Люди
Вернуться в разделКонстантин Аршба: Наша система заменяет как минимум одного сотрудника
Таганрогская консалтинговая компания «Тендер-Дон» начала издавать журнал «ПРОГОСЗАКАЗ.РФ», посвященный вопросам, возникающим у заказчиков при организации государственных и муниципальных закупок. По словам директора компании и главного редактора журнала Константина Аршба, актуальная информация о решениях контролирующих органов и судов в сфере закупок, а также онлайн-консультации экспертов, которые редакция предоставляет своим подписчикам, позволяют им повысить свою квалификацию, обеспечить закупку товаров и услуг, соответствующих установленным требованиям, и соблюсти требования законодательства, нарушение которых чревато административной или даже уголовной ответственностью.
– Как родилась идея журнала?
– ООО «Тендер-Дон», можно сказать, широко известно в узких кругах как консалтинговая компания в области государственных закупок. Кроме того, у нас есть направление, связанное с продажей электронных продуктов в той же сфере. Мы несколько лет являлись партнерами крупной международной организации, которая в том числе является оператором портала государственных и муниципальных закупок zakupki.gov.ru. Мы достигли первого места в России среди партнеров этой организации по объему продаж и качеству правового консалтинга в области госзаказа, вышли на уровень VIP-партнера. Но на каком-то этапе развития наша компания столкнулась с тем, что эти электронные продукты (справочные системы по различным сферам профессиональной деятельности, включая госзаказ – Богудония), к сожалению, перестали удовлетворять пользователей. При этом цена была достаточно высокой – 55-70 тыс. руб. в год, поэтому количество заказов стремительно снижалось. Кроме того, мы много общались с представителями Федеральной антимонопольной службы, минэкономразвития и минобразования Ростовской области и другими контролирующими органами и крупными госзаказчиками. В разговорах с ними мы выяснили, что на рынке есть потребность в недорогом и функциональном информационном продукте, посвященном работе заказчиков в контрактной системе. Недорогой – это 1-2 тыс. руб. в месяц. В этом случае 80% заказчиков смогут себе позволить им пользоваться.
– Есть ли на рынке другие предложения и как ваш новый продукт соотносится с ними по цене?
– Стоимость нашей системы – от 20 тыс. руб. в год в зависимости от количества пользователей. Сюда входит подписка на журнал «ПРОГОСЗАКАЗ.РФ», у которого есть как электронная, так и печатная версии, и электронная информационная система. Электронная версия более объемна, чем печатная – она дополнена различными документами, в частности, решениями ФАС России, письмами минэкономразвития и т. д. В среднем удаленная поддержка в сфере государственных закупок, включая консультации, специалистами из Москвы или Ростова стоят вдвое дороже наших. При этом в каком-нибудь удаленном от крупных городов райцентре, поселке или, тем более, деревне остро стоит проблема отсутствия квалифицированных специалистов в сфере закупок. Повышать квалификацию в этой сфере сотрудникам бюджетных учреждений – школ, больниц и т. д., – расположенных в небольших населенных пунктах, тоже очень сложно. Финансирование у них скудное, и потратить 50-200 тыс. руб. в год на дорогостоящую правовую систему они не могут. А тысячу-две в месяц – вполне. Юриста за такие деньги они, конечно, не наймут. Да и незачем им нанимать юриста, поскольку закупочных процедур у них сравнительно мало – 10-30 в год.
– Удается ли вам, учитывая значительную разницу в цене продукта, обеспечивать его пользователям нужный им функционал в полной мере?
– По этому показателю мы превосходим даже более дорогие аналоги. У нас есть набор калькуляторов, которые позволяют рассчитать начальную цену контракта, лимиты на одного поставщика, которые будут соответствовать требованиям закона № 44-ФЗ, и другие параметры закупки. Специалисты нашего учебного центра ежемесячно проводят вебинары по закону 44-ФЗ. По итогам дистанционного обучения в нашей компании пользователь получает свидетельство о повышении квалификации установленного образца. Человек может находиться на другом конце России, хоть в Магаданской области. Все, что ему нужно – это доступ в интернет, даже с небольшой скоростью (требования очень небольшие), и желание. Обучение для пользователя нашей информационной системы бесплатное для одного сотрудника, для каждого последующего сотрудника организации клиента – 6 тыс. рублей. Для сравнения, стоимость такого рода услуг московских или ростовских организаций – в среднем около 12 тыс. рублей.
