Деньги
Вернуться в разделНесчастливые билеты
Апелляционный суд принял к рассмотрению жалобу администрации Таганрога на решение ростовского арбитража, который поддержал предписание Региональной службы по тарифам (РСТ) об отмене постановления местных властей, повысившего стоимость проезда в таганрогском общественном транспорте. По решению суда, предписание службы, согласно которому и автобусы, и маршрутки в Таганроге должны возить пассажиров за 12 рублей с человека, осталось в силе.
С иском о признании незаконными действий РСТ администрация Таганрога обратилась в Арбитражный суд Ростовской области 16 апреля нынешнего года. В исковом заявлении содержалось требование об отмене предписания, выпущенного РСТ 19 марта. Согласно этому документу, администрации следовало отменить часть положений своего постановления №555 от 16 февраля. В нем шла речь об установлении с 1 марта новых тарифов на проезд в городском общественном транспорте: стоимость проезда в автобусах, трамваях и троллейбусах повышалась с 12 до 14 рублей, в маршрутках – с 14 до 16 рублей. Региональная служба по тарифам сочла, что администрация не сумела обосновать новые тарифы на перевозки автомобильным транспортом с точки зрения их себестоимости.
Претензии РСТ оказались связаны, в частности, с нормами расхода топлива, которыми руководствовались таганрогские власти при расчете новых тарифов. Например, согласно тексту решения арбитража (в постановлении №555 расчеты не приводятся), при формировании тарифа на автобусные перевозки применялись нормы расхода топлива, самостоятельно рассчитанные ООО «Автолайн-К» (один из работающих в Таганроге перевозчиков). Для автобусов ПАЗ норма составила 34 л/100 км, для «Мерседесов» – 42,76 л/100 км, для МАЗов – 32,5 л/100 км. Между тем, законодательство требует, чтобы топливные нормы разрабатывались научными организациями, в данном случае, указал арбитраж, следовало обратиться в ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта». Это, впрочем, не помешало РСТ самостоятельно проанализировать использованные муниципалитетом нормы и прийти к выводу, что по крайней мере для «Мерседесов» они завышены. Для экспертной оценки служба воспользовалась постановлением министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, согласно которому норма расхода топлива для этих автобусов составляет 27,1 л/100 км, то есть, почти вдвое меньше, чем заявил «Автолайн-К». В результате прогнозируемые расходы перевозчиков на топливо сократились с 42 млн до 36 млн рублей.
Также у РСТ возникли претензии к методике расчета расхода смазочных материалов. В ней администрация использовала предельные величины, поскольку данные о нормах расхода масел от заводов-производителей не поступало. В результате служба снизила экономически обоснованную величину затрат на смазочные материалы с 13 млн до 2,7 млн рублей.
Изучая затраты на аренду автотранспорта, включенные в тарифы перевозчиками, РСТ отметила, что в прошлом году ООО «Автолайн-К» сообщало о расходах на аренду автобусов в общей сумме около 600 тыс. рублей. В расчете тарифов на 2015 год затраты по этой статье выросли сразу до 22,5 млн рублей, то есть, почти в 40 раз. Это вызвало у РСТ подозрения, служба проанализировала заявленную перевозчиком сумму арендных платежей и сочла ее завышенной. Экономически обоснованными РСТ объявила затраты на аренду в сумме 14 млн рублей.
Пересчитав на базе вышеперечисленных корректировок себестоимость перевозки одного пассажира, РСТ установила ее на уровне 10,68 рублей (у администрации получилось около 13 рублей). При рентабельности 10% тариф должен составить 11 рублей 75 копеек, однако, поскольку тариф на перевозку пассажиров устанавливается кратным 50 копейкам, эта сумма должна быть округлена до 12 рублей. Фактически в части автобусов большой вместимости РСТ потребовала от администрации Таганрога вернуться к прежнему уровню стоимости перевозок для пассажиров.
Рассчитывая тариф для маршруток, администрация руководствовалась данными ООО «Пассажиртранс». К ним у РСТ возникли те же претензии. Например, служба использовала в своих расчетах норму расхода топлива для «Газелей» 16,9 л/100 км, а перевозчик закладывал в тариф показатель 22 л/100 км. В результате завышение затрат на топливо составило более 22 млн рублей, а на смазочно-эксплуатационные материалы – более 25,5 млн рублей. За аренду транспорта «Пассажиртранс» собрался заплатить в нынешнем году 63,5 млн рублей против 12,5 млн рублей в 2014-м. РСТ пришла к выводу, что экономически обоснованная сумма затрат по этой статье – 38,2 млн рублей. Рассчитав себестоимость перевозки пассажира на основе своих данных, служба получила результат 10,95 рубля. С учетом заложенного перевозчиком уровня рентабельности 10% тариф должен составить 12 рублей с человека, заключила РСТ. Арбитраж поддержал эти выводы. Оспорить его решение администрация сможет 8 сентября – на эту дату назначено первое слушание по ее апелляционной жалобе.
Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Комментарии