Люди
Вернуться в разделУльяна Карда: Молодое поколение не умеет слушать музыку и думать одновременно
В начале декабря в Русском доме науки и культуры (РДНК) в Берлине состоялось открытие фотовыставки «Впечатления от путешествия по югу России», организованной совместно с некоммерческой организацией Форум русской культуры из немецкого города Гютерсло. Открытию выставки предшествовал концерт таганрогских музыкантов: пианистки Алены Плетневой и певицы Ульяны Карды. Г-жа Карда рассказала Богудонии о своих впечатлениях от поездки в Германию, а также поделилась мнением о музыкальной культуре в целом и популярном ТВ-шоу «Голос» в частности.
– Как и кем было принято решение, что открывать выставку в Берлине поедете именно вы с Аленой Плетневой?
– Изначально туда был приглашен муниципальный камерный оркестр под руководством Александра Николаевича Гуревича, но сложилось так, что оркестр поехать не смог, и Гуревич решил, что поеду я. Какое-то время мы искали концертмейстера, затем остановились на Алене. И с лета, как говорится, понеслось! (смеется) Подготовка к мероприятию стала достаточно сложным процессом, в том числе, с финансовой точки зрения, хотя мы получили официальное приглашение от Русского форума Гютерсло через нашу мэрию. Впрочем, с немецкой стороны все было организовано на высшем уровне. Были все условия для репетиций: мы жили в гостинице, расположенной непосредственно в Русском доме в центре Берлина на Фридрихштрассе. Практически весь персонал отеля – русскоговорящий, проблем никаких не возникало.
– Как формировалась программа вашего выступления?
– Мы привезли в Берлин программу, соответствующую духу и истории чеховского Таганрога: классическую музыку, романсы Чайковского и Римского-Корсакова на стихи разных поэтов – Пушкина, Константина Толстого и др. Также был сольный инструментальный номер, который играла Алена – «Думка» П. И. Чайковского. Вела концерт и открывала выставку Галина Тихоновна Поленова (завкафедрой немецкого языка Таганрогского педагогического института – Богудония). Ей я хочу сказать отдельное спасибо, потому что она провела мероприятие на высоком уровне с уместными шутками, диалогами со зрителями, чего чаще всего от ведущего не услышишь.
– Как вас принимала публика и понравилась ли она вам?
– Большинство зрителей – русские иммигранты, которые регулярно посещают Русский дом. Около 20 человек приехали из Гютерсло. Они проделали большой путь, более 400 км, чтобы послушать, приветствовать и поддержать нас. И им это удалось. Практически все отзывы зрителей были положительными. Люди благодарили нас за то, что мы привезли именно русскую музыку, говорили, что это было душевно, сердечно, им очень понравилось. Нас приглашали в посольство, после приема к нам подошел лично посол, мы с ним поговорили – недолго, конечно, поскольку человек очень занятой. Но сфотографироваться с ним мы успели, что по нынешним временам немаловажно (смеется).
Хотелось бы упомянуть еще одного человека – это Питер Янсен, который организовал выставку и сделал много фотографий для нее. Он прекрасный человек. Мы много успели пообщаться за эти пять дней, посетили два ресторана с совершенно разной кухней... Совершенно удивительный человек: уже в достаточно преклонном возрасте, но жажда жизни бьет ключом. Он учит русский, хорошо говорит по-английски, очень общительный, всегда знает, что сказать и как пошутить. Очень приятно общаться с такими людьми.
Франц Кизль, который руководит Русским форумом Гютерсло, также приезжал в составе делегации, вместе с супругой. Немцы сами по себе очень сдержанные люди, и никто не ожидал, что в конце концерта они поднимутся и будут стоя аплодировать. Это было очень трогательно, я еле сдержала слезы, Галина Тихоновна слез не сдержала (смеется). В общем, это было очень приятно. Мы были очень удивлены, потому что это другая страна, где тебя никто не знает, и как бы ты ни был известен у себя на Родине, здесь это роли не играет. Но, видимо, мы смогли донести до них русское слово, и они его прочувствовали.
– Вам удалось погулять по Берлину? Каковы ваши впечатления от этого города?
