В преддверии старта театрального сезона Сергей Кузьмичев поделился своим мнением о спектакле

Куда ведет дверь в смежную комнату?

Начало осени – как начало нового года. Традиционно с 1 сентября принято объявлять о старте проектов. Вот и Богудония не отстает: мы решили осветить театральную жизнь нашего города. И начнем, пожалуй, с рецензии. Сергей Кузьмичев рассказал о спектакле, который произвел на него наибольшее впечатление в прошлом сезоне. И выводы получились неоднозначными.

Ни один спектакль нашего театра не удивлял меня так, как «Дверь в смежную комнату». Пьеса принадлежит перу Алана Эйкбурна. История эксплуатирует уже не первой свежести идею о том, что с помощью некоего механизма для перемещения во времени можно попасть в прошлое, чтобы изменить настоящее или будущее. Что-то в духе известной кинотрилогии «Назад в будущее». В общем, попали в прошлое, «встряхнули» события как-то по-другому, а потом вернулись в настоящее, чтобы глянуть на результат «встряхивания».

Правда, по поводу самой пьесы у меня возникли и другие аналогии. Мне почему-то вспомнилась одноактная пьеса «За закрытыми дверями» Жан-Поля Сартра. Обратите внимание – тоже двери и тоже закрытые. Там, правда, никаких перемещений в пространственно-временном континууме нет. Но двери есть. И персонажи тоже оказываются в своеобразном лимбе, из которого трудно найти выход. У Сартра вообще все очень просто на первый взгляд, но в то же время гораздо сложнее, тоньше, жестче, резче, трагичнее, а в конце такое-е-е… Ну да ладно, сейчас о других дверях ведь речь.

Впрочем, все дальнейшие параллели между двумя пьесами будут уж слишком притянуты за уши. Будет  проще, если скажу так: пьеса Сартра – это программное произведение французского экзистенциализма. «Дверь в смежную комнату» – это попса, вобравшая в себя как губка для мытья посуды много пены в виде всяких модных штучек.

Для того, чтобы разобраться, куда же ведет наша дверь в смежную комнату, нужно поговорить о том, как все это выглядит и звучит. Но здесь я рискую оказаться в сложном положении: для своего повествования мне придется коснуться некоторых сюжетных поворотов и рассказать о приемах, с помощью которых в зрителях пытаются вызвать театральный катарсис. Предлагаю сделать следующее: я сосчитаю до трех. На счет «три» те, кто не видел постановку и не хочет знать подробности, должны пропустить пару следующих абзацев. Готовы? Раз... Два... Три!

Одна из фишек пьесы в том, что главная героиня Пупэй в исполнении актрисы Татьяны Шабалдас может перемещаться в прошлое в ту же самую комнату, где она находится. Через эту же дверь Пупэй попадает обратно в свое время. То же самое может сделать и другая героиня, Руэлла Уэллс (Ольга Билинская).

Процесс перемещения во времени на протяжении всей истории происходит многократно. Создатели спектакля решили оформить его в виде небольшого светового и музыкального перфоманса. Музыкальным оформлением была выбрана заглавная тема из британского телесериала «Шерлок», созданная специально для фильма композиторами Майклом Прайсом и знаменитейшим грэмминосцем Дэвидом Арнольдом. Здесь главными фразами являются «специально для фильма» и «хорошо известна». Лично у меня после трех сезонов «Шерлока» (9 серий, каждая более часа) музыка вызывает ассоциации только с этим фильмом. А в спектакле все музыкальное оформление постановки было ничтоже сумняшеся взято из модного «Шерлока»: и музыкальные темы грусти и печали, и заглавная тема, и все остальное. В результате попытки слить визуальную форму, пластику, речь актеров с музыкой получилась удивительно дисгармоничная вещь. Впечатляющая сама по себе музыка эмоционально связывала с другими героями и другой историей. Она жила своей отдельной жизнью, а происходящее на сцене – своей. И музыка явно брала верх над спектаклем. Она его подавляла. Отвлекала. Происходящее на сцене отходило на второй план.

В те моменты, когда актерам удавалось что-то нащупать, создать и начать рассказывать, снова звучала эта самая музыка. И так на протяжении всего представления. То, что делали актеры, соотносилось с музыкой примерно так же, как Сизиф соотносился с камнем, который он толкает в гору. Правда, Альбер Камю в своем философском эссе «Миф о Сизифе» считал, что, так как Сизиф обладает камнем и в нем для него есть целый мир, то Сизифа следует себе представлять счастливым. Такими образом, с точки зрения философии абсурда мы тоже очевидно должны представлять себе актеров счастливыми в их неравной борьбе с музыкальным «камнем».

