Спецпроекты
Вернуться в разделБюджету Таганрога не хватает денег и профессионализма
11 мая в Таганроге пройдут публичные слушания по проекту отчета об исполнении городского бюджета за 2015 год. Богудония решила посмотреть (и продемонстрировать читателям) как менялись основные показатели местного бюджета в 2010-2015 году, и что готовит нам год нынешний. Кроме того, мы попросили экспертов прокомментировать собранные данные, и они сошлись во мнении, что городским властям стоит внимательнее относиться к управлению муниципальными финансами.
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 (план) |
|
ДОХОДЫ (всего) |
4524812.6 |
4825118.1 |
5460555.5 |
5234403.7 |
5827055.3 |
5822645.4 |
5230466.7 |
Собственные доходы |
2204928.3 |
2240386.2 |
2280303.8 |
2227366.3 |
2079717.4 |
1963920.4 |
1992016.8 |
Налоги на прибыль, доходы |
829871.7 |
795925.5 |
880641.1 |
960662.5 |
815022 |
804670.3 |
870759.5 |
Акцизы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
17576.6 |
21601.8 |
Налоги на совокупный доход |
273784.8 |
277780.4 |
340187.2 |
296105.8 |
316616.3 |
329900.2 |
166581.7 |
Налоги на имущество |
741000.4 |
703856.7 |
644232.4 |
574553.2 |
470166.3 |
441555.2 |
473131 |
Гос.пошлина |
78647.8 |
77856.6 |
30456.5 |
23803.9 |
30769.7 |
34647.5 |
49397.7 |
Неналоговые доходы |
355096.4 |
384816.7 |
384356.2 |
372626.2 |
420488.5 |
335543.5 |
339853.8 |
Безвозмездные поступления |
2319884.3 |
2584731.9 |
3180251.7 |
3007037.4 |
3747337.9 |
3858725 |
3238449.9 |
РАСХОДЫ (всего) |
-4294585.7 |
-4879927.4 |
-5920070.1 |
-5442525.2 |
-6001574.4 |
-6049164 |
-5460087.1 |
ЖКХ |
-803809.1 |
-823304.1 |
-634580.9 |
-581408.5 |
-661509.4 |
-320752.4 |
-408393 |
Образование |
-1348631.8 |
-1458908.9 |
-1769197 |
-2011073.5 |
-2447996.2 |
-2545875.1 |
-2295829.9 |
Здравоохранение |
-377137.8 |
-502261.3 |
-1012518.2 |
-377873.3 |
-245141.6 |
-307637.4 |
-188462.4 |
Социальная политика |
-1080459.3 |
-1432683 |
-1415078.9 |
-1458518.4 |
-1717463 |
-1789526 |
-1535040.8 |
Общегосударственные вопросы |
-243949.3 |
-254634.8 |
-315318.8 |
-330605.1 |
-359683.2 |
-343970.5 |
-350027 |
Национальная оборона |
-460.7 |
-240.7 |
-397.2 |
-405.7 |
-166.8 |
-342.7 |
-442.5 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
-24130.6 |
-38325.8 |
-41067.4 |
30890.4 |
-60933.1 |
-140964.6 |
-40665.3 |
Национальная экономика |
-88515.9 |
-95018 |
-427844.4 |
-292617.3 |
-174914.3 |
-214097.4 |
-236257.9 |
Охрана окружающей среды |
-1902.8 |
-2064.7 |
-1299.2 |
-2205.7 |
-307.3 |
-364.1 |
-495.3 |
Культура, кинематография и СМИ |
-234959 |
-195874.3 |
-203608.8 |
-239933.6 |
-220614.5 |
-238647 |
-198601 |
Физкультура и спорт |
-90629.4 |
-76408 |
-95078.6 |
-78502.2 |
-60163.1 |
-44086.6 |
-38127.6 |
Обслуживание гос.и мун.долга |
-0 |
-203.8 |
-4080.7 |
-38491.5 |
-52681.9 |
-102900.2 |
-167744.4 |
В условиях общего снижения темпов роста экономики федеральный центр ориентирует региональные и муниципальные власти на сокращение расходной части бюджета, но без существенного урезания социальных статей. В этом отношении бюджетная политика города представляется достаточно сбалансированной. Так, за последние годы существенно выросло финансирование сферы образования, растут объемы социальной поддержки. Вместе с тем, потенциал для увеличения эффективности бюджетной политики Таганрога, на мой взгляд, существует. Он заключается в повышении качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета, развитии системы муниципального финансового контроля и информационных систем управления муниципальными финансами.
Необходимо отметить, что бюджет Таганрога исполнялся с дефицитом во все годы, кроме 2010-го. Наибольший объем дефицита наблюдался в 2012 году, когда он составил около 460 млн. рублей (20,15% от собственных доходов города). В последующие годы дефицит бюджета несколько выровнялся и составлял от 8 до 11,5% собственных доходов города.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета являются бюджетные кредиты, кредиты кредитных организаций, остатки на счетах. Например, в 2016 году Совкомбанк откроет Таганрогу кредитную линию с лимитом около 196,5 млн рублей.