– Берлин – мегаполис с внешне очень красивыми, общительными, доброжелательными и интересными людьми. Конечно, как и везде, там есть свои тонкости, при общении нам немного о них рассказали, но в общем город произвел положительное впечатление. Берлин мне напомнил девиз немецкого шоколада Ritter Sport – Kvadratisch. Praktisch. Gut (смеется). Потому что центр города – очень красивый, насыщен историческими зданиями, театрами, музеями, там протекает река Шпрея, по которой мы покатались. Но как только мы выехали за пределы центральной части города, то увидели постройки скорее практичные, чем привлекательные с эстетической точки зрения. Нам объяснили, что это связано с тем, что в войну Берлин был практически полностью разрушен. И действительно, когда мы ходили в один из местных музеев, то видели много фотографий военного и послевоенного времени. Город на самом деле лежал в развалинах. Взаимоотношения между ГДР и ФРГ, конечно, тоже наложили свой отпечаток на его облик.
– Вы упомянули, что людям, эмигрировавшим в Германию, приятно услышать русские романсы. Если говорить о современной российской музыке, том, что у нас сейчас поют и слушают, нам в принципе им нечего показать и спеть?
– Прямо сейчас мы с муниципальным камерным оркестром готовим цикл произведений, который написала моя подруга и однокурсница Ольга Васильева еще во времена нашего обучения в Москве в институте им. М. М. Ипполитова-Иванова. Это произведения для фортепиано и виолончели на стихи Цветаевой. Я ее попросила аранжировать эту музыку для оркестра, и в прошлом году она это сделала. Есть очень красивая современная музыка, я думаю, нам удастся ее донести до слушателей. У меня есть собственный проект: хочу спеть монооперу «Ожидание» Таривердиева. Это тоже прекрасная музыка, обожаю Таривердиева. Мне есть, что спеть из старинных романсов. Я знаю нескольких современных московских композиторов, которые пишут романсы в старинном стиле. И это глубокая музыка, потому что она, будучи современной, базируется на стихах Серебряного века.
Впрочем, есть вполне достойные современные тексты. У той же Ольги Васильевой есть песня на военную тематику, написанная участником Великой Отечественной войны. И это тоже современная и очень красивая вещь.
С ансамблем «Диво» у нас был проект «Уличные мелодии в смокингах» по музыке Андрея Петрова. Кстати, в нем были задействованы артисты таганрогского драмтеатра, которых выбирал руководитель ансамбля Сергей Пико. Они отлично справились и с актерской, и с вокальной задачами, и говорили, что очень хотели бы играть на театральной сцене в музыкальных спектаклях, но сейчас тенденция такова, что артисты перестали петь, как ни странно.
– Некоторое время назад мы публиковали интервью с Вениамином Смеховым, и он упомянул, что некие позитивные процессы в культурной среде современной России идут – кто-то пишет хорошие книги, кто-то ставит интересные спектакли, но каких-то каналов общения между теми, кто это делает, и широкими слоями жителей страны просто нет. С вашей точки зрения, существует ли проблема того, что при существовании серьезной музыки на улицах и по радио мы слышим совсем другие вещи?
– Я в своем ответе не открою тайны, конечно. Все мы, кто более или менее понимает нынешнее положение музыкальной культуры, осознаем, что донести что-то более светлое, трудно воспринимаемое, очень сложно. Почему? Потому что нынешнего слушателя из молодого поколения очень сложно заставить думать и слушать одновременно. А классическая музыка заставляет человека думать, сопереживать, чувствовать, понимать. Музыка, которая у нас идет по радио и по телевидению – это музыка развлекательного характера. Слушая ее, думать не нужно. Ты запомнил три основных слова из текста – и ты уже «в теме». С той музыкой, которую мы несем, этого не может произойти. В нее надо вникать. Но я заметила по своим концертам, которые мы иногда устраиваем в кафе «Шоколад» благодаря очень хорошему музыканту Марине Бердутиной, что люди, которых раньше тащили на аркане жены или приводили друзья, теперь приходят сами. И это молодые люди, им немного за 30. Это говорит о том, что у них есть эта жажда чего-то более глубокого, того, что трогает душу, не поверхностного. И эту жажду можно разбудить. Но это тяжелый труд, на который не все готовы.
– А что можно было бы сделать, чтобы изменить ситуацию в больших масштабах? Может быть, усилить детское музыкальное образование?