Саму же историю «Двери...» с натяжкой можно назвать историей о трех разных женщинах, одном слабом мужчине и еще одном мужчине – настоящем маньяке Джулиане Гудмане, которого сыграл Олег Радченко. Именно его актерская работа оказалась самой правдивой, точной и пугающей. Пожалуй, тут правда била порой через край сцены, и это заставляло включаться в борьбу, вызывало протест против героя и много других эмоций. Если бы и другим артистам удалось сделать то же со своими персонажами, то постановка могла бы смотреться совсем иначе.

Увы, персонажи Татьяны Шабалдас, Ольги Билинской и Татьяны Бойко почти растворились в музыке и текстах. Пупэй выглядела такой потерянной в начале, что было непонятно, как она может быть представительницей древнейшей профессии, да еще и оказывающей услуги сексуального характера в жанре доминирования и БДСМ. Такой же потерянной, несмотря на все произнесенные речи и их громкость, она оставалась всю пьесу. Было ощущение, что актрисе неуютно, отношения с собственным персонажем у нее не складываются. В этом было что-то стыдливое, неловкое и робкое. Руэлла Уэллс, персонаж Ольги Билинской, не выглядела потерянной, но свое дыхание и жизнь на сцене тоже не обрела.

Так куда же ведет дверь в смежную комнату? По пьесе она ведет к возможности исправить ошибки прошлого. В случае с нашей постановкой она ведет просто в другие декорации на сцене, где не случилось жизни. Спектакль интересно посмотреть, но только раз. Как говорил один мой знакомый: «Это стоит посмотреть, чтобы знать, как не надо делать».

«Дверь в смежную комнату» – это дверь, к ручке которой я не хочу прикасаться во второй раз.

фото: театр им. Чехова

02 сентября 2015

Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в .

Подписаться

Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в .

