Деньги
Вернуться в разделПокупатели побежали вниз
Этой статьей Богудония открывает цикл публикаций, посвященных тому, как на жизни таганрожцев отражается уже общепризнанный экономический кризис. Первым рынком, который мы решили изучить, стал рынок продуктов питания. Впереди – банковские и страховые услуги, связь, автомобили, жилье, отдых и развлечения, строительные материалы, предметы роскоши и т. д.
Покупательский спрос в Ростовской области смещается от дорогих продуктов питания к более дешевым, доложил заместитель губернатора донского региона Михаил Чернышев на расширенном заседании правительства Ростовской области 18 февраля. Факт того, что население переходит на более дешевые продукты питания, подтверждают и представители работающих в Таганроге торговых предприятий.
– Покупателей меньше не стало, но произошло перераспределение спроса в пользу продуктов первой необходимости, – рассказал Богудонии собеседник в одном из супермаркетов «Пятерочка». – В первую очередь берут крупы, молоко, хлеб. Если раньше покупали много лишнего, алкоголя в том числе, то сейчас люди считают деньги, даже на акции перестали внимание обращать. В периоды акций всегда была хорошая выручка, сейчас сравнялась с обычными днями. С декабря прошлого года цены выросли минимум на 20%, в первую очередь на продукты первой необходимости. Выручка осталась та же, план делаем.
Местная сеть магазинов «Три богатыря» пока не ощутила каких-либо изменений покупательского спроса в связи с кризисом, сообщил ее генеральный директор Константин Савенко. По его словам, это объясняется ригидностью рынка продуктов питания, то есть, с низкой эластичностью спроса на них в связи с колебаниями цен.
– Возможно, это отложенный эффект, – признает г-н Савенко. – В среднем импортные товары подорожали на 30%, сахар на 80%, хлеб на 10-15%, социальные товары и продукты собственного производства подорожали не сильно. С 1 марта произошел рост цен у всех поставщиков. В среднем цены за декабрь 2014-го – март 2015 нынешнего года цены вырастут на 50%.
Источник Богудонии в одном из таганрогских магазинов сети «Магнит» подтвердил, что «цены выросли на все» и добавил, что в первую очередь подорожали чай, кофе и продукты первой необходимости. Наиболее сильно выросли в цене импортные продукты, особенно алкоголь. В среднем удорожание составило 20-50%. При этом выручка у магазина не изменилась.
Цены на продукты питания выросли, тогда как доходы населения остались на прежнем докризисном уровне. Горожане ищут способ прожить на те же деньги, притом что стоимость продуктовой корзины увеличилась примерно на 50% за последние 3-4 месяца. Местные предприятия торговли разными способами стараются сдерживать рост цен на продукты. В первую очередь в ход идет так называемое импортозамещение.
– Мы предпринимаем усилия для снижения закупочных цен, с этой целью переходим на отечественных поставщиков, от импорта по возможности отказываемся везде, где возможно замещение, в пользу отечественных товаров, – сообщил Константин Савенко. – Также максимально исключаем посредников, чтобы дорожка к нам была короче.
Федеральные сети тоже заявляют о попытках сдерживать рост цен. Старший менеджер по связям с общественностью компании X5 Retail Group Денис Кузнецов рассказал, что сети «Перекресток» и «Пятерочка» проводит среди поставщиков тендеры, выбирая тех, кто предложит минимальный уровень цен и регулярно организует промоакции для покупателей. Кроме того, ритейлер старается больше работать с местными производителями.
– В течение последних месяцев мы сдерживаем цены в своих магазинах, – говорит менеджер по региональным коммуникациям сети гипермаркетов «Лента» Яна Могилева. – В результате динамика роста наших отпускных цен отстает от темпов роста закупочных цен на 5,4 процентных пункта. Пул поставщиков изменился, прежде всего, в сторону повышения числа российских производителей, а также компаний из зарубежных стран, которые не попали под запрет импорта. Например, на молоке и йогуртах больше половины выпадающих товаров удалось заместить продукцией российских и белорусских производителей. В категории сыров больше чем на 25% выросла доля поставок из Беларуси, начались поставки швейцарских сыров. Красная рыба из Норвегии практически полностью замещена продукцией с Фарерских остров и из Чили, а также рыбой отечественных производителей из Мурманска.
