Деньги
Вернуться в разделЦены падать не умеют
В Ростове прошел круглый стол с довольно красноречивым названием «Осенние перспективы роста потребительских цен». Его участники быстро и явно разделились на два лагеря – оптимистов и пессимистов. В первый вошли представители органов власти и госструктур, во второй – приглашенные на мероприятие предприниматели и сотрудники коммерческих компаний. Впрочем, даже оптимистичные заявления, прозвучавшие во время круглого стола, не отрицали того факта, что потребительские цены будут расти, а для их снижения нет никаких предпосылок, этому не поможет даже гипотетический стремительный рост курса рубля. Хотя его тоже никто не ждет.
В первую очередь бросалось в глаза то, что условные «оптимисты» и «пессимисты» оперируют разными данными. Задавшая тон мероприятию аналитик инвесткомпании «Альпари» Анна Бодрова сразу призналась, что традиционно занимает по поводу состояния российской экономики пессимистичную позицию. Она указала на то, что за последний год рубль ослаб по отношению к доллару на 82,5%, а за последние три месяца – почти на 21%. Инфляция по итогам августа достигла 20%, причем в реальности этот показатель как правило на 25-35% выше, чем по официальным данным.
– Сентябрь не станет периодом стабилизации, – уверена г-жа Бодрова. – В сентябре Россия должна выплатить $16 млрд корпоративного и государственного долга, в декабре – $24 млрд, это не будет способствовать укреплению рубля.
Директор ростовского филиала банка «БКС Премьер» Руслан Хисматуллин более радужно оценил перспективы рубля, высказав мнение, что нефть к концу года, скорее всего, поднимется в цене примерно до $62 за баррель, а доллар будет стоить до 65 рублей. Однако эксперт тут же назвал ряд других причин, по которым ждать снижения цен нам не приходится.
– Я считаю, что как бы ни укрепился рубль, никакого падения цен мы не увидим, – считает г-н Хисматуллин. – Во-первых, чтобы цены на потребительские товары упали, нужна активная конкуренция среди тех, кто занимается их продажей, а сейчас большая часть рынка занята крупными ритейлерами, которые и контролируют его состояние. Мелких игроков практически выдавили в течение 2000-х годов. Во-вторых, у нас нет такого количества потребительских товаров, которого было бы достаточно для давления на цены. К этому привело прекращение поставок продуктов питания из ряда западных стран.
Помимо низкой конкуренции снижению цен будет мешать дорожающее топливо для автотранспорта, отметил эксперт.
Директор мясного бизнес-комплекса ГК «Агроком» Александр Ремета заявил, что если бы стоимость мяса снизилась, то производитель снизил бы и цены на свою продукцию, однако мясо пока только дорожает. В прошлом году говядина подорожала на 19%, в нынешнем – уже на 10% и цена продолжает расти. «Агроком» ожидает, что по итогам года подорожание говядины составит около 20%. Свинина в 2014-м прибавила сразу 46%, в 2015-м – 9%, по итогам года она может подорожать на 12%. Птица выросла в цене в прошлом году на 26%, в нынешнем – уже прибавила 30%, и ожидается рост еще процентов на 10.
– На мясо приходится около 80% себестоимости нашей продукции, – отметил г-н Ремета. – Однако в прошлом году мы подняли свои отпускные цены два раза – каждый раз на 5,1%, в нынешнем повысили пока один раз – в феврале – на 5% и планируем повысить еще раз в конце сентября на 3%. Это медленнее, чем должно быть с учетом подорожания мяса, потому что мы используем различные технологические решения, чтобы сдерживать рост цен. Например, после подорожания говядины мы на 70% снизили количество этого вида мяса, которое используем при производстве нашей продукции. Стали использовать больше свинины, но и она подорожала. Начали активнее использовать птицу, однако растут цены и на нее. Не стоит забывать и о специях, большая часть которых – импортные, т. е., их цены напрямую зависят от курса рубля.
По словам представителя ГК «Агроком», ассортимент мясных продуктов, выпускаемых группой, постепенно смещается в сторону более дешевых позиций. Связано это со снижением покупательской способности населения и уровня потребления.
– Не нужно демонизировать снижение уровня потребления, – призвал участников круглого стола его модератор, генеральный директор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов. – Оно не всегда означает понижение уровня жизни!
Г-н Смирнов привел пример своей знакомой, которая, попав в сложную финансовую ситуацию, стала покупать вместо колбасы мясо, а восстановив прежний уровень доходов, не стала возвращаться к потреблению колбасы.
Стоит отметить, что Сергей Смирнов является главой ростовского филиала клуба политического действия «4 ноября» (либерально-консервативный клуб в составе «Единой России»). Потребительские цены, как болезненная для большей части населения тема, регулярно становятся инструментом предвыборных баталий, который используется в том числе для атак на партию власти. Чего стоят попытки таганрогского депутата областного Заксобрания Олега Кобякова предотвратить рост цен на яйца в преддверии Пасхи!
Схожей позиции (сводящейся, в общем-то, к тому, что в росте цен нет ничего страшного) придерживается заместитель руководителя Ростовстата Марина Самойлова. По ее словам, продукты в целом подорожали с начала года в Ростовской области на 10,1% в годовом выражении, а социально необходимые продукты питания (хлеб, крупы, часть молочных продуктов и т. д.) выросли в цене на 5,3%, хотя ранее рост цен на социально значимые товары всегда опережал общий рост цен на продукты.
– Это очень показательный момент, который связан с целым рядом сдерживающих мер, которые принимаются в административном порядке, – заявила г-жа Самойлова и добавила, что в плане сдерживания цен снижение покупательской способности населения является положительным фактором. – По официальным данным, номинальные денежные доходы населения выросли в этом году на 10%, заработная плата у наемных работников реального сектора экономики – на 4,4%. Это сдерживает рост цен в существенной степени. Сейчас рост цен идет 0,1-0,2% месяц к месяцу, думаю, в сентябре он выше не будет.
Директор департамент потребительского рынка Ростовской области Ирина Теларова назвала заявление Руслана Хисматуллина о засилье торговых сетей мифом.
– Автономная розница по-прежнему занимает большую часть рынка – около 55%, 9,3% приходится на рынки, остальное – торговые сети, как федеральные и международные, так и региональные, – заявила г-жа Теларова. – На ценах отражаются и девальвация рубля, и потребительский спрос, и стоимость кредитования, есть и сговоры поставщиков, которые тоже нельзя исключать. В то же время общепит даже снизил цены в среднем на 9,5% за счет оптимизации затрат (как этот процесс сказывается на качестве – другой вопрос – Богудония). Очень хорошим инструментом сдерживания цен по крайней мере на социально значимые товары является достижение договоренности с сетями об ограничении наценки на такие товары. В отдельных случаях это 5-6%. Главный сдерживающий фактор – конкуренция, для развития которой есть некоторые предпосылки.
Таганрог по состоянию на 9 сентября был самым дешевым городом Ростовской области с точки зрения минимального набора продуктов питания. У нас продовольственная корзина стоит в среднем 3425,74 рубля. По данным Ростовстата на 7 сентября, в Таганроге были самые дешевые в регионе свинина, мороженая рыба, сливочное масло, творог, куриные яйца, ржаной и ржано-пшеничный хлеб, яблоки. Дороже, чем в других городах Ростовской области, в Таганроге стоили капуста, вермишель, гречка, рис, черный чай и говядина.
Фото: Бизнес-Газета
Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Комментарии