Комментарии

Сортировка комментариев: По дате По рейтингу
Анонимный Пользователь
Ух ты, какая крутая театральная рецензия! Сначала было подумала, что буду смотреть, ибо упоминание "За закрытыми дверями" (если автор припомнил не только ради слова "дверь") заинтриговало. В плане музыки - не релевантно, ибо "Шерлока" не смогла себя заставить посмотреть, но согласна с тем, что использование музыкальной темы популярного сериала - не есть гуд, ибо действительно погружает в другую атмосферу. Дочитав до конца, поняла, что смотреть «Дверь в смежную комнату» я таки не буду. А рецензия очень добротная.
16:04:06  02 сентября 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
На основе одного посещения театра и этой рецензии рискну предположить, что в нашем театре немного больше чем нужно увлеклись современной музыкой и музыкой вообще...
16:40:33  02 сентября 2015
Ответить
Спектакли таганрогского театра однотипны. Иногда кажется, что в разных постановках одни и те же костюмы. Актеры не блещут. Татьяна Шабалдас играет главные роли, хотя сама по себе очень посредственна. Ольга Билинская жутко шепелявит и это сильно режет слух. Из нынешних постановок отмечу "Чисто семейное дело". Было смешно и настроение было как раз праздничное, т.к. смотрела на Рождество. Вообще наш театр оставляет желать лучшего. Актеры в главных ролях все время одни и те же. Ничего нового и все предсказуемо. Нужна молодая кровь.
16:57:19  02 сентября 2015
Ответить
Анонимный Пользователь Рина Пирог
Спектакли таганрогского театра однотипны. Иногда кажется, что в разных постановках одни и те же костюмы. Актеры не блещут. Татьяна Шабалдас играет главные роли, хотя сама по себе очень посредственна. Ольга Билинская жутко шепелявит и это сильно режет слух. Из нынешних постановок отмечу "Чисто семейное дело". Было смешно и настроение было как раз праздничное, т.к. смотрела на Рождество. Вообще наш театр оставляет желать лучшего. Актеры в главных ролях все время одни и те же. Ничего нового и все предсказуемо. Нужна молодая кровь.
Молодой крови в нашем театре вполне достаточно, а вот творческого лидера (главного режиссера), к сожалению, нет совсем. Отсюда и все беды. Не могут нянечки и медсестры управлять больницей, нет завода без главного инженера, а вот в театре такой казус случился. И теперь у нас актер управляет не только актерами, но и заезжими режиссерами.
11:08:04  03 сентября 2015
Ответить
Анонимный Пользователь Рина Пирог
Спектакли таганрогского театра однотипны. Иногда кажется, что в разных постановках одни и те же костюмы. Актеры не блещут. Татьяна Шабалдас играет главные роли, хотя сама по себе очень посредственна. Ольга Билинская жутко шепелявит и это сильно режет слух. Из нынешних постановок отмечу "Чисто семейное дело". Было смешно и настроение было как раз праздничное, т.к. смотрела на Рождество. Вообще наш театр оставляет желать лучшего. Актеры в главных ролях все время одни и те же. Ничего нового и все предсказуемо. Нужна молодая кровь.
Как же так?! Ведь и "Чисто семейном деле" играет Т.Шабалдас и Т.Бойко.... И этот спектакль произвёл на вас впечатление?! ... Вы себе противоречите!!!!!!!
22:32:44  22 ноября 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
В искусстве и медицине понимают все... увы... Наверное автор много спектаклей поставил и много создал в искусстве... Где бы посмотреть его работы?
19:41:47  02 сентября 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
"Открою вам одну страшную... тайну", то что вы опубликовали нельзя называть рецензией. Ибо у этого жанра есть свои строго обозначенные рамки. Посмотрите учебники театроведения и журналистики и вы все поймете. Но вам, не считающим себя журналистом, это простительно. А в целом, текст неплохой и под рубрикой "мнение неискушенного зрителя" вполне пригодный.
20:49:38  02 сентября 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
Я, товарищи, Пастернака не читал, но осуждаю всем нашим колхозом!
20:52:40  02 сентября 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
Наконец-то в таганрогские СМИ возвращается жанр театральной рецензии! Поздравляю! Удачи! Побольше критики - может и удастся-таки наш дряхлеющий театр расшевелить?!
21:50:14  02 сентября 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
Надо же! Глаза не верю! Театральная рецензия в Таганроге!
22:26:11  02 сентября 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
Слишком много "Я" и в тексте, и между строк.
9:53:51  03 сентября 2015
Ответить
Анонимный Пользователь Анонимный Пользователь
Слишком много "Я" и в тексте, и между строк.
Именно поэтому это не рецензия, а описание личных ощущений. Ничего страшного - такой жанр (эссе) тоже существует...
10:57:01  03 сентября 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
Божжже, как у нас много понимают в театральной критике, но молчат! А когда читают, что некто что-то посмотрел и что-то внятное сказал по этому поводу, так вообще начинает давить распространенный вид жабы "чёсамыйумный вульгарис". Ах, ах, "как много "я". Можно подумать, что в статье про театральный кружок "я" меньше - да там его еще больше - и по нолям пока комментариев. Или два больших текста за один присест - это много для наших театралов и проф.рецинзентов?
10:35:14  03 сентября 2015
Ответить
Анонимный Пользователь Анонимный Пользователь
Божжже, как у нас много понимают в театральной критике, но молчат! А когда читают, что некто что-то посмотрел и что-то внятное сказал по этому поводу, так вообще начинает давить распространенный вид жабы "чёсамыйумный вульгарис". Ах, ах, "как много "я". Можно подумать, что в статье про театральный кружок "я" меньше - да там его еще больше - и по нолям пока комментариев. Или два больших текста за один присест - это много для наших театралов и проф.рецинзентов?
Интересное мнение. Может самодеятельность не интересует театралов по понятным причинам! У них почти жалкое существование судя по оформлению номеров в концертах города. А театр единственный проф. коллектив Таганрога. С него и спрос. И зарплата у директора 400 тыс. Богудония же и публиковала. Вот и повышенное любопытство.
11:45:43  03 сентября 2015
Ответить
Анонимный Пользователь Анонимный Пользователь
Интересное мнение. Может самодеятельность не интересует театралов по понятным причинам! У них почти жалкое существование судя по оформлению номеров в концертах города. А театр единственный проф. коллектив Таганрога. С него и спрос. И зарплата у директора 400 тыс. Богудония же и публиковала. Вот и повышенное любопытство.
А если учесть, что у директора Герта нет даже высшего специального образования, то зарплата в 400 тыс. по нашим временам вполне адекватная. К примеру, Олег Табакав получает 1 млн. рублей.
9:52:51  04 сентября 2015
Ответить
Анонимный Пользователь Анонимный Пользователь
А если учесть, что у директора Герта нет даже высшего специального образования, то зарплата в 400 тыс. по нашим временам вполне адекватная. К примеру, Олег Табакав получает 1 млн. рублей.
Ну так то Табаков, которого вся страна знает!
22:21:44  05 сентября 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
Ну как "ценителям" понятно, а мне - простому "быдлу" очень понравилось. Игра хорошая, сюжет интересный за душе берет, а "Шерлока" я пока не смотрел)
18:38:39  05 октября 2015
Ответить
Анонимный Пользователь
Для тех, кто не пробовал ничего другого, морковка - самый сладкий фрукт. Всё познается в сравнении.
8:20:09  12 октября 2015
Ответить
Анонимный Пользователь Анонимный Пользователь
Для тех, кто не пробовал ничего другого, морковка - самый сладкий фрукт. Всё познается в сравнении.
А что другое вы пробовали? Заезжих гастролеров? В зубах не застряло? Особенно г. Садальский или Эвелина Бледанс? Спасибо, не надо, тошнотворный, знаете ли, продукт. А в нашем театре есть хорошие спектакли, посмотрите, например "Человек в футляре" или "Поминальную молитву".
15:04:50  12 октября 2015
Ответить
Оставьте свой комментарий
Вы вошли как

Все ваши сообщения, до публикации, будут проверены модератором

НЕДАВНО В РАЗДЕЛЕ