Стоит отметить, что в период с 2013 по 2016 год объем муниципального долга возрос с 353 млн до 924 млн рублей. Это может свидетельствовать о том, что городу не хватает доходной базы для покрытия дефицита бюджета и выполнения расходных обязательств по закрепленным полномочиям. Финансовым управлением Таганрога отмечается, что в 2016 году плановые параметры бюджетного дефицита находятся в пределах 10% объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений и вовлеченных остатков средств на и не превышают предельное значение, установленное Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Верхний предел муниципального долга города Таганрога составляет 1 млрд 69,6 млн рублей. Муниципальный долг составит на конец 2016 года 54,4 процента от максимальной величины, установленной Бюджетным кодексом.
Доходы бюджета увеличились к 2015 году на 28,7% по сравнению с 2010 годом, однако в 2016 году запланировано снижение доходной базы на 10,2% по сравнению с 2015 годом.
По структуре бюджета безвозмездные поступления обеспечивают чуть более половины доходов города, основную долю в собственных доходах занимают налоги на прибыль, доходы и имущество.
Негативной тенденцией является снижение доли собственных доходов города Таганрог в общем объеме доходов за анализируемый период с 48,7% в 2010 году до 34,2% в 2016 году. Причем ситуация будет ухудшаться при снижении объемов безвозмездных поступлений от других уровней бюджетной системы, что уже наблюдается в плановых показателях бюджета города на 2016 год (объем безвозмездных поступлений в 2015 году – 3 млрд 858 млн 725 тыс. рублей, в 2016 году – 3 млрд 238 млн 450 тыс. руб.). Данные тенденции связаны как с объективными факторами (влияние санкций на национальную экономику, нестабильность мирового нефтяного рынка, общеэкономический спад, изменения федерального и областного законодательства), так и недостаточно активной деятельностью органов управления по расширению источников собственных доходов города.
Расходы бюджета в период 2010-2015 годов имели тенденцию к росту за исключением некоторого падения в 2013 году. Так, к 2015 году по сравнению с 2010 годом расходы бюджета возросли на 40,9% (1 млрд 754 млн 578,3 тыс. рублей). Однако на 2016 год предусмотрено падение расходов на 589 млн рублей (почти 10%) по сравнению с 2015 годом. Данный факт может существенно повлиять на выполнение социальных обязательств города.
Бюджет города носит социальную направленность, социальные расходы (образование, здравоохранение, социальная политика, физическая культура и спорт, культура, кинематография и СМИ) составляют от 71% расходов в 2010 году до 81,4% в 2015 году (планово в 2016 году – 78,0%). Такая ситуация характерна для многих городов и регионов России. Доля социальных расходов составила в 2014 году 62% всех расходов бюджетов регионов.
Органами местного самоуправления отмечается, что в 2016 году в программах сосредоточено 91% расходов бюджета города Таганрога. Таким образом, можно отметить, что в городе в целом сформирован программный бюджет.
В муниципальной программе города Таганрога «Управление муниципальными финансами» отмечено, что необходимо решение ряда проблем:
– увеличение доли средств, направляемой на развитие социальной и инженерной инфраструктуры;
– повышение качества предоставления муниципальных услуг;
– внедрение четкой системы оценки эффективности бюджетных расходов, дальнейшее развитие системы программно-целевого метода бюджетного планирования, муниципального финансового контроля;
– решение задачи по долгосрочному бюджетному планированию;
– создание единой информационной системы осуществления бюджетного процесса, интегрированной в деятельность всех участников бюджетного процесса.
Кроме отмеченных направлений, можно отметить, что для расширения собственных доходных источников бюджета необходимо проведение более активной инвестиционной политики, оптимизация земельно-имущественных отношений, участие в реализации региональных программ развития.
Сравнение с близким по численности населения городом Южного Федерального округа Новороссийском (256,6 тыс. чел.) показывает, что Новороссийск обладает несколько большей бюджетной устойчивостью за счет более высокой доли собственных доходов города за анализируемый период. Соответственно, объем расходов Новороссийска также несколько больше. Стоит обратить внимание на различие в объемах расходов на социальную политику – в Таганроге они в 9-10 раз больше. Например, в 2014 году затраты бюджета Новороссийска на социальную политику составили около 187 млн рублей, а Таганрога – более 1,7 млрд рублей. В планах на 2016 год предусмотрены расходы 191 млн рублей и более 1,5 млрд рублей соответственно.
Вы подписаны на новые комментарии к статье. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Подпишитесь на новые комментарии к статье. Для этого нажмите на кнопку “Подписаться”. Управлять подписками вы можете в личном кабинете.
Комментарии