– В этом году директор музыкальной школы им. П. И. Чайковского Виктор Федорович Скворцов пригласил меня работать преподавателем по вокалу. Придя туда, я выяснила, что нынешние программы музыкального образования сильно упрощены и урезаны по сравнению с теми, по которым дети учились раньше. Об их усилении речи не идет, наоборот. В мое время обучение в музыкальной школе занимало 5-7 лет в зависимости от специальности. Это было не просто дополнительное образование, а полноценная школа, за обучение ребенка несли ответственность как педагоги, так и он сам и его родители. Теперь эта ответственность полностью возложена на школу, родители от нее устранились. Появились программы, рассчитанные и на четыре года, и на три. Одаренные дети занимаются по одной программе, все остальные – по другой. Это меня пугает. Что сделать, это, конечно, самый главный вопрос. На мой взгляд, поскольку нынешнее время – это время телевидения, компьютеров, в какой-то степени радио, эти каналы должны быть задействованы в воспитании музыкальной культуры. Мы с вами, к сожалению, ничего не можем сделать. Те же романсы могут звучать не только на канале «Культура», а еще и по Первому каналу периодически. Например, покажите в Новый год не «Старые песни о главном», которые уже вызывают у всех чуть ли не тошноту, а концерт классической музыки. Ведь романсы, опера – это очень красиво, душевно. Я не говорю, что мы должны только эту музыку слушать. Я, как и любой нормальный человек, слушаю разную музыку. Но я умею воспринимать сложную музыку. А люди зачастую, щелкая каналы, и услышав, например, оперу, просто говорят: «Ой, нет, дальше... Что-то они там воют, непонятно, что...».
– Вы могли бы посоветовать семье, в которой растет ребенок, как научить его слушать и понимать серьезную музыку?
– Как минимум – отдать его в музыкальную школу. Упрощение музыкального образования может иметь и положительную сторону. Оно стало доступнее, чем в прошлые годы. Опять же, есть масса музыкальных кружков, хотя они в основном сосредоточены на обучении эстрадному вокалу. Если же вы хотите, чтобы ребенок почерпнул знание классической музыки, тут может спасти только музыкальная школа.
– Мы недавно публиковали интервью таганрогского певца Вадима Линькова, который поет в стиле оперного вокала, и он упомянул о своем желании участвовать в шоу «Голос». У вас не было подобных мыслей?
– Не было. На такие проекты я смотрю очень объективно в плане того, что людей с улицы туда не берут. У меня, к сожалению, или к счастью, не знаю, был опыт общения с людьми, которые связаны с этими проектами. По их словам, ты либо уже должен иметь опыт участия в такого рода программах, либо иметь личные связи и знакомства, чтобы в них попасть. Одна хорошая подруга мне часто говорила: «Ну напиши анкету, ну напиши анкету в «Голос», ну пожалуйста, ну просто ради меня!». Я написала, хотя, конечно же, знала, что меня не позовут. «Голос» я смотрю все четыре года, мне очень любопытно. Иногда там встречаются действительно классные люди. Например, в четвертом проекте были два совершенно потрясающих парня – Витольд и Михаил Озеров. У них голоса, которые встречаются у одного человека на миллион, голоса, которые звучат одинаково замечательно во всех жанрах. Понятно, что сейчас все обсуждают победу иеромоноха Фотия, но она, что совершенно очевидно, носит заказной характер.
Во время обучения я регулярно участвовала в конкурсах, побеждала на них. В принципе, мне это очень нравится, но какого-то ажиотажного желания победить у меня никогда не было. Мне скорее интересно пообщаться с другими исполнителями, увидеть и приобрести что-то новое в профессиональном плане.
– Несмотря на ваш несомненный профессиональный рост и вокальные данные вы остаетесь в Таганроге, сравнительно небольшом городе, хотя наверняка нашли бы себе место на сценах в более крупных городах. Почему остаетесь?
– Чтобы петь в большом городе, для начала должен найтись человек, который будет заниматься решением организационных вопросов. На западе это называется агент, у нас этот институт пока не очень развит. Агент должен заинтересоваться именно моим голосом, моей фактурой и суметь представить меня где-то, где мой образ нужен. А просто так прийти с улицы и сказать: «Вот я, хочу петь»... Я пробовала. Даже в Ростове никому ты не нужен. Поэтому я живу здесь, работаю с Александром Николаевичем, с ансамблем «Диво» – и получаю от этого массу удовольствия. Конечно, если говорить честно, то в Таганроге мне бывает тесновато, кажется, что я могла бы больше. Но людей, которые хотят большего, очень много. Возможно, сейчас я занимаю какую-то нишу, предназначенную именно мне. Безусловно, хочется петь для более обширной аудитории. Но и в Таганроге живет довольно много людей. И когда тебя постепенно начинают любить, это очень приятно. Хотя, конечно, всегда нужно стремиться к большему.
Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Комментарии