Люди
Вернуться в разделСергей Великотский: хотим наладить диалог с покупателем
Сергей Великотский, директор торгового дома «ИванКа», помимо рассказа о своем бизнесе, много еще о чем поведал корреспонденту Богудонии. Например, о своей любви к путешествиям, о том, как в юности пытался сделать из аккордеона пианино и прочих не менее интересных вещах. Но мы все же решили оставить в тексте только то, что касается продуктового ритейла.
– Как вы пришли в торговлю?
– Я вообще–то работал инженером-строителем на стройках «Русского поля». Как-то раз меня попросили помочь привезти колбасу. Съездил, привез. Один раз, второй, третий. При этом ездил ночью, а с утра – снова на стройку. В какой-то момент со стройки пришлось уволиться и пришлось думать чем зарабатывать на жизнь. Это был 96 год, к тому же, младший сын родился.
Я занял 200 долларов под большие проценты и поехал за колбасой в частный цех в Азовском районе. Потом занял 400 долларов и закупил уже больше товара. Со временем отдал долги и стал уже пускать в оборот свои деньги. Раздавали колбасу для реализации на рынки и в магазины города. Через некоторое время нас с братом уже знали как нормальных партнеров. С 1996 и по сегодняшний день никто из наших поставщиков не может сказать, что мы не расплатились за товар или задержали оплату. Для меня всегда важно держать данное слово. Обещал расплатиться через три дня, значит, расплатись.
Первые годы, лет десять, для меня слова отдых вообще не существовало. Только работа, развитие, работа.
– Магазины «ИванКа» всегда отличал широкий ассортимент сыров. Это ваша личная любовь к сыру?
– Здесь получилось как. Колбасный бизнес развивался. Мы уже взяли в аренду помещение, поставили холодильные камеры, там же рядом открыли наш первый маленький магазинчик. Начали возить продукты из Москвы. С сыром это тот случай, когда спрос рождает предложение. Мы пробовали разные сорта сыра и те, которые нам нравились, везли на рынок и в наш магазин. С одной стороны, такие личные пристрастия – это неправильно и несколько вредит бизнесу, потому что не все, что нравится лично тебе, может продаваться. Сначала мы давали новые сыры на реализацию нашему магазину, и если 2-3 поставки распродавались удачно, заказывали более крупную партию и пускали на полки магазинов и рынков города.
– Вы работаете и с местными производителями. Какие товары вы смогли вывести на рынок, и есть ли планы дальше развивать это направление?
– У нас много местных производителей, от сухарей до сыра. Работать здесь и не торговать местной продукцией невозможно. Когда был ураган в Таганроге, один из местных предпринимателей, единственный из поставщиков, доставил хлеб в наши магазины. В ответ мы решили расширить ассортимент его продукции у нас и на полгода отказались от работы с другими поставщиками. Таким образом мы помогли ему развиться. Проработали в итоге 8 месяцев.
– Почему перестали сотрудничать?
– У нас на любой товар покупатель реагирует рублем. Можно выставить на полку хлеб от двух разных пекарен. Одного хлеба продастся 5 батонов, а другого 50. Если убрать из продажи популярный товар, то покупатель просто уйдет в другой магазин. Пытались поговорить с технологами о вкусовых качествах, но... Понимаете, ни одна хозяйка не скажет, что ее борщ хуже, чем у соседки. Нас не услышали и пришлось прекратить работу. Тем более, что свои обязательства мы выполнили.
– А почему федеральные сети не хотят брать местную продукцию?
– У «Магнита» более 50 точек в Таганроге. Очень сложно какому-то маленькому предпринимателю держать обязательства перед такой сетью. Здесь же громадная логистика: все поставки привязаны к определенному периоду времени, в определенные дни, в определенном количестве. И если предприниматель что-то не исполнил, то на него накладываются санкции. Почему крупные торговые сети заключают договоры с крупными поставщиками? Потому что у тех есть запас прочности, и они всегда выполнят условия договора. А мелкий предприниматель понимает, что для выполнения объемов поставки ему придется вложить пять и более миллионов в оборудование, расширить площади и так далее. Но гарантий того, что через полгода «Магнит» не откажется с ним работать, нет. Рынок есть рынок и завтра кто-то предложит аналогичный товар по меньшей цене.
– Недавно рядом с вашим магазином открылся очередной «Магнит». Думаю, для вас это не очень приятно. Но вопрос другой: администрация города много говорит о поддержке местного бизнеса. Как обстоит дело в реальности?
– Конкуренция дает толчок к пересмотру работы магазина, мы кое-что добавили, кое-что изменили. А как администрация может влиять на предпринимателя, открывающего торговые точки в городе? С одной стороны хорошо, что есть хорошее покрытие торговыми точками и показатель торговой площади на одного жителя города самый высокий в области, но федеральные сети не дают развиваться мелкому производителю – это плохо.
