Спецпроекты

Вернуться в раздел

Спектр наших интересов был всегда широк

По словам главного бухгалтера энергосервисной компании «Элефант» Наталии Нечаевой, отечественное энергоэффективное оборудование по своим характеристикам не уступает импортному, а энергосервис – сложное, но перспективное направление, как для бизнеса, так и для коммунальной инфраструктуры российских городов.

– Об энергосервисе много говорят, но на практике этот вид услуг пока не получил обширного распространения в России. Почему вы выбрали это направление и как давно им занимаетесь?

– Как таковым энергосервисом мы начали заниматься только в прошлом году и нельзя сказать, чтобы нам удалось реализовать в этой сфере какие-то заметные проекты. Что же касается энергосберегающих технологий, то в этом направлении наша компания работает третий год. До этого мы продавали металлические изделия и конструкции, поставляли с Украины каолин (белую глину) на фабрику «Кубаньфарфор», пока она не перешла в собственность новых владельцев. Затем занялись поставками комплектующих для электрических сетей. Продавали арматуру, провода, муфты, то есть все, что предназначено для обеспечения электроснабжения. Однако этот бизнес очень сильно подкосила Олимпиада в Сочи в 2014 году. Многие монтажные компании Южного Федерального округа были разорены, потому что им попросту не оплатили до 30% смет. В результате эти предприятия перешли на централизованные поставки и монтажники прекратили закупки у нас. Тогда мы потеряли значительную часть своих оборотов. К счастью, в этот момент нам пошел навстречу банк «Центр-инвест», с которым мы работаем с конца 2003 года. У нас на тот момент был крупный действующий кредит, и мы вынуждены были сказать, что денег на его погашение сейчас попросту нет. Ждали, что в банке нам будут выкручивать руки, но они сказали: «Мы с вами работаем много лет, мы реструктурируем кредит на полгода на тех же условиях». Даже ставку не подняли. Это было очень кстати и помогло нам выйти из тяжелого положения. Мы стали думать, куда двигаться дальше, и выбрали сферу энергоэффективности. Во-первых, это веяние времени, а во-вторых, «Элефант» – необычная торговая компания. Мы всегда старались продвигать на рынок добротные товары, новые технологии и предлагать комплексные услуги. Например, мы одними из первых в Ростовской области стали продвигать технологии с применением самонесущих изолированных проводов (СИП), которые способны выдерживать очень большую нагрузку. Это очень выгодно – повесил их и забыл на 15 лет, что они вообще существуют. В свое время, чтобы помочь нашим клиентам в переходе на новые технологии, мы даже создали отдельный класс в учебном центре компании «Ростовэнерго», помогли организовать новые специальности. Там наши специалисты проводили конференции по современным решениям в сфере энергоснабжения, читали лекции.

– Как направление, связанное с повышением энергоэффективности, развивается сейчас?

– Конечно, со сложностями, многие проекты реализуются очень медленно. Например, в энергосберегающих технологиях очень большую заинтересованность проявил Дагестан. Наш директор в течение двух лет каждый месяц по две недели безвылазно проводил там. Мы выигрывали тендеры, но в последний момент эти тендеры «рассасывались». Деньги в республике есть, но за ее пределы им выходить не позволяют. В связи с этим мы открыли в Махачкале свое представительство и активно пытаемся продвигать услуги компании. В конце 2014 года нам удалось выполнить в республике достаточно крупный заказ. Сейчас к нам обратились представители дагестанского сельскохозяйственного сектора, которые попросили проработать для них вопросы поставки мини-заводов по производству халяльного мяса. Мы эту тему глубоко изучили, уже запланировали закупку оборудования, на заседании в министерстве сельского хозяйства республики был озвучен список колхозов, которые займутся развитием этого направления, но воз и ныне там. Восток – дело тонкое. Направление в целом мы считаем очень перспективным.

– А в связи с чем вы открыли филиал в Севастополе?

– По понятным причинам тема освещения, в том числе, уличного, для Крыма очень актуальна. Сейчас мы начали реализацию проекта по развитию сети уличного освещения в одном из городов Крыма – в конце прошлого года мы заключили с администрацией соответствующий договор и уже получили предоплату. Но в целом энергосервисное направление развивается очень тяжело.

– Почему?

– Энергосервис сам по себе – достаточно сложная схема. Для ее реализации мало оценить энергоэффективность какого-либо объекта, нужно еще убедить его собственника в необходимости несения трат на ее повышение и убедить инвестора в надежности заказчика. В Таганроге мы несколько раз встречались с представителем городской администрации. Мы со своей стороны готовы были взять на себя расходы на замену светильников на городских улицах на светодиодные с тем, чтобы потом окупить свои затраты и получить прибыль за счет экономии, которую город получит на оплате электроэнергии. Нам сказали, что это здорово, что город не понесет никаких затрат. Но пока, видимо, город не сильно заинтересован в этом.

– Рассматривали ли вы в качестве потенциальных клиентов управляющие организации сферы ЖКХ?

– Нет. С нашими управляющими компаниями, на мой взгляд, работать довольно рискованно. Как бухгалтер я вижу, что из этой сферы выводится очень много денег. Если в отчетности компании указано, что ее доходность меньше 1%, а ее сотрудники при этом покупают квартиры, машины и прочее, что никак не относится к деятельности УК, то иметь с этой компанией дело опасно. Энергосервис подразумевает длительные взаимоотношения, несколько лет. А уповать на то, что такие компании просуществуют и будут выполнять свои обязательства перед контрагентами хотя бы на протяжении трех лет, довольно рискованно.