Сложившуюся экономическую ситуацию можно оценить как выгодную для развития местных производств, продукция которых будет стоить дешевле за счет меньших затрат на перевозку и хранение. В то же время местные производители часто говорят о сложностях, связанных с тем, чтобы поставить свою продукцию на полки федеральных сетей. Хотя здесь есть и позитивные примеры. В частности, «Лента» в 2014 году увеличили объемы закупок продуктов у производителей из Ростовской области на 31,4%, а ценники таких товаров ритейлер помечает зеленой вставкой, сообщила Яна Могилева.
Директор сети магазинов «ИванКа» Сергей Великотский соглашается, что переход на продукты отечественного производства может способствовать сдерживанию цен. По его словам, сравнительно невысокие темпы подорожания, например, колбасных изделий, связаны, во-первых, с большим количеством российских производителей в этом сегменте, а во-вторых, с тем, что они стали активнее использовать куриный фарш, более дешевый по сравнению со свиным и говяжьим.
– Спрос меняется, – признал г-н Великотский. – Если раньше столовое вино из Испании стоило 200-250 рублей, то сегодня мы его будем покупать уже за 500-600 рублей. Но за счет этого с нашего рынка уйдет некачественная импортная продукция. У нас очень много достойных продуктов, чтобы ее заменить. Если говорить, опять же, о вине – тот же Крым, та же Тамань делают прекрасный продукт. Просто его надо представлять, про него надо рассказывать. Мы сейчас ведем переговоры с крымскими производителями, молодыми ребятами, которые делают шикарное вино. И я бы не сказал, что они подняли цену на свою продукцию, цена у них вполне адекватная. Если цена на полке будет 250 рублей за бутылку – это будет хороший уровень.
С другой стороны, очень похоже, что панацеей импортозамещение не станет.
– Цены на полках растут из-за роста отпускных цен у поставщиков, которые ссылаются на инфляцию, девальвацию рубля, подорожание сырья и энергоносителей, рост процентных ставок по кредитам, – говорит Денис Кузнецов из X5 Retail Group. – Это относится и к отечественным производителям, у которых в себестоимости высока доля валютной составляющей (сырье, ингредиенты, запчасти к импортной технике и производственным линиям, себестоимость упаковки с использованием импортных материалов).
Впрочем, практичные таганрожцы уже обратили внимание, что неупакованные товары местного производства, продающиеся, как правило, на рынках и в маленьких местных магазинчиках, стоят гораздо дешевле «фирменных». В основном это творог, сметана, сливочное масло, кондитерские изделия. Свежее мясо и рыба на рынке обычно дешевле, чем в магазинах. Линии по производству упаковки и сырье для таких продуктов в большинстве случаев импортные, из-за этого стоимость упакованных продуктов сильно возрастает. Также на рынках велика доля местных или привезенных из соседних регионов овощей и фруктов, стоимость которых ниже чем у импортных, продающихся в магазинах.
– Мы наблюдаем увеличение потока покупателей на рынке в последнее время, – сообщила Богудонии секретарь генерального директора ОАО «Центральный рынок» Оксана Рекайкина. – Поставщики и ассортимент практически не менялись, импортозамещения не произошло, поскольку на рынке традиционно мало импортных продуктов. В последнее время увеличилось количество точек, торгующих продуктами питания, рынку это на благо.
– Цены изменились не сильно, – добавил директор рынка «Русское поле» Сергей Хорольский. – Связано это с тем, что большинство торгующих продают сельхозпродукцию собственного производства, колебания цен на которую чаще обусловлено сезонными факторами, чем экономическими кризисами.
Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Комментарии