Богудония побывала на юбилее театра-клуба «СаД»

Овсов, Конюхов и дочь Альбиона

Большой, но полупустой зрительный зал. По проходу расхаживают юноши и девушки в костюмах образца XIX века. Молодой человек с перевязанной щекой поправляет сюртук и медленно бредет от сцены к проходу, вскрикивая какую-то фамилию – то ли Конюхов, то ли Овсов… Ко мне подсаживается девушка в нежно-розовом платье и спрашивает, как правильно: Августовский или авгУстовский. Здесь ничего не отделяет чеховских героев от зрителя. Богудония в городском доме культуры на юбилее театра-клуба «СаД».

На входе в зрительный зал меня встречает девушка в длинном платье с воротничком, у нее в руках удочка, а на конце лески вместо крючка с поплавком висят маленькие флаеры. Это героиня рассказа «Дочь Альбиона».

– Не желаете приобрести программки?
–Я сколько раз говорила – не приобрести программки, а выловить рыбку, – журит девушку руководитель театра-клуба «СаД» («Содружество артистов Дона») Валентина Псёл. Здесь все строго: чеховскую тематику нужно соблюдать и в одежде, и в мыслях, и в словах. Мне даже захотелось сменить смартфон на брегет, а сигареты на потертую деревянную трубку.

Внутри зала – творческий беспорядок. Посреди помещения стоит вешалка с шляпой и длинным острым черным зонтом. Молодой человек неподалеку фотографирует девушек на компактный Nikon. В практически пустой зал заходят восемь или десять человек – всем не больше 25 лет. Уже за несколько минут до начала перфоманса подтягивается пожилая чета – вот и все зрители.

– Формат перфоманса родился сам собой, когда мы поняли, что зрителю нужно живое общение, интерактив, если хотите. В таком формате мы работали еще в Домике Чеховых, когда наши актеры встречали гостей у калитки музея. Но я мечтаю о создании театрального клуба для таганрогской интеллигенции, похожего на дворянское собрание, которое проходило во дворце Алфераки еще до революции, – рассказывает Валентина Псёл.

Занавес поднимается. Актеры сначала пестрым вихрем кружатся по сцене, затем выстраиваются в цепочку и идут за кулисы. Каждый проговаривает реплику из своего чеховского произведения. Кто-то кричит о кофее, который пьется без удовольствия, кто-то об Овсове или Конюхове. Они мелькают перед глазами и исчезают. На сцене остается только бюро, заваленное счетами и документами, и брюнет лет 50 в валенках и шарфе.

– Наши актеры это в основном студенты таганрогских училищ и институтов. Профессиональных актеров практически нет – все любители. Но труппа большая – около 80 человек. Есть очень большой возрастной разрыв. Актеры или молодые, это 20-25 лет, или возрастные как я. Середины практически нет. Все строится на чистом энтузиазме – мы не получаем денег и многое отдаем театру, – говорит актер и по совместительству писатель Игорь Пащенко.

Игорь – краевед и писатель широкого профиля. Пишет о Таганроге, компьютерах и жизни. Его рассказы ставят в чеховской библиотеке, а монументальный труд «365 поводов выпить» можно найти в любой интернет-библиотеке. Играть на сцене начинал еще в 80-е вместе с известным Владиславом Ветровым.

Но не забываем о том, что творится на сцене. А там в разгаре водевиль «Юбилей». Кузьма Николаевич Хирин (тот самый Игорь Пащенко) фыркает, пытаясь написать отчет. От нетерпения он раз за разом роняет большой потертый чемодан. А его начальник Шипучин пытается отделаться от своей некстати вернувшейся жены Татьяны и некой старухи Мерчуткиной, пытающейся выпросить у него 24 рубля 36 копеек – ведь положены ей по закону. «Я свое прошу. Мне чужого не надо!» – кричит старуха.

– Раньше мы выступали в антикафе «Муравейник», там владелец выделял нам место. Но «Муравейник» закрылся, нам некуда идти. Разве что в музеи, например, в домик Раневской или Таганрогский художественный музей – там у нас такие же перфомансы с интерактивом. А спонсоров найти не получается. Помню, в 2004-м, через год после основания нашего клуба, нас как актеров пригласил Московский Дом Культуры. Мы с трудом нашли деньги на поездку, и после этого случая я не пытаюсь найти спонсоров. Не мое это – выбивать деньги искать финансирование, – поясняет Валентина Псёл.

Водевиль окончен. Актеры, станцевав канкан, под громкие аплодисменты двенадцати человек кланяются и провожают зрителей. Пожилая чета, которая выделялась на фоне друзей актеров, кучкой сидевших в зале, благодарят режиссера за спектакль. Актеры возвращаются из девятнадцатого века в нынешний. Больше никакой манерности и чеховских диалогов – девушки и парни говорят привычным для уха языком.

Из ГДК я вышел в приподнятом настроении. И дело было не в том, что мне понравилась пьеса (а она мне действительно понравилась), и даже не в красоте девушек и их нарядов. Радовало, что люди, молодые или в возрасте, занимаются любимым делом. И пусть зрителей мало и не всегда есть, где играть. Они делают то, что любят, и это главное.

фото: театр-клуб «СаД»

19 октября 2015

Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в .

Подписаться

Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в .

Комментарии

Сортировка комментариев: По дате По рейтингу
Спасибо за статью!!!! Приходите на "Любимое"
9:20:16  19 октября 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
Это про нас, да.... Спасибо!
9:49:11  19 октября 2015
Ответить
Оставьте свой комментарий
Вы вошли как

Все ваши сообщения, до публикации, будут проверены модератором

НЕДАВНО В РАЗДЕЛЕ