– А ТСЖ? Ведь они создаются собственниками, которые, по идее, действительно заинтересованы в снижении своих затрат.

– А что нужно ТСЖ? Осветить дом, поменять лампочки в подъездах, организовать освещение придомовой территории? Затраты на энергосервис в этом случае не компенсируются и за 10 лет. Мы не можем себе позволить инвестиции на столь длительный срок.

– Помимо Дагестана и Крыма в каких регионах вы работаете?

– Сложно сказать, где мы не работаем. Мы являемся дилерами нескольких компаний по производству светодиодных приборов и поставляем их компаниям по всей России. Конечно, у нас в ассортименте есть товары как отечественных, так и зарубежных производителей. Мы всегда предлагаем клиенту выбор, честно говорим, что вот этот товар хороший, но дорогой, а этот – дешевле, но уступает по качеству. Например, мы давно работаем с нашим трамвайно-троллейбусным управлением, они знают толк в муфтах, которые мы им поставляем.

– Не первый раз приходится слышать, что отечественные светодиодные осветительные приборы не уступают зарубежным.

– Да, они весьма конкурентоспособны. Другое дело, что производятся российские светодиоды, как правило, из зарубежных комплектующих: китайских, французских или финских, и это отражается на качестве самих изделий. Но собирают наши компании великолепно. Когда мы открывали это направление, то прошерстили всю Россию в поисках достойных производителей, у всех закупили образцы и протестировали их: по несколько суток они у нас горели, мы смотрели, какую отдачу они дают, как греется корпус и т. д. И могу сказать, что таганрогский производитель, который начинал с минимальных производственных мощностей, не уступает по характеристикам своей продукции большинству компаний в своей категории. Сейчас и у наших земляков большой цех, они расширяют свое производство.

– В каких сферах вы работали раньше и как оказались на нынешнем месте?

– По первому образованию я инженер-системотехник. Работала на «Прибое», в радиотехническом институте, а когда в середине 90-х стало совсем тяжело, знакомые, которые занимались металлоторговлей, предложили мне работу бухгалтера. Я окончила курсы, поработала, потом получила квалификацию профессионального бухгалтера в РИНХе, и вот с 1995 года работаю в этой сфере. Мне это дело очень нравится. Я представляла себе бухгалтера, как человека в нарукавниках, который сидит и что-то суммирует и вычитает. На практике все оказалось иначе. У нас небольшая компания, и мы всегда занимались всем, что было нам интересно, стараясь выбирать интересные направления. В 1990-е годы мы закрывали казначейские обязательства на разные предприятия – и на наш «Тагмет», и на «Северсталь». И мне приходилось во все вникать, быть не только бухгалтером, но и кадровиком, и юристом – это достаточно увлекательно.

Справка. Энергосервис подразумевает проведение энергосервисным предприятием энергоаудита определенного объекта, разработку плана мероприятий по повышению его энергоэффективности и реализации этого плана за свой счет. Энергосервисная компания покрывает свои затраты и получает прибыль за счет разницы в расходах на оплату энергоносителей, которые несет собственник объекта.

На правах рекламы 

02 марта 2016

Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в .

Подписаться

Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в .

Комментарии

Сортировка комментариев: По дате По рейтингу
Что значит закрывать казначейские обязательства?
12:55:36  02 марта 2016
Ответить
Анонимный Пользователь
Бизнес и коммунальные инфраструктуры российских городов давно уже слились воедино и теперь уже трудно угадать, кто из коммунальщиков честно работает, кто делает вид что работает, а кто и ворует... Быть в России коммунальщиком и не быть вором просто невозможно.
14:19:45  02 марта 2016
Ответить
Анонимный Пользователь
Я конечно извиняюсь за грубый комплемент, просто умная тетка, лаконично, доходчиво и просто изложила предмет деятельности и свое мнение на поднятые автором проблемы.
14:51:54  02 марта 2016
Ответить
Анонимный Пользователь
Странновато слышать чисто технические реплики из уст главного бухгалтера.Никогда не встречал чтоб бухгалтер говорил языком коммерса.
15:39:58  02 марта 2016
Ответить
Анонимный Пользователь
Второй репортаж подряд реклама банка
15:42:54  02 марта 2016
Ответить
алексей фридман Анонимный Пользователь
Второй репортаж подряд реклама банка
Вы нас раскусили - внизу текста так и написано: "на правах рекламы". Ну а вообще, это не репортаж, а интервью. Несколько разные жанры, знаете ли.
15:48:38  02 марта 2016
Ответить
Анонимный Пользователь
Предприятие посредник между производителем продукции и потребителем. Занимались всем, что приносило прибыль. С переходом потребителей на прямые поставки от производителя стали не у дел. Когда ТТУ поймёт (если это ему надо?), что покупать муфты у непосредственного производителя выгоднее муниципальному предприятию, то опять начнутся сложности. Оно понятно, кредит гасить надо, кризис и деньги взять можно в регионах, в которые федерация направляет деньги. А что? А вдруг? А вообще то милая женщина с терминологией технаря и комерса. А директор то конторы или владелец случайно не муж? Вполне хорошая семейная фирмочка, такая, как и многие другие, так что не надо пафоса и высоких слов об увлекательности, нужности и актуальности. Всё определяется деньгами, работают там, где их можно взять. Удачи!
19:20:34  02 марта 2016
Ответить
Оставьте свой комментарий
Вы вошли как

Все ваши сообщения, до публикации, будут проверены модератором

НЕДАВНО В РАЗДЕЛЕ