Задача системы – свести к минимуму рутинную работу и исключить нарушения законодательства при осуществлении закупок. Наша база данных включает в себя более 3 тыс. документов – авторских статей, пошаговых алгоритмов, решений судов, предписаний ФАС и т. д. Система заменяет как минимум одного сотрудника отдела закупок, поскольку позволяет автоматизировать расчет начальной (максимальной) цены заказа, формирует ее обоснование, подбирает коды классификации товаров и услуг, рассчитывает лимиты, выделяемые на одного поставщика в соответствии с законом № 44-ФЗ, проводит поиск недобросовестных поставщиков по ИНН или названию, предоставляет шаблоны отчетов об исполнении контрактов и т. д. Фактически, любая проблема решается в 2-3 клика мышкой.
В сложных ситуациях, когда вы не знаете, как поступить, и не хотите попасть под административную или даже уголовную ответственность, обратитесь к библиотеке судебных решений и решений ФАС. Решения антимонопольщиков есть на их сайте, но их несколько тысяч, и выбрать то, что тебе нужно, очень сложно. У нас же есть функция поиска решений ФАС по предмету закупки. Есть облако тэгов, которого нет ни в одной аналогичной системе, а пользователь в нем легко находит именно то, что ему нужно.
В ситуациях, когда пользователь не может найти решение самостоятельно, он может обратиться к сервису «Вопрос-ответ», в рамках которого на вопросы подписчиков отвечают наши эксперты. Мы отвели себе на ответ 24 часа, однако 90% проблем типовые, поэтому ответ у нас редко когда занимает больше двух часов.
– Сколько человек работает над журналом и другими продуктами компании?
– В данный момент коллектив редакции – около 10 человек, с экспертами – около 15. Это те люди, которые работают над обслуживанием наших клиентов постоянно. В России у нас около 30 партнеров, которые представляют наши интересы в различных регионах: Чечне, Краснодарском крае, Камчатке, Москве и Московской области, Нижнем Новгороде, Тюмени и др. Это как подписные агентства, так и учебные центры. В Ростовской области среди наших ключевых партнеров – региональная Торгово-промышленная палата.
– Вы уже зарабатываете на своих информационных продуктах или они еще не стали самостоятельным направлением бизнеса?
– Мы сейчас балансируем на грани самоокупаемости, стараясь при этом обеспечить высокое качество услуг. И нам это удается, если судить по отзывам пользователей. У нас они есть из разных регионов России, например, от минэкономразвития Калининградской области и от Института экономики и сервиса во Владивостоке, то есть, с двух противоположных концов страны. В Ростовской области на уровне министерств тоже высоко оценили нашу идею.
– Сколько у вас подписчиков сейчас и каков целевой показатель на этот год?
– Первый выпуск журнала увидел свет в сентябре. Сейчас у нас несколько сотен подписчиков. К концу года планируем довести их число до тысячи.
– Что сейчас в принципе происходит с госзаказом, учитывая урезание расходной части бюджета и другие негативные тенденции в экономике?
– Количество госзакупок не уменьшается. Ужесточается конкуренция между поставщиками. Тендеры выигрывают либо те, кто имеет «договоренности» с заказчиком, либо те, кто готов работать на грани рентабельности. К сожалению, наше законодательство «заточено» на поставки не качественного, а самого дешевого товара. Отсюда острая проблема с закупками лекарственных средств – все знают, что есть так называемые дженерики, эффективность которых зачастую ниже, чем у оригинальных препаратов. Каждый из нас сталкивался с тем, что ему в аптеке предлагали купить что-то подешевле, но предупреждали, что лечить это средство не будет, либо подороже, но более эффективное. Понятно, что выбор лучше сделать в пользу эффективного препарата. К сожалению, в рамках госзаказа, если техническое задание не прописано особым образом, приобретается весьма посредственный продукт. Хотя это зависит от квалификации специалистов отдела закупок. При грамотной его работе, умелом использовании законодательства о конкуренции и других нормативных актов, вы получите тот товар, который вам нужен. Закупщику все время приходится балансировать на грани, чтобы не нарушить закон и при этом избежать поставок того, что ему не нужно.
Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Комментарии