Мне вообще «Магнит» нравится. Очень хорошая структура, очень хорошая организация. Да, они, конечно, конкуренты, но они умеют развиваться, построили такую схему, у них классный управленческий состав. Я испытываю «белую» зависть по отношению к ним.
– Если говорить о ваших амбициях, есть ли планы по открытию торговых площадей вне Таганрога?
– Несколько лет назад у нас был оптовый склад в Ростове, но мы 3 года назад его закрыли. Потому что надо было переезжать в Ростов, набирать там команду и заниматься серьезно розницей. Почему у нас умирают мелкие магазины прилавочного формата? Потому что из них «ушли» владельцы, оставив продавцов и товароведа, не заинтересованных в том, что и как продастся. Это как на рынке, когда хороший владелец торговой точки знает, что предложить своему покупателю. Этому сервелат, этому «Московскую», и он не предложит им «Краковскую» колбасу или буженину.
Я постоянно настраиваю своих продавцов на общение с покупателем. Ведь у нас в целом отсутствует диалог между покупателем и продавцом. Продавцы забыли фразу «Что вам предложить?». Не навязывать товар, а именно советовать, предлагать.
– Вы открыли магазин «Баба Нюра». Чем он отличается от «ИванКи»?
– Изначально хотелось сделать какой-то социальный проект с доступным товаром. Сказать, что цены сильно отличаются, не могу. Немножко дешевле – да. Плюс «заприлавочный» формат требует меньших затрат на открытие. Потому что в каждом отделе самообслуживания должен стоять продавец-консультант. Плюс то, о чем я сказал выше: манера общения, как на рынке, и продавцы уже знают своих постоянных покупателей. В «Бабе Нюре» у нас каждый день скидка на определенную группу товаров. Сегодня на консервацию, завтра на хлебо-булочные, условно говоря. Человек, живущий рядом, знает в какой день и на чем он сможет сэкономить.
– А какова сейчас покупательная способность населения?
– Она упала и намного, процентов на 25 как минимум. Все мы видим, что происходит вокруг. Мир меняется. Экономика падает, сокращения. С чего она в Таганроге будет увеличиваться? Из-за событий на Украине мы стали транспортным тупиком, и это тоже сказывается.
– Кстати, как много украинских товаров было в ваших магазинах?
– Совсем небольшой процент. Соки были, пиво, немного сыров, еще что-то.
– Давайте о прекрасном. О вине.
– В юности, конечно, многие из нас любили выпить и закусить. Мясца там пожарить, в процессе жарки «принять». Но потом, с возрастом, начинает расширяться кулинарный кругозор и пробуешь продукты, к которым ты не привык. Мы страна северная и в ходу больше крепкие напитки. А сухое вино и Россия как-то не очень вязались. Сухое вино мы пили, когда ездили на Кавказ или в Крым. Я был очень удивлен, когда, будучи за столом в одной грузинской семье, увидел, как 12–летнему мальчику наливают полбокала сухого вина. Спрашиваю у главы семьи, мол, как же так, зачем ребенку вино? Мне объяснили, что это натуральный продукт и он полезен для организма.
Потом на дегустациях поставщики зарубежных вин предлагали их пробовать с чем-то. Это было непривычно. А несколько лет назад нас пригласили в гастрономический тур во Францию. С нами было несколько сомелье московских ресторанов. Мы объехали очень много виноделен и каждый день пробовали примерно сорок разных марок вина. И к каждой марке вина была своя специальная закуска, что помогало понять сочетание еды и напитков. Где-то на третий-четвертый день я уже стал чувствовать какие-то нотки, какие-то оттенки, и мне это стало нравится. С того момента я стал обращать внимание на вино, потому что до того пил другие напитки. Коньяк, например, очень люблю.
– В ваших магазинах сейчас большой ассортимент крымских вин. С чем это связано?
– Мы обожаем Крым. С массандровскими винами я познакомился еще в 2001 году. Мы с семьей отдыхали в Гурзуфе с друзьями. Зашли в одно кафе и попросили устроить нам дегустацию. Затем каждый день мы старались пробовать какое-то новое вино. Некоторые нам понравились, некоторые – нет и мы взяли с собой небольшую партию на пробу.
Сейчас, конечно, интерес к крымским винам высок, так как появилось очень много новых производителей. Крымское вино более доступно, чем европейское, правда, до Европы нам расти и расти, но это дает хороший толчок к развитию. Сейчас на полках много новой продукции виноделов Дона, Краснодара, Тамани, а также Абхазии и Грузии.
2 апреля у нас на Чехова 337 состоится вторая ярмарка-дегустация частных виноделов Дона и крымской винодельческой компании «Сатера». Давайте пробовать, выбирать и наслаждаться.
Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Комментарии