфюм от всего сердца вкусно поароматизирует спиртом. Сразу скажем, что эта попытка потерпела полный крах, и теперь к ЕГАИС подключены только участники рынка алкоголя.
С 2006 года ЕГАИС внедряли, внедряли, но, как говорится, что-то пошло не так: недоработки в программном обеспечении привели к коллапсу рынка, система даже некоторое время работала в режиме «напиши бумажку – забей на век кибернетики».
В 2009-м система была передана в Росалкогольрегулирование (РАР, федеральную службу, которую создали в том же году специально для целей регулирования алкогольного рынка), а спустя некоторое время появилась более продвинутая версия программы. И вот она уже вроде бы работает без сбоев, однако по-прежнему вызывает много вопросов. Но что не вызывает сомнений, так это то, что с 1 января 2016 года движение практически каждой бутылки будет контролироваться: с начала года розничные магазины обязаны будут передавать данные о закупках в ЕГАИС, а с 1 июля – еще и о продажах. Это же касается (с поблажкой о внедрении до 31 марта) ресторанов и других предприятий общественного питания, однако им пока фиксировать продажи не надо, тем более что не очень понятно, как конкретно это делать.
Кстати, внедрение ЕГАИС в части фиксации продаж алкоголя не коснется ИП, торгующих в розницу пивом, пивными напитками, сидром, медовухой и пуаре (это грушевый сидр, мы сами не знали, а он есть).
Богудония поинтересовалась, как таганрогские рестораторы относятся к внедрению новой системы учета и готовы ли они собственно к 1 января (ну или 31 марта, если брать данные за 23 декабря).
В целом я отношусь к нововведению с позитивом, так как это даст нам, работающим «в белую» и исполняющим все обязательства перед государством и контролирующими органами, возможность избавиться от конкурентов, которые ведут себя не так добросовестно. Однако в то же время присутствует риск ухода этих самых конкурентов в подполье – и торговля продолжится. Остается разве что надежда на исполнительные органы власти...
Основной минус, на мой взгляд, во внедрении ЕГАИС в том, что программа не учитывает все особенности системы общепита. Она разработана государством – это, конечно, хорошо и замечательно. Однако нам на местах приходится дорабатывать ее, чтобы грамотно интегрировать в наши системы автоматизации. Мы даем задачу разработчикам, чтобы они дописали или изменили какие-то модули – а это стоит денег.
Тот факт, что товар, купленный до 1 января 2016 года, на баланс в системе ставить не придется, уже вызвал ажиотажный спрос на алкоголь среди владельцев общепитов. И все мы благодаря увеличившейся закупке смогли получить бонусы и скидки от поставщиков – в преддверие праздников просто отличный ход. Однако тут палка о двух концах: а что будет, если не удастся реализовать весь этот товар до 1 июля? Ведь с этого числа он будет считаться контафактным, раз не учтен в ЕГАИС. Как подтвердить тот факт, что этот алкоголь вполне легален? Государство не говорит нам.
Наши заведения – ресторан «Олива’s», сеть спорт-баров «Доберман» и караоке-клуб «Stage» – готовы к работе с ЕГАИС на 95%. Мы весь год закупали сканеры, готовили персонал. Однако если говорить в целом по Таганрогу, то ситуация в общем-то похожа на общероссийскую: реально к нововведениям готовы процентов 10 предприятий общепита. Только у 40-50% есть грамотные системы автоматизации. Что будет с остальными – неизвестно.
Пока что не понимаю всех нюансов работы новой системы на практике именно в баре, но – dura lex, sed lex. Затратно, усложнит рабочий процесс, но это закон. Будем работать по-новому, заведения в процессе подготовки. К первой закупке алкоголя в грядущем году все будет готово – осталось докупить недостающее оборудование. Кроме усложнения отчетности и работы на местах проблем не ожидается – «левым» алкоголем мы не торгуем.
Я в курсе этих нововведений. Положение среди общепитов плачевное. Однако мне, например, по сути все равно: с июня в арт-кафе мы торгуем только пивом, а крепкий алкоголь разрешается приносить с собой.
Как заведение, в котором еженедельно проходят различные музыкальные мероприятия и о них становится известно заранее посредством рекламы, мы даем выбор: человек может подготовиться к отдыху заранее, приобретая алкоголь в удобном для него месте, а самое главное по цене магазина, а не кафе или ресторана.
Как пояснили Богудонии в управлении потребительского рынка товаров и услуг администрации Таганрога, «технически продавцы алкоголя готовы на 99%». Но, по словам сотрудника управления, наблюдаются технические сложности, связанные с доступностью сайта системы:
– Сейчас вся страна подключается и сайт просто бывает недоступен, – сообщили нам. – Из 8 купленных ключей, необходимых для работы в системе, у некоторых продавцов работает только один. Кроме того, имеются проблемы с обновлением соответствующего модуля для программы 1С.
– Паники нет, – продолжил собеседник Богудонии. – Оборудование закуплено, инструкции изучены. Мы помогаем и консультируем.
В настоящий момент система уже функционирует в одном из таганрогских магазинов сети «Перекресток».
Